Развивающее мероприятие для детей старшей группы. Инсценировка по сказке В. Сутеева «Яблоко»
Идея сказки: - надо быть дружным, уметь договариваться, поступать справедливо, делиться с друзьями.
Герои сказки:
Заяц – веселый, звонкоголосый, внимательный (первый заметил яблоко), но нетерпеливый (первый набросился на ежа с кулаками), не знает элементарные правила поведения, не умеет договариваться.
Ворона – крикливая, вороватая (хотела себе присвоить яблоко), драчливая (вслед за зайцем кинулась в драку).
Еж – медлительный, ворчливый, воинственный.
Медведь – умный, мудрый, рассудительный, дружелюбный.
Оборудование: - ширма, магнитофон, аудио-записи; куклы би-ба-бо (заяц, ворона, еж, медведь); яблоня, яблоко (муляж и настоящее); игрушечный ножик; осенние листья на ширме.
Задачи:
• Побуждать детей к участию в театрализованных играх.
• Развивать вождение кукол би-ба-бо, участвующих в диалогах.
• Поощрять попытки самостоятельно подбирать для кукол выразительные движения, жесты, интонации, передавая настроение героев сказки.
• Продолжать знакомить детей с творчеством В. Сутеева.
• Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.
• Отрабатывать интонационную выразительность речи.
• Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.
• Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу.
Этапы работы
I этап «Знакомство со сказкой»
Основные методические приемы
• Игра «Изобрази вкус яблока» (
на выразительность мимики)
• Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко»
• Беседа по содержанию
Содержание работы
Показываем детям красивое яблоко (
муляж); даем возможность рассмотреть его, потрогать, передать друг другу.
Проводим игру «Изобрази вкус яблока»; дети имитируют то, как они кусают яблоко, изображают мимикой, какое оно, по их мнению на вкус; первым начинает взрослый, а дети отгадывают (
кислое, сладкое, горькое, вкусное и т.д.); нацеливаем детей, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.
Предлагаем прослушать сказку В. Сутеева «Яблоко»
Вопросы к детям
- Вам понравилась сказка?
- Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?
- Как вы думаете, чему учит сказка?
II этап «Повторение встречи со сказкой»
Основные методические приемы
• Рассматривание иллюстраций
• Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко»
• Беседа по содержанию
• Слушание музыкальных фрагментов
Содержание работы
Предлагаем детям рассмотреть иллюстрации с изображением героев сказки.
Вопросы детям
- Как выдумаете, герои какой сказки здесь изображены? (
«Яблоко»)
- Кто автор этой сказки? (
В. Сутеев)
Предлагаем еще раз внимательно послушать сказку.
Вопросы детям
- Почему звери не могли договориться между собой?
- Как разрешил спор медведь?
- Какими словами можно сказать о медведе? (
умный, мудрый, рассудительный)
- Что можно сказать о зайце? (
веселый, звонкоголосый, внимательный, нетерпеливый, невежа)
- Какими словами можно сказать о вороне? (
крикливая, вороватая, драчливая)
- Какими словами опишем характер ежа? (
медлительный, ворчливый, воинственный)
Предлагаем детям прослушать музыкальные фрагменты и попробовать догадаться, кому из героев соответствует проигранная музыка (
«Заинька», «Медведь», «Пляска» муз. Е. Тиличева). Затем дети пантомимикой изображают героев сказки: зайца, ворону, ежа, медведя, каждый по своему находя образные движения, мимику, жесты.
III этап «Встреча с героями сказки»
Основные методические приемы
• Музыкальная загадка
• Чтение сказки Сутеева «Яблоко»
• Рассматривание отличительных особенностей героев сказки.
• Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
Содержание работы
Звучит музыка Е. Тиличева «Пляска». Просим догадаться, какую сказку эта музыка напоминает и кто ее герои.
Отмечаем наиболее характерные особенности зайца, вороны, ежа, медведя, (
например: у зайца движения быстрые, легкие, голос звонкий, нетерпеливый и т.д.)
Предлагаем детям еще раз послушать сказку и проследить, как меняется настроение героев в разные моменты сказки. Дети отмечают, что в начале сказки у зайца радостное настроение, так как он нашел яблоко; затем сердитое, потому что звери спорят и т.д.
Предлагаем детям разыгрывать отрывки из сказки, интонацией, мимикой и движениями передавая образ героев.
1. Заяц – бежит по лесу, увидел яблоко, обрадовался, пытается достать, подпрыгивает, но ничего не получается.
2. Диалог зайца и вороны.
3. Спор зайца, ежа и вороны.
4. Медведь – движения тяжелые, неуклюжие, медленные.
5. Разговор медведя с героями.
P.S. «Отрывок из сказки разыгрывается несколько раз, чтобы дети могли превратиться в разных героев».
IV этап «В гостях у сказки»
Основные методические приемы
• Прослушивание сказки В. Сутеева «Яблоко» в аудиозаписи.
• Интонационные упражнения (
голоса животных из сказки)
• Рисование по сказке
Содержание работы
Предлагаем вспомнить сказку В. Сутеева «Яблоко» и послушать, как рассказчик Е. Кузнецов воспроизводит ее (
звучит аудиозапись).
Предлагаем детям попробовать сказать голосом зайца, вороны, ежа и медведя.
Предлагаем детям нарисовать понравившейся отрывок из сказки.
Рассматриваем рисунки, отгадаем, какой отрывок из сказки нарисован.
V этап «Разыгрывание сказки»
Основные методические приемы
• Сюрпризный момент
• Рассказывание сказки детям с помощью кукол би-ба-бо
• Пантомимическая игра «Пойми меня»
Содержание работы
Вносим кукол би-ба-бо: зайца, ежа, ворону и медведя. Просим догадаться, из какой сказки они пришли к ребятам. Вспоминаем сказку (
совместный пересказ).
Предлагаем детям рассказать эту сказку, используя кукольных персонажей. Дети по желанию выбирают для себя роли и показывают сказку В. Сутеева «Яблоко».
В процессе игры помогаем детям, если они нуждаются в этом, побуждая более выразительно вести диалог, голосом передавая образ героя.
Проводим игру «Пойми меня». Детям дается задание загадать любого персонажа из сказки В. Сутеева «Яблоко», но держать свой замысел в секрете. Каждый изображает своего героя, а дети отгадывают обосновывая свой ответ.
VI этап «Инсценировка сказки»
Основные методические приемы
• Подготовка к показу
• Показ сказки В. Сутеева «Яблоко»
Содержание работы
Предлагаем детям поиграть в сказку В. Сутеева «Яблоко».
Напоминаем, что они уже изображали (в движении и голосом) зайца, ежа, медведя, ворону; рассматривали, как менялось их настроение в разные моменты сказки.
Вспоминаем с детьми ключевые моменты сказки и распределяем роли (каждый ребенок получает карточку, на которой либо изображен герой, либо пусто). Пустая карточка означает зритель.
После распределения ролей расставляем ширму, необходимые на ней декорации, расставляем стулья (зрительный зал), все занимают свои места, звучит музыка и драматизация сказки начинается.
По окончании обязательно поощрить детей за исполнительское умение, старание, приглашаем всех на угощение.
Сценарий сказки В. Сутеева «Яблоко»
Яблоня с одним яблоком. Появляется заяц.
Заяц
Я длинноухий озорник
По полю прыгать я привык
Бегаю быстро, прыгаю ловко
Пусть не подводит меня сноровка (
заяц наталкивается на яблоню)
- Ух ты! Яблоня!
Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
Ворона
Кар-кар-кар-кар
Как куда они пропали?
Не морозил их мороз
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали
Дети оборвали!
Заяц
В чистом поле яблонька стоит,
А на ней на яблоньке – яблоко весит!
- Эй, ворона! Сорви-ка мне яблоко.
Ворона
- А где оно?
Заяц
- Вон видишь одно весит?
Ворона
- Кар-кар и правда яблоко!
Заяц
- Сорви мне его!
Ворона
- Сорву, но тебе не дам (
срывает и роняет его).
Кар-кар-кар, какой кошмар, яблоко упало!
Появляется ежик, хватает яблоко и бежит
Ёж
- Фр-фр-фр
Я серый ёжик
Ни головы, ни ножек.
Горбом спина
На спине борона.
Заяц
- Стой! Стой! Куда моё яблоко потащил?
Ёж
- Фр-фр-фр. Это мое яблоко, оно упало, а я его поймал.
Заяц
- Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашел!
Ворона
- Кар-кар-кар. Напрасно спорите, это мое яблоко, я его сорвала!
Ёж
- Коли будешь заниматься грабежом,
Познакомишься со сторожем – ежом!
Фр-фр.
Ворона
- Кар-кар:
Из ведра его облей, -
Злого вора не жалей!
Все кричат (
крик, драка)
Это моё яблоко!
Это моё яблоко!
Нет моё яблоко!
Появляется медведь
Медведь
Я ищу в лесу колоду
Я хочу отведать меду
Или спелого овса
Где найти его..?! - Что такое? Что за шум?
Заяц
- Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
Медведь
- Хорошо! Кто яблоко нашел?
Заяц
- Я нашел!
Медведь
- А кто яблоко сорвал?
Ворона
- Кар-кар. Я сорвала!
Медведь
- А кто его поймал?
Ёж
- Фр-фр-фр. Я его поймал!
Медведь
- Вот что все вы правы, и поэтому каждый из вас должен яблоко получить.
Ворона
- Кар-кар, но тут только одно яблоко!
Медведь
- Поделитесь, да не подеритесь! Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.
Все хором
- Как же мы раньше не догадались! (
ёжик делит яблоко)
Ёж
Я достану острый нож
Поделю все пополам
И зверям его отдам.
- Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.
Заяц
- Спасибо Ёжик!
Ёж
- Это тебе Ворона, ты яблоко сорвала.
Ворона
- Кар-кар-кар. Спасибо Ёжик!
Ёж
- Это мне, потому что я поймал яблоко.
- А это тебе Михаил Иванович.
Медведь
- Мне то за что?
Заяц
- А за то, что ты нас всех помирил и уму разуму научил.
Все
Дружба и братство дороже богатства!
Медведь
- А дружба начинается!
Все
- С улыбки! (
песня «Улыбка» - поют все)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий занятия в старшей группе. Путешествие в сказку
Развлечение по сказкам Чуковского в старшей группе. Сценарий
Игра - инсценировка по сказкам Чуковского для детей старшей группы детского сада
Сценарий праздника по сказкам Чуковского для детей старшей - подготовительной группы
Похожие статьи:
Инсценировка сказки в старшей группе «Чудесные лапоточки»
Физкультурное игровое развлечение по сказкам для детей старшей группы детского сада
Инсценировка математический сказки в старшей группе в детском саду
Игровая инсценировка сказки для детей старшей группы