Урок информатики в 8 классе
Конспект урока по теме «Информация и знания»
Автор: Мазунина Наталья Михайловна.
Должность и место работы: учитель информатики и ИКТ, МБОУ «Гайнская СОШ» п. Гайны Пермского края.
Описание материала: Урок проводится в 8 классе. Занятие будет интересно учителям информатики среднего звена, а также учителям начальной школы. В ходе проведения урока учащиеся знакомятся с понятием информации, анализируют роль органов чувств в процессе получения информации, раскрывают смысл народных пословиц и поговорок, подобранных по теме урока, выделяют источник и приемник информации.
Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный экран, любая музыкальная композиция, комплекты карточек зеленого, желтого и красного цвета для каждого ученика.
Цель урока: формирование у учащихся единой cистемы понятий, связанных с получением информации.
Задачи:
Образовательные: раскрыть смысл понятия «информация», выяснить роль органов чувств при получении информации, познакомить с видами информации (визуальной, аудиальной, тактильной), понятием источника, приемника.
Развивающие: развивать память, внимание, речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы, приводить примеры из повседневной жизни.
Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, культуру общения, интерес к информатике и информационным технологиям.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
1) Организационный этап;
2) Постановка цели урока (целеполагание);
3) Изучение нового материала;
4) Первичное закрепление материала;
5) Постановка домашнего задания;
6) Подведение итогов урока (рефлексия).
Ход урока:
1. Здравствуйте. Рада вновь видеть вас на своем уроке. У всех ли хорошее настроение? Надеюсь, этот настрой вы пронесете через весь урок.
2. Итак, приступим. Посмотрите на слайд.
Что вы видите?
(ответы учеников)
Можно ли объединить, назвать объекты одним словом? Кто может предположить, какая тема нас ожидает на уроке?
(ответы учеников)
Тема сегодняшнего урока – Информация и знания.
3. К слову «информация» люди привыкли очень давно. Я уверенна, что каждый из вас имеет представление об этом понятии. Расскажите, откуда вы получаете информацию?
(ответы учеников)
Из книг, радио, телевидения, Интернета. Все правильно. А какую информацию вы получили сегодня?
(ответы учеников)
Например, услышали прогноз погоды из выпуска новостей. Получается, что вначале мы не знали, а потом стали знать. Правильно рассуждаю? Кто попробует сформулировать определение «информации»?
(ответы учеников)
Термин «информация», в переводе с латинского, означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Информация для человека – это знания об окружающем мире. Кто ответит на следующий вопрос: с помощью каких органов чувств человек получает информацию?
(ответы учеников)
Попробуем доказать, что с помощью органов чувств человек действительно получает информацию. Смотрим на слайд.
Что вы видите на слайде?
(ответы учеников)
Вы видите море и закат солнца, т.е. получаете информацию о том, что день заканчивается, и наступает ночь. Согласны? С помощью какого органа чувств вы получили эту информацию?
(ответы учеников)
Глаза – орган зрения. С помощью зрения человек получает 90% всей информации. Такая информация называется
визуальной. Приведите, пожалуйста, свой пример с использованием органа зрения.
(ответы учеников)
Следующее задание.
(учитель включает музыкальную композицию) Как можно связать услышанное и органы чувств человека? Кто может порассуждать на эту тему?
(ответы учеников)
Уши – орган слуха. Информация, которую человек слышит, называется
аудиальной. С помощью слуха человек получает 9% информации. Сколько процентов всей информации мы видим и слышим?
(ответы учеников)
Получается, что 99%, т.е. почти вся информация человеком воспринимается именно с помощью органов зрения и слуха. И только 1% отводится на остальные три органа чувств. Разберемся и с ними. Посмотрите на слайд.
Предположим, вы пришли со школы домой, и, еще не зайдя в дом, ощутили запах выпечки. Получили ли вы при этом информацию?
(ответы учеников)
Верно. С помощью носа – органа обоняния – вы получаете информацию о том, что мама дома и что она испекла ваш любимый пирог с яблоками. Окружающие нас запахи – очень важная информация.
Продолжая тему кулинарии, посмотрите на следующий слайд.
Кто-то ощутил вкус лимона? Как можно почувствовать, что лимон кислый? Какой орган чувств используется?
(ответы учеников)
Язык – орган вкуса. Представьте, что на большое блюдо выложены пироги. С чем они – вы не знаете. Ну, не разламывать же каждый, чтобы узнать, с чем запечен пирог. Можно ли на вкус определить начинку каждого из нескольких внешне одинаковых пирожков?
(ответы учеников)
Получается, что когда мы едим пирог, мы получаем информацию о том, из какого продукта приготовлена начинка. Верно? Органы вкуса несут человеку информацию о вкусе еды. Приведите, пожалуйста, свой пример.
(ответы учеников)
Теперь закройте глаза – попробуйте найти на парте пенал. А теперь дневник. Получилось? Откройте глаза. Как вы отличили их друг от друга? Какой орган чувств использовали?
(ответы учеников)
Кожа – орган осязания. С помощью осязания вы можете определить структуру предмета: гладкая или шероховатая поверхность, теплая или ледяная. Такая информация называется
тактильной. Это все работает осязание.
Оказавшись в полной темноте, вы не сможете отличить черный шарик от белого, но можно получить информацию о материале шариков, например, если один сделан из стекла, другой – из резины. Приведите, пожалуйста, свой пример с использованием органа осязания.
(ответы учеников)
Молодцы. Каждый цвет, запах, звук действуют на человека. Одни цвета и запахи раздражают, другие – успокаивают. Звуки оказывают влияние на эмоции и физическое состояние человека.
Однако информацию может воспринимать не только человек, но и животные, и растения. Органы чувств человека и животных по-разному воспринимают окружающий мир. Кто попробует привести примеры, доказывающие, что животные и растения действительно получают информацию из окружающего мира?
(ответы учеников)
Многие животные слышат звуки и запахи, которые не способен воспринимать человек. Вы наверняка слышали или читали о способностях собак, работающих в спасательных службах. Их органы обоняния настолько чутки, что позволяют находить человека даже под снегом.
4. Продолжаем. Посмотрите на слайд.
Что на нем представлено?
(ответы учеников)
Задание: раскрыть смысл пословиц и поговорок. При этом не забудьте упомянуть, какой орган чувств используется. Кто первый?
(ответы учеников)
Молодцы. Справились.
Когда мы получаем информацию, нам ее кто-то передает, т.е. процесс передачи информации – двусторонний процесс. Тот, кто получает информацию – называется
приемник, тот, кто передает информацию –
источник. Внимание на слайд.
Кто может охарактеризовать картинку?
(ответы учеников)
Давайте разберемся с примерами.
«Мальчик читает книгу». Кто источник и кто – приемник?
(ответы учеников)
Приемник – мальчик, источник – автор книги.
«Учитель проверяет сочинение по литературе». Назовите источник и приемник.
(ответы учеников)
Приемник – учитель, источник – ученик, написавший сочинение.
«Девочка дрессирует собаку». Кто назовет источник и приемник?
(ответы учеников)
Приемник – собака, источник – девочка.
«Папа смотрит музыкальную передачу». Кто источник и кто – приемник?
(ответы учеников)
Приемник – папа, источник – певец или музыкальная группа. Все ли понятно?
5. Предлагаю дома выполнить задание на выбор:
* Привести примеры с пояснениями на источник-приемник.
** Подобрать пословицы и поговорки, где упоминаются различные органы чувств.
*** Найти информацию о влиянии цветов, звуков или запахов на состояние человека.
Сразу хочу пояснить – кто выберет последний вариант задания, после урока подойдите ко мне, я посоветую какие источники при подготовке можно использовать.
6. Урок подходит к концу. Кто может подвести итоги урока? С чем мы познакомились на занятии?
(ответы учеников)
Чтобы вам было проще, попробуйте ответить на вопросы:
– Что такое «информация»?
– Какие органы чувств используются при получении информации?
– Кто является приемником и источником в процессе передачи информации?
И напоследок я бы хотела узнать, с каким настроением вы уходите с урока. На каждой парте лежат карточки с тремя цветами: зеленым, желтым и красным. Выберите, пожалуйста, соответствующий вашему настроению цвет.
Спасибо. И я в свою очередь тоже выберу цвет – это зеленая карточка. За активность на сегодняшнем уроке хочется отметить… Им я поставила оценки…
Спасибо за урок. Удачного дня!
Презентация по теме: Конспект урока информатики по теме «Информация и знания» в 8 классе
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока информатики для 8 класса. Информация и ее виды
Конспект урока информатики, 8 класс. Работа со стандартными приложениями
Внеклассное мероприятие по информатике, 8 класс
Конспект урока информатики в 8 классе с презентацией. Преобразование единиц измерения объёма информа
Похожие статьи:
Самостоятельная работа по информатике для 8 класса. Работа с текстом и текстовым процессором