Особенности подготовки эстрадно-джазового гитариста
Описание материала
Представляемая методическая разработка создавалась в процессе экспериментальной инновационной деятельности педагога по теме «Создание и совершенствование учебно-методического комплекса для класса инструментов эстрадно-джазового ансамбля».
Введение
Раскрытие художественного образа музыкального произведения — венец сотворчества педагога и учащегося. Это есть и начало и основа музыкального образовательного процесса не зависимо от специализации учащегося. Понимание художественного образа музыкального произведения и его раскрытие является началом работы над музыкальным произведением и ее завершением в виде концертного исполнения. Этим пронизано все в творчестве музыканта. Этому должны быть подчинены и все стороны подготовки эстрадно-джазового гитариста.
Что такое эстрадно-джазовая музыка?
Эстрадно-джазовая музыка существует вот уже около 100 лет, но ни в одном из русских словарей нет определения этого термина. Может быть людям далеким от теоретических проблем эстрады и джаза до этого нет никакого дела, но эстрадно-джазовые музыканты, должны знать, что они исполняют и преподают.
Во всех крупных городах России есть ВУЗы и СУЗы с эстрадно-джазовыми кафедрами и отделениями, а то и специализированные эстрадно-джазовые учебные заведения. Серьезные преподаватели по всей стране учат эстрадно-джазовому исполнительству, преподают эстрадно-джазовый вокал, сольфеджио читают студентам лекции по истории эстрадно-джазовой музыки, но определения того, чему они учат нет.
Отечественная эстрадно-джазовая музыка формировалась под влиянием культуры США и Великобритании. В английском языке есть эквивалент обсуждаемому термину «pop jazz music», но значения этого термина так же не существует. Хотя, по всему миру разбросано множество учебных заведений различного уровня, обучающих исполнению и преподаванию pop jazz music.
Даем определение
Попробуем сформулировать значение интересующего нас термина самостоятельно. Для начала найдем уже существующие определения слов, составляющих словосочетание «эстрадно-джазовая»:
• Эстрада – вид сценического искусства, представляющий собой как отдельный жанр, так и синтез жанров: инструментальная музыка, песня, танец, театральная миниатюра, пантомима, жанры речи, оригинальный жанр, цирковое искусство.
• Эстрадная музыка – жанр музыкального искусства, который, в свою очередь, является синтезом различных музыкальных стилей и жанров. Это то, что звучит с эстрады. Является частью или основой сценического действия. Чаще это песня, легкая танцевальная музыка.
• Джаз – музыкальный стиль, произошедший из блюза и креольской музыки. Родина джаза — США. В России был очень популярен с 30-х по 90-е годы ХХ века. Джазовые музыканты, композиторы и теоретики подняли, некогда уличную, музыку Нового Орлеана на высоту серьезного профессионального искусства, внесли большой вклад в развитие не только мировой эстрадно-джазовой музыки, но и академической.
Компилируя найденные определения, формулируем определение:
Эстрадно-джазовая музыка – вид профессионального музыкального сценического искусства, являющийся синтезом различных американо-европейских музыкальных стилей, таких как блюз, кантри, джаз, блюз, кантри, рок, фанк, соул, латина, поп-музыка и т. д. В России на становление эстрадно-джазовой музыки большое влияние оказала русская песенная традиция.
В одной из своих работ В. Д. Конен, советский музыковед, доктор искусствоведения, называет эстрадно-джазовую музыку третьим пластом музыкальной культуры в целом. Первый пласт, согласно её мнению, это народная музыка (в основном фольклор). Второй – профессиональное композиторское творчество, классика. Третий пласт – эстрадно-джазовая музыка, которая включает в себя популярную музыку, рок-музыку, песенное творчество, спиричуэлс, блюзы, кантри, свинг, классический джаз, современный джаз, хард-рок, джаз-рок, ритм-энд-блюз, модерн-джаз (бибоп), кул (холодный джаз) и другие.
О чем говорит этот термин
Словосочетание «эстрадно-джазовая музыка», подчеркивает профессиональный статус этого вида искусства и отделяет его от любительского исполнения. А также раскрывает его мультистилевую природу. Музыканты-любители, как правило, не владеют нотной грамотой и специализируются на одном-двух музыкальных стилях. В то время как выпускники эстрадно-джазовых учебных заведений, отделений и факультетов хорошо «подкованы» в музыкальной теории. Они знают специфику своей работы, умеют исполнять не только джаз, но блюз, кантри, рок, латину, соул, фанк и поп-музыку. Да и как может быть по-другому, музыка – их работа. Они должны быть готовы к исполнению произведений различных стилей и направлений.
Что означает этот термин в работе эстрадно-джазового педагога
Формулировка значения термина «эстрадно-джазовая музыка» помогает понять, как педагог должен строить образовательный процесс в классе эстрадно-джазовой гитары, и к какому результату стремится. Это словосочетание означает построение образовательного процесса через призму эстрадно-джазового исполнительства и педагогики. В каждом компоненте подготовки эстрадно-джазового гитариста:
• в изучении теории и истории музыки, сольфеджио,
• в овладении средствами музыкальной выразительности,
• в овладении техническим комплексом,
• в изучении музыкальных стилей; умении стильно исполнять произведения эстрады и джаза,
• в раскрытии художественного образа музыкального произведения
должна обнаруживаться эстрадно-джазовая специфика.
Для решения задач обучения учебный и концертный ансамблевый репертуары начинающего исполнителя должны содержать произведения в различных эстрадно-джазовых стилях. Музыкальные номера и партии должны соответствовать техническим и акустическим возможностям эстрадно-джазовой гитары. Самым оптимальным инструментом для обучения исполнению музыки эстрады и джаза, по мнению автора, является электрогитара. Эстрадно-джазовая музыка по своей природе мультитембральна. В звуковом арсенале классической гитары есть только один тембр. Электрогитара легко совместима с устройствами обработки звука, звуковыми эффектами, цифровыми процессорами, устройствами звукозаписи.
Техника — фундамент исполнения
Обучение игре на электрогитаре начинается с базовых технических моментов: постановка игрового аппарата, постановка левой и правой рук, которые в целом заимствуются из технического комплекса классического гитариста. Но есть и существенные отличия, так как технический комплекс эстрадно-джазового гитариста должен соответствовать сути эстрадно-джазовой музыки, ее выразительным средствам и стилям.
В начале своего обучения классический гитарист осваивает приемы пальцевого способа звукоизвлечения тирандо и апояндо, эстрадно-джазовый электрогитарист отрабатывает переменный штрих в звукоизвлечении медиатором. По-разному на этих инструментах работает и левая рука исполнителя. На классической гитаре исполняются произведения, в которых слышится и мелодия, и аккорды аккомпанемента, и партия баса. Поэтому на этом инструменте часто применяется аккордовая техника, используются открытые струны. Электрогитара — это в подавляющем числе случаев, ансамблевый инструмент. На ней чаще играют мелодическую линию или аккордовый аккомпанемент. Для этого начинающие электрогитаристы осваивают исполнение различных гамм в разных позициях преимущественно без использования открытых струн. В ансамблевом или оркестровом аккомпанементе электрогитаристы используют четырехзвучные аккорды на первых четырех струнах.
Таким образом, электрогитарист осваивает постановку игрового аппарата, технику игры, свойственную, для его инструмента, что становится основой его технического комплекса. Далее, исполняя произведения эстрады и джаза, применяя соответствующие средства выразительности, он научится исполнять музыку в различных стилях эстрадно-джазовой музыки. Позже, освоив, эстрадно-джазовую стилистку, на продвинутом уровне эстрадно-джазовый гитарист может освоить пальцевую технику, комбинированный прием звукоизвлечения (одновременное использование медиатора и пальцев правой руки в различных сочетаниях). Это органично войдет в его технический комплекс.
Классическая гитара диктует свою методику преподавания
Сегодня передовые исполнители на гитаре, используя новые техники и современную аппаратуру разрушают, сложившиеся ранее, стереотипы. На классических гитарах они исполняют джаз и современную музыку, а на электрогитарах классическую; классическая музыка становится развлекательной, а музыка, бывшая прежде развлекательной, сегодня требует от исполнителей высочайшего профессионализма и доступна только подготовленной публике. И, тем не менее, во всем многообразии явлений в современной музыке отправной точкой для исполнителя является техника игры свойственная его инструменту, отражающая своеобразие того или иного музыкального стиля.
Есть специалисты, которые рекомендуют начинать обучение игре на гитаре в эстрадно-джазовом стиле с освоения классической гитары. В доказательство они проводят следующие аргументы. Во-первых, это самый универсальный инструмент, и он наиболее полно даёт представление о гитаре, как о мелодическом и гармоническом инструменте, что способствует более полному развитию мелодико-гармонического (аппликатурного) мышления. Во-вторых, постановка игрового аппарата (посадка, положение правой и левой руки, основные приёмы игры и звукоизвлечения), на первых шагах обучения должна быть классической, так как большинство приёмов игры на различных типах гитар базируются на принципах игры на классической гитаре.
Классическая гитара, продолжают они – это инструмент самодостаточный, т.к. на нём вполне можно играть без сопровождения другого инструмента (гитары, фортепиано), ансамбля или записи (фонограммы). Также удобнее работать над динамическими оттенками, фразировкой, изменениями темпа, над формой музыкального произведения, стилем, жанровыми особенностями и т.д. Важным является и тот факт, что классическая гитара в отличие от электрогитары не требует дополнительного оборудования (шнуров, усилителя, процессоров и т.д.). И, наконец, классическая гитара на сегодняшний день в полной мере обладает оригинальным репертуаром различных эпох и стилей, который постоянно развивается с опорой на традиции мировой музыкальной культуры, вплоть до самых современных оригинальных произведений различных жанров и стилей.
У эстрадно-джазовой гитары свой путь
Что и сказать, приведенные аргументы кажутся вескими. Методика преподавания игре на классической гитаре сегодня на высоте. В этой области все в порядке с учебным и концертным репертуаром, методиками обучения и научными работами. В то время как состояние эстрадно-джазовой гитарной педагогики оставляет желать лучшего. Материалов на русском языке, касающихся обучения игры на этом инструменте, сегодня день публикуется крайне мало.
Поэтому эстрадно-джазовым педагогам-гитаристам порой приходится «идти на ощупь», используя опыт своего исполнительства, который подсказывает, что большинство приёмов игры на эстрадно-джазовой гитаре не базируются на принципах игры на классической гитаре. Это знает всякий подготовленный эстрадно-джазовый гитарист.
Для освоения техники классического гитариста базового уровня учащемуся может понадобиться около трех-четырех лет. Далее, для того, чтобы освоить технику игры медиатором, особенности постановки рук, глушения струн, потребуется не меньше года. Получается, что произведения эстрады и джаза учащийся сможет начать исполнять после 4-х лет обучения.
К тому же привыкнув к звуку нейлоновых струн, приучив слух к звучанию классических пьес, тем самым восприняв эстетику классического гитариста, учащемуся будет очень трудно перестроиться на восприятие совершенно другого музыкального мира – эстрадно-джазовой музыки и исполнение блюза, джаза, рока с их мелодическими, гармоническими, ритмическими, и тембральными особенностями. «Разрыв шаблонов» в этом случае не минуем. Вспомним, что согласно вышеприведенному изречению В. Д. Конен, электрогитара и классическая гитара принадлежат к двум различным пластам мировой музыки. Электрогитара вершит историю музыки, идет в ее авангарде, а классическая, гитара, используя свои средства, осваивает эту историю.
Педагогический опыт автора подсказывает, освоение технического комплекса эстрадно-джазового гитариста следует начинать, согласно возрасту учащегося, со следующих основ: игра переменным ударом медиатора, особенности постановки левой и правой рук, глушения струн, а только потом, по возможности и надобности, а то и на продвинутом уровне обучения, знакомить его с техникой пальцевого звукоизвлечения. При таком подходе уже на втором-третьем году обучения учащийся сможет исполнять музыку на эстрадно-джазовой гитаре связно и осмысленно и постепенно овладевать эстрадно-джазовой стилистикой.
Нельзя не согласиться со словами И. Б. Петрова, который пишет, что программа обучения эстрадно-джазового гитариста должна быть максимально сбалансирована по всем основным предметам: специальность, ансамбль, музыкальная грамота, сольфеджио, теория музыки. Ведь эстрадно-джазовому музыканту, зачастую приходится совмещать в себе функции сольного и ансамблевого исполнителя, а также импровизатора и аранжировщика. Понятно, что в задачи обучения в учреждении дополнительного образования не входит подготовка профессиональных музыкантов, но необходимо заложить основы нужных теоретических знаний и технических навыков, а главное научить юного музыканта осмысленной и стильной игре на эстрадно-джазовой гитаре, умению раскрывать художественный образ произведений эстрады и джаза.
Список использованных источников
1. Методика обучения игре на эстрадно-джазовой гитаре в ДШИ и ДМШ/ [Ноты, текст]: И. Б. Петров. – г. Энгельс, 2006, 64 с.
2. Гитара в эстрадно-джазовом ансамбле. Учебное пособие, базовый уровень/ [Ноты, текст]: Сост. Е. Чудаев. – Хабаровск: Самиздат, 2020, 51 с.
3. Что такое эстрадно-джазовая музыка? [Электронный ресурс]: сайт «Эстраджанс» — интернет-площадка содействия эстрадно-джазовому творчеству (дата обращения: 15.12.2022).
4. Постановка игрового аппарата юного электрогитариста [Электронный ресурс]: сайт «Эстраджанс» — интернет-площадка содействия эстрадно-джазовому творчеству (дата обращения: 15.12.2022).
5. Эстрадно-джазовая гитара: выбор инструмента для обучения [Электронный ресурс]: сайт «Эстраджанс» — интернет-площадка содействия эстрадно-джазовому творчеству (дата обращения: 15.12.2022).
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению
Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе
Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки
Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н
Похожие статьи:
Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе