Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа наставничества в школе. Учитель-учитель

Программа наставничества. Форма «Ученик-ученик». Ролевая модель «Адаптированный - неадаптированный» на 2021-2022 год
Содержание
1 Пояснительная записка
2. Реализация Программы наставничества «ученик-ученик»
2.1. Этапы реализации Программы
2.2 Портфель наставника
3. Мониторинг эффективности реализации Программы
4. Результаты реализации Программы

I. Пояснительная записка
Настоящая программа наставничества МБОУ «СОШ № 29 с.Центральное» разработана на основании:
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
• Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися");
• Национального проекта «Формула успеха»;
• Положения «О наставничестве» МБОУ «СОШ № 29 с.Центральное».
Мир уже вступил в эру цифровых технологий, и современные дети предпочитают больше времени проводить за «гаджетами», чем, заниматься двигательной и умственной активностью. А это значит, что не накапливаются знания, которыми бы они смогли пользоваться и решать проблемные ситуации нестандартным путём. Дети понимают друг друга, лучше, чем взрослых, старший товарищ пользуется авторитетом, является примером, поэтому мы и внедрили наставническую форму «Ученик-ученик», которая реализуется посредствам шахматного клуба. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Целью программы является раскрытие личностного и интеллектуального потенциала наставника и наставляемого, необходимого для успешной самореализации в современных условиях.
Задачи:
• раскрытие потенциала каждого участника программы;
• формирование жизненных ориентиров;
• адаптация обучающихся к новым учебным условиям;
• повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях и внеурочной деятельности;
• формирование ценностей и активной гражданской позиции участников программы;
• развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире.
Форма наставничества: «ученик — ученик».
Ролевая модель: «Адаптированный - неадаптированный», где «адаптация» рассматривается, как умение играть в шахматы.
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.
Участники программы:
1. Куратор – Чупрова О.А. заместитель директора по воспитательной работе, учитель физической культуры и ОБЖ;
2. Наставник – Котрехова Алена, ученица 6 класса, адаптирована к игре в шахматы;
3. Наставляемые – группа обучающихся МБОУ «СОШ № 29 с.Центральное» с 1 по 7 классы.

Ожидаемые результаты реализации программы наставничества
• рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся;
• формирование активной гражданской позиции школьного сообщества;
• увеличение доли учащихся, участвующих в программах наставничества;
• снижение проблем адаптации при переходе на новый уровень обучения: психологических, организационных и социальных;
• включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья;
• измеримое улучшение личных показателей эффективности наставника, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.

II. Реализация Программы наставничества
(см. приложение)
2. Портфель наставника
Пояснительная записка
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Целью наставничества является формирование у наставляемых целостного представления о шахматах и шахматной игре, создание условий для личностного и интеллектуального развития.
Задачи:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приемами тактики шахматной игры;
- научить наставляемых играть шахматную партию с записью;
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности;
- воспитывать уважения к партнеру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремленность, трудолюбие.
Отличительной особенностью наставнической деятельности является ее реализация через модель «ученик-ученик».

Занятия предусматривают теоретические и практические формы:
1. теоретические (знакомство с шахматами, изучение каждой фигуры, ее роль, функции);
2. практические (непосредственно шахматная игра, соревнования в группе).
Участниками наставнической деятельности являются дети младшего и среднего школьного возраста, посещающие общеобразовательную школу. Наполняемость группы соответствует нормативным показателям и нормам СанПиН.

Используемый инструментарий
Для реализации наставничества был разработан план работы, который включает в себя разделы.
1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем".
2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы.
3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре.
4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.
5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов.
6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации.
7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе.

Используемые инструментарии для реализации плана:
- предметные картинки, помогают наставляемым лучше запомнить название фигур. По итогу ознакомительных уроков, группа проходит тест, где предлагаются картинки с изображением фигур, название которых наставляемые должны назвать;
- игровое «поле», которое больше стандартных размеров, используется наставником для объяснения и показа всей группе, а уже позже наставляемые работают на шахматных досках;
- сюжетные картинки позволяют шахматистам увидеть больше возможностей, уменьшить число собственных промахов, красиво играть и улучшить общий счет;
- меловая доска используется для разбора комбинаций, записи ходов и.т.п, наставляемые затем фиксируют все в тетрадь;
- шахматы-онлайн, используются в конце курса наставничества, после соревнований в группе;
- дидактические игры, для закрепления умений и навыков.

Ожидаемые результаты наставнической деятельности:
- умение ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
- формировать уважительное отношение к иному мнению;
- учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность;
- развивать навыки сотрудничества с участниками наставляемой группы;
- учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.
- учиться использовать знако - символические средства представления информации;
- овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями;
- учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения;
- учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия;
- находить способы решения и осуществления поставленных задач;
- формировать умение контролировать свои действия;
- учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

III. Мониторинг эффективности реализации Программы
Мониторинг эффективности реализации Программы понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о Программе и/или отдельных ее элементах.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества реализации Программы;
2) оценка мотивационно - личностного, компетентностного, роста участников, динамики образовательных результатов.

Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы группы «наставник - наставляемый» в форме опроса.
По результатам первого этапа мониторинга будет предоставлен анализ реализуемой программы наставничества.

Второй этап мониторинга позволяет оценить мотивационно -личностный, интеллектуальный рост участников и динамику результатов.

IV. Результаты реализации Программы
Создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Наставник:
• организация и проведение форумов, конференций наставников на школьном уровне;
• выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
• презентация опыта наставничества на школьном и районном уровне;
• предоставление наставнику возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития системы наставничества в школе;
• профориентация по профессии «Педагог»;
• коммуникативные навыки;
• рост мастерства.
Наставляемые:
• изучат основы игры в шахматы, примут участие в соревнованиях разного уровня;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие математической грамотности;
• развитие пространственного и системного мышления;
• сохранение здоровья;
• улучшение успеваемости, за счет изучения тактических действий в игре.
Скачать Программа наставничества. Форма «Ученик-ученик»

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для обучения игры в шахматы детей дошкольников Использование ИКТ в обучении шахматам Обучение младших школьников игре в шахматы вслепую Выступление социального педагога на тему: Наставничество как образ жизни
Опубликовано: 793 дня назад (17 февраля 2022)
Просмотров: 1536
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!