Советы и рекомендации по организация предметно-развивающей среды в ДОО по правилам дорожного движения в соответствии с ФГОС ДО
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему,
должен стать воспитатель детского сала и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно- транспортного травматизма.
Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей — доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасных ситуаций на дороге. Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников ПДД.
В процессе обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников таких необходимых качеств, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. Поэтому важно создать в ДОО условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. Для реализации программных задач по обучению |детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо создать в группах предметно-развивающую среду по ПДД.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно (через свое содержание и свойства) создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования. обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание. Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели должны не только иметь методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в группе игровую зону.
Необходимо учитывать, что ведущими для детей являются игра, труд и общение, и именно на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений дошкольников о правилах дорожного движения. Игра способствует активизации детского внимания, развитию памяти, мышления, эмоций. В игре ребенок закрепляет свои знания по ознакомлению с правилами дорожного движения, полученные на занятии.
При подборе игровой зоны в группе по обучению детей правилам дорожного движения необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Создавая предметно-развивающую среду,
необходимо помнить, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, — воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и оргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Рекомендуется включить в игровую зону группового помещения следующее:
- макет «Дорога»: светофор, дорожные знаки;
- набор мягких ярких модулей;
- «Зебра» — пешеходный переход;
- атрибуты для игр: жезл, свисток, рули, костюмы, кепка ДПС;
- машины (грузовые, легковые);
- дорожные знаки;
- настольные печатные игры;
- плакаты, картинки, альбомы по ПДД;
- книжки-самоделки;
- художественная литература по теме;
- уголок изодеятельности (книжки-раскраски, трафареты машин);
- подвижные игры, сюжетно-ролевые (по возрасту);
- дидактические игры.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада
Предметно - развивающая среда в группе ДОУ
Предметно-развивающая и предметно-игровая среда для 2 младшей группы своими руками
Оптимизация предметно-пространственной среды в младшей группе по ФГОС ДО