Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект тематического занятия в подготовительной группе детей с ЗПР на тему «Весна»

Конспект комплексно-тематического занятия на тему «Долгожданная весна» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
Автор: Заскоченко Ольга Михайловна, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, БДОУ г. Омска «Детский сад №6 комбинированного вида».
Описание: Процесс образования и воспитания детей с задержкой психического развития сопровождается определёнными трудностями, связанными с особенностями состояния познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы данной категории детей в сравнении с детьми в норме развития. Это предполагает использование материала, доступного для понимания детьми с ЗПР. Данный конспект предназначен для проведения комплексно-тематического занятия по теме «Долгожданная весна» в группе для детей с ЗПР второго года обучения. Данный конспект будет полезен воспитателям групп общеразвивающей направленности для детей в возрасте 4-6 лет с заменой при необходимости литературного материала и музыкального репертуара.
Цель: Продолжать совершенствовать представления детей о времени года весна.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать умение дифференцировать разные сезоны года (зима и весна).
- Продолжать совершенствовать представления детей о таких признаках весны, как установление тёплой погоды, таяние снега, прилёт перелётных птиц, появление первых цветов.
- Активизация словаря по теме посредством стихов, малых фольклорных форм, музыкального репертуара.
- Формировать мелкую моторику рук при работе с пластилином, передавая в своей работе характерные признаки цветка одуванчика, используя изученные способы и приёмы лепки.
Развивающие:
- Развивать умение отвечать на вопросы, опираясь на имеющиеся знания.
- Продолжать развивать умение выразительно читать стихи, петь песни, стараясь передать характер литературного и музыкального произведения.
- В танцах развивать умение двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыки.
- Развивать эстетический вкус при создании в лепке образа одуванчика.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы и музыки, умение слушать товарищей, не перебивать, поддерживать их выступления.
- Воспитывать позитивное отношение к весенним изменениям в природе, желание сохранять первые весенние цветы.
Материал и оборудование:
- Интерактивная доска с демонстрацией иллюстраций: весна, весенние месяцы, перелётные птицы, репродукций картин Левитана «Март», Грабаря «Мартовский снег», подснежники, одуванчики (при отсутствии интерактивной доски иллюстрации можно выставлять на магнитную доску, мольберт).
- Музыка в записи: фонограммы русских народных песен «Веснянка» («Ой, бежит ручьём вода»), «Земелюшка-чернозём» (в обработке Е. Тиличеевой), пьеса П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года», запись птичьих голосов, спокойная музыка при проведении продуктивной деятельности.
- Оборудование для лепки: пластилин зелёного (3 крупных шарика и 1 поменьше) и жёлтого (3 шарика разного размера) цвета (детям в норме развития можно предложить самостоятельно разделять пластилин на необходимое число кусочков нужного размера), основа для поделки (картон синего цвета, размером с почтовую карточку), стеки.
Предварительная работа: Ознакомление с лексическими темами «Весна», «Весенние изменения в природе», «Перелётные птицы», «Первоцветы» на занятиях учителя-дефектолога и коррекционном часе. Рассматривание иллюстраций и беседы по ним. Наблюдения в природе. Чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Весна в лесу», «Как весна на север пришла», из книги В. Бианки «Лесные истории», сказки о весне и весенних изменениях Н. Сладкова, чтение стихов, разгадывание загадок. Наблюдение за срезанными ветками в вазе. Настольно-печатные игры: пазлы, разрезные картинки, «Ассоциации», лото «Зимующие и перелётные птицы». Знакомство с музыкальными произведениями весенней тематики. Лепка в технике пластилинография.
Ход НОД
Под спокойную музыку дети свободно размещаются на стульчиках.
Воспитатель.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает?
Дети.
Весна!
(На интерактивной доске выставляется фото весенней природы.)

Воспитатель.
Действительно, дети, в этой загадке говорится о весне. Нравится вам весна? А чем она вам нравится? А может вы перепутали и сейчас зима? Давайте проверим.

Игра «Продолжи высказывание»
Зимой – холодно, а весной – … (тепло).
Зимой – много снега, а весной – … (снег тает).
Зимой – солнце морозит, а весной – … (греет).
Зимой – носят пуховики, а весной надевают – (куртки).
И зима хорошее время года: зимой бывает весёлый праздник … (Новый год), приносит всем подарки … (Дед Мороз), можно кататься на … (санках, лыжах, коньках).

Воспитатель
Но зима в наших краях длинная. Устаём от холода, от скучных красок, хочется тепла и яркой пестроты.
Поэтому в народе весну зазывали, чтобы быстрее пришла.
Мы весну ждали, мы весну звали.
Как гостью желанную привечали.
С ручьями, с травою, с капелями,
С цветами и птичьими трелями,
С тёплым дождём и с первой грозою,
С радугой цветной, с весёлой игрою.
О том, как весну мы ждём,
Мы в песне весёлой споём.
(В общеразвивающих группах эти строки можно предложить для разучивания детям.)

Хоровод на русскую народную песню «Веснянка»
Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
(На интерактивной доске выставляется изображение журавля.)

Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
(На интерактивной доске выставляется изображение соловья.)

Мы весняночку поём.
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
(На интерактивной доске выставляется изображение Девушки Весны.)

Воспитатель.
А поэты сочиняли стихи о весне. Давайте послушаем.

Ирина Токмакова "Весна"
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.

Елена Эрато "Весенние месяцы"
У весны весёлый старт –
На пороге стоит Март.

Весело звенит капель –
К нам уже спешит Апрель.

Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.

Света, радости полны
Все три месяца весны.
(Можно подобрать другие стихотворения, с которыми справятся дети общеразвивающей группы.)

Воспитатель.
Давайте все вместе про весну расскажем в пальчиковой гимнастике.
(На интерактивной доске выставляются подходящие к содержанию картинки.)
Весна пришла по влажному,
По снежному ковру.
(Ритмично сменять хлопки в ладоши и удары кулачками.)

Рассыпала подснежники,
(Соединить запястья, пальцы развести в стороны, соединить вместе мизинцы и большие пальцы, чтобы изобразить цветок.)

Посеяла траву.
(Пальцы щепотками, движения, словно солить.)

Теперь зовёт со всех концов
(Звательные движения сначала одной, потом другой рукой.)
Гусей, стрижей и аистов, кукушек и скворцов.
(Поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.)

(Повторить 2 раза.)
Воспитатель.
Прилетели перелётные птицы, наполнили своими весёлыми песнями леса, поля, луга, городские парки и скверы.
Слушание в записи птичьих голосов.

Воспитатель.
Своими песнями зовут нас птицы на улицу. А в старину любили водить хороводы на цветущих лужайках.

Хоровод на русскую народную песню «Земелюшка-чернозём»
(На интерактивной доске выставляется изображение весенней берёзовой рощи.)

1. Земелюшка-чернозём,
Земелюшка-чернозём,
Чернозём, чернозём,
Земелюшка-черонозём.

2. Тут берёзка выросла,
Тут берёзка выросла,
Выросла, выросла,
Тут берёзка выросла.

3. На березке листочки,
На березке листочки,
Листочки, листочки,
На березке листочки.

Воспитатель.
А в траве, лишь снег сойдёт, прорастают первые цветы: подснежники.
(В общеразвивающей группе можно вставить стихотворение о подснежниках в исполнении ребёнка.)

Слушание пьесы «Апрель. Подснежник» из альбома П.И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель.
Город – это не лес, не поле, не луг. Но и в городе есть свои первые цветы, которые радуют нас своим ярким солнечным цветом. Недаром называют их солнца маленьким портретом. Это одуванчики.

(В общеразвивающей группе можно добавить стихотворение об одуванчиках в исполнении ребёнка.)
В этом году зима задержалась. И снег только сошёл. Но может, мы поможем весне украсить природу яркими жёлтыми цветами? Если вы согласны, то приглашаю вас за столы.

Дети выполняют декоративную пластину «Одуванчики в траве».
Дети группы компенсирующей направленности лепят из подготовленного заранее пластилина.

Из маленького шарика зелёного пластилина лепится стебелёк в виде тонкой палочки. Он прикрепляется к основе из синего картона. Снизу, у основания стебелька, прикрепляются листья одуванчика: из двух больших шариков зелёного пластилина скатываются два толстых столбика и вытягиваются на концах. Затем столбики сплющиваются, и по краям получившейся пластины наносятся надрезы стекой. По нижнему краю работы прикрепляется «трава». Из последнего шарика зелёного пластилина скатывается столбик и сплющивается. С одного края пластины наносятся надрезы стекой, имитирующие травинки. Из самого большого шарика жёлтого пластилина сплющиванием получается диск. По краям диска наносятся надрезы стекой. Этот диск прикрепляется сверху стебелька. Также поступают со вторым по размеру шариком жёлтого пластилина. Этот диск прикрепляется по центру большого диск. Маленький шарик жёлтого пластилина сплющивается и прикрепляется по центру меньшего диска. По нему наносятся стекой в любом порядке точки, имитирующие серединку цветка.

(Как указывалось выше, дети общеразвивающей группы могут самостоятельно разделить пластилин зелёного и жёлтого цвета на необходимое количество частей нужного размера.)
Воспитатель.
Как же мы помогли весне! Сколько красивых одуванчиков у нас получилось! А живые одуванчики будут расти, радовать своими жизнерадостными красками всех окружающих. Что вам понравилось на занятии? Хочу отметить … (имена детей): выразительно читали стихи. … (имена детей) очень красиво танцевали в характере музыки. Сегодня звонко звучали голоса … (имена детей), когда мы пели песни. Благодарю всех вас за подаренное прекрасное весеннее настроение. Расскажите: понравилось вам помогать весне? Что вы делали? Как вы это делали? Вы сможете научить своих родителей, братиков, сестричек лепить одуванчики? Предлагаю устроить выставку из наших одуванчиков.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Ранняя весна» Конспект занятия в подготовительной группе детского сада на тему: Весна Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: Весна Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: Весна - красна

Похожие статьи:

Прогулки в марте в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС

Участник №12 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 февраля по 30 апреля 2023 года
Опубликовано: 577 дней назад (24 апреля 2023)
Просмотров: 639
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!