Развитие связной речи детей дошкольников средствами мнемотехники
Актуальность
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая из простых предложений речь.
- Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Неспособность грамотно и доступно сформулировать высказывание.
- Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
- Нарушение произношения.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи
Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания.
Мнемотехника - в переводе с гре-ческого - «искусство запоминания»
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Цель применения мнемотехники:
- Изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
Основные задачи при использовании мнемотехники:
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать стихотворения, пересказывать рассказы.
- Воспитывать у детей любовь к народным, авторским сказкам и стихотворениям
Знакомство с мнемоквадратом
Мнемоквадрат - это лист бумаги (квадрат), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак.
- Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.
Работа по мнемотаблице состоит из
пяти этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Преобразование из абстрактных символов в образы.
- Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
- Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
- Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.
Благодаря использованию мнемотаблиц и схем –моделей у детей увеличивается круг знаний об окружающим мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов, словарный запас увеличивается, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше можно подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для родителей детского сада
Памятка для родителей детского сада
Памятка для родителей детского сада по ПДД
Современная образовательная технология мнемотехника в ДОУ