Урок информатики, 8 класс. Ветвление. Конспект с презентацией
Конспект открытого урока информатики для 8 класса на тему "Ветвления в алгоритмах и Урок Цифры"
Ветвления в алгоритмах. Урок цифры. Цель урока: изучить алгоритмическую конструкцию «ветвление». Задачи:
- объяснение темы «Ветвления»,
- проиллюстрировать определение ветвления конкретным алгоритмом,
- подготовить к программированию таких конструкций,
- показать актуальность, связь с чат-ботами. Описание материала: представлен рабочий план урока, проведенного в 8-х классах школы № 15 г. Балашиха Московской области. Уникальность состоит в связи теоретического материала с актуальными для учеников вопросами взаимодействия с голосовыми помощниками, чат-ботами. Урок снабжен красочной презентацией, был интересен для ребят и подготовил их к восприятию соответствующей темы в программировании.
Ход урока
Разминка.
1) Мы в этом году проходили 2 урока цифры. Кто помнит, каким темам они были посвящены?
Сегодня знакомимся с ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ПОМОЩНИКАМИ и с тем, как их программировать.
Как вы думаете, о каких помощниках идет речь?
Кто пользуется электронными помощниками? Что они умеют делать? (Вызвать такси, поставить будильник, выполнить голосовую команду. Например, вызвать любого абонента из телефонной книги.)
Наша задача – понять, по каким алгоритмам работают персональные помощники и составить такие алгоритмы для чат-бота.
2) С ОС Windows и Android можно установить приложение Алиса по фамилии Яндекс. На iOS будет устанавливаться девушка СИРИ, в системе Google можно работать с Google Assistent. С какими еще чат-ботами вы сталкивались? (покупка билета на электричку, системы Умный дом…)
3) Поговорим с Алисой. Кто хочет задать ей вопрос? Сколько км от Питера до Москвы? Спой песню «голубой вагон». Сколько бит в 1 Кб?
4) Какие помощники могут с нами поиграть? Пробуем играть с АКИНАТОРОМ. Гарри Поттер.
5) Как запрограммировать робота, чтобы он работал в диалоговом режиме? Для этого нам понадобятся алгоритмы ветвления.
Записываем в тетради тему урока «ВЕТВЛЕНИЯ В АЛГОРИТМАХ». Ветвление – это алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия («да» или «нет» предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей).
Так как у нас в алгоритме будет условие, то блок – схема будет начинаться с какой фигуры? У ромба обязательно две ветка – вправо и влево. Называются «да» и «нет». Если логическое выражение принимает значение «истина», то исполнитель алгоритма последует на ветку «да» и выполнит команды этой ветки. Если логическое выражение принимает значение «нет», то – идет по пути «нет», вправо. Далее обе ветки соединяются и далее исполнитель идет по общему пути.
6) Составим блок-схему для решения задачи: даны числа А и В. Делится ли число А на число В?
Числа пользователь алгоритма может придумать любые. Какой ответ даст исполнитель алгоритма. Если ввести числа 10 и 5? 11 и 3?
Чертим блок-схему. Любой алгоритм начинается с … Далее … Какая функция в алгоритмическом языке поможет определить, делится ли одно число на другое нацело?
А mod В=0 - A делится на В Если условие выполняется…. Если нет…
Далее обе ветки соединяем и рисуем овал. Конец.
7) Может ли в серии команд по ветке «да» быть еще одно условие? Такое ветвление называется расширенным.
8) А теперь попробуем составить сценарий и блок-схему ветвления для чат - бота с урока цифры.
9) Итог урока.
Кто набрал более 50 баллов? Более 100?
Какой вид алгоритма использовали?
Какое задание больше понравилось?
Можно ли научить помощника выполнять за вас домашнее задание?
Какую надо выбрать профессию, чтобы составлять сценарии для персональных помощников?