Урок информатики по решению задач в 8 классе
Конспект урока по теме «Преобразование единиц измерения объёма информации»
Автор: Мазунина Наталья Михайловна.
Должность: учитель информатики и ИКТ, МБОУ «Гайнская СОШ» п. Гайны Пермского края.
Описание материала: Урок проводится в 8 классе. Занятие будет интересно учителям информатики среднего звена. Во время проведения урока учащиеся повторяют единицы измерения объёма информации, учатся их преобразовывать, переводить из одной единицы измерения в другую.
Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный экран, чистые листочки для самостоятельной работы для каждого ученика.
Цель урока: формирование умений преобразования единиц измерения объёма информации.
Задачи:
Образовательные: научиться использовать соотношение единиц измерения объёма информации, переводить количество информации в более крупные единицы измерения объёма и наоборот, повторить понятие цифрового носителя информации, совершенствовать выполнение арифметических действий с числами, в том числе умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями.
Развивающие: развивать память, внимание, речь, умственные способности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, культуру общения, интерес к информатике и информационным технологиям.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма проведения: практикум.
Структура урока:
1) Организационный этап;
2) Постановка цели урока (целеполагание);
3) Актуализация знаний;
4) Оперирование знаниями, умениями и навыками при решении задач;
5) Проверка усвоения материала;
6) Постановка домашнего задания;
7) Подведение итогов урока (рефлексия).
Ход урока:
1. Здравствуйте. Все ли готовы к уроку? Настроились на изучение информатики? Замечательно, приступаем.
2. Работаем с презентацией. Посмотрите на слайд.
Каким понятием можно объединить все эти записи?
(ответ учеников)
Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт и терабайт – это единицы измерения объёма информации. Для чего они нужны?
(ответ учеников)
Тема нашего урока – Преобразование единиц измерения объёма информации.
3. Но, прежде чем приступить к решению задач, давайте вспомним материал предыдущего урока, выполним задания со слайдов.
Задание: упорядочить по убыванию единицы измерения объёма информации: гигабайт, байт, терабайт, килобайт, бит, мегабайт, килобит.
Кто попробует отсортировать? Что значит упорядочить по убыванию?
(ответы учеников)
Терабайт, гигабайт, мегабайт, килобайт, килобит, байт, бит.
Чтобы доказать, что это верный порядок, перед вами второе задание:
Отвечаем по цепочке, начиная с первой строчки.
(ответы учеников)
1 байт = 8 бит,
1 килобит = 1024 бит,
1 килобайт = 8 килобит = 1024 байт,
1 мегабайт = 1024 килобайт = 1024*8 килобит,
1 гигабайт = 1024 мегабайт = 1024*8 мегабит,
1 терабайт = 1024 гигабайт.
Молодцы! Справились. Число 1024 является множителем при переходе к более высокой единице измерения. Но не всегда удобно работать с большими числами. Там, где это возможно, будем заменять величины на степени числа с основанием два. Например, 8=23, 1024=210. Постройте ряд чисел, начиная с числа два в первой степени, заканчивая двумя в десятой степени.
(ответы учеников)
Давайте сверим получившийся ряд со слайдом.
Как можно заменить выражение 1024*8?
(ответ учеников)
На произведение числа с основанием два в десятой степени и числа с основанием два в третьей степени. Что надо помнить при умножении степеней с одинаковыми основаниями?
(ответ учеников)
При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а показатели степеней складываются.
1024*8=210*23=210+3=213 В таком виде ответ можно оставить.
Ну, давайте вспомним, что происходит и при делении степеней с одинаковыми основаниями?
(ответ учеников)
При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя. Это нам на уроке тоже пригодится.
4. Переходим к решению задач. Внимание на слайд.
Задача 1. На носителе информации записан текст размером 32 бита. Чему равен информационный объём текста в байтах?
Сначала давайте определим, что такое носитель информации?
(ответы учеников)
Электронный носитель информации – это запоминающее устройство, способное хранить записанную на него информацию. Приведите примеры известных вам электронных носителей информации.
(ответы учеников)
Самым наглядным примером современных носителей является компакт-диск и флеш-накопитель. Также следует отметить жесткий диск и дискету.
Вернемся к задаче. Что нужно сделать для её решения? Как перевести биты в байты?
(решение учеников)
Решение: 32 бита:8=4 байта
Ответ: информационный объём текста равен 4 байтам.
Задача 2. Выразить в килобайтах и мегабайтах объём информационного сообщения, равного 4 194 304 бит.
С чего начнем решать?
(решение учеников)
Решение: 4194304 бит:8=524288 байт
524288 байт:1024=512 килобайта
512 килобайт:1024=0,5 мегабайт или мегабайта.
Ответ: объём сообщения равен 512 килобайт или 0,5 мегабайта.
Задача 3. Во сколько раз графический файл превышает текстовый, если размер картинки составляет 2 Мб, объём текста – 64 Кб?
Какие будут идеи? Можно ли представить числа в виде степени с основанием, равным двум?
(решение учеников)
Решение: Нужно выразить каждый объём в одной и той же единице измерения, т.е. мегабайты выразить в килобайтах или килобайты – в мегабайтах. Например, переведем мегабайты в килобайты.
2 мегабайта=2*1024 килобайта
Находим отношение величин:
Ответ: графический файл превышает текстовый в 32 раза.
Задача 4. Лазерный диск может содержать 640 Мб информации. Определить, сколько потребуется дискет для копирования информации с одного диска, если ёмкость дискеты составляет 1,44 Мб?
Как называются дискеты и компакт-диски одним понятием?
(ответ учеников)
Правильно, носители информации. Кто будет вычислять?
(решение учеников)
Решение: 640:1,44=444,4 дискет
А может ли число дискет выражаться дробным числом?
(ответы учеников)
Конечно, нет. Округлим получившееся число.
Ответ: для копирования с диска потребуется 445 дискет.
Задача 5. Персональный компьютер имеет оперативную память 512 Мб. Выразить её объём в Кбитах.
Кто попробует решить эту задачу?
(решение учеников)
Решение: Переводим мегабайты в килобиты.
512 мегабайт=512*1024 килобайт=512*1024*8 килобит=29*210*23=29+10+3=222 килобит.
Ответ: память компьютера равна 222 килобит.
Задача 6. Сколько Гб информации содержит сообщение объёмом 233 бит?
Кто попробует решить?
(решение учеников)
Решение: переводим биты в гигабайты, работаем со степенями двойки
233:8:1024:1024:1024=233:23:210: 210:210=233-3-10-10-10=20=1 гигабайт
Ответ: 1 гигабайт
Задача 7. Сколько бит информации содержится в сообщении объёмом 0,25 Кб?
Ваши предложения по решению?
(решение учеников)
Решение: 0,25 заменим на и переведем в биты.
бит.
Ответ: в сообщении содержится 2048 бит информации.
Молодцы. Остались вопросы по преобразованию единиц измерения объёма информации? Тогда попробуйте решить задания самостоятельно.
(учащимся раздаются листочки для выполнения самостоятельной работы)
5. На слайде вы видите задания для выполнения. Прочитайте их и выберите тот уровень, с которым можете справиться.
Приступаем к выполнению работы.
(учащиеся самостоятельно решают задачи)
Справились? Сдаем листочки с решением. Не забудьте подписать своё имя. Спасибо.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задачи. На слайде вы видите верные ответы.
Всё ли понятно по решению задач?
(вопросы учеников)
6. Дома, пожалуйста, придумайте задачи на преобразование единиц измерения объёма информации и оформите их в виде карточек с заданиями. Мы будем использовать ваши карточки на следующих уроках для повторения материала.
7. Занятие подходит к концу. Кто может подвести итоги урока? Что мы сегодня научились делать?
(ответы учеников)
Перечислите единицы измерения объёма информации в порядке возрастания.
(ответы учеников)
Кто назовет, чему равна каждая единица измерения объёма информации?
(ответы учеников)
Раскройте понятие цифрового носителя информации.
(ответы учеников)
Кто может привести примеры носителей информации?
(ответы учеников)
Очень хорошо. Молодцы!
И последний вопрос. Мы знаем, что информацию можно передать не только словами. Вспомните и назовите, пожалуйста, какие формы представления информации существуют.
(ответы учеников)
Информацию можно представить в трёх формах: знаковой письменной, устной словесной и в виде мимики, жестов, сигналов.
Попробуйте передать мне информацию о том, понравился ли вам сегодняшний урок, в виде мимики. Ну, как это можно сделать? Молодцы! По вашим широким улыбкам вижу, что вы довольны уроком.
За продуктивную работу на сегодняшнем уроке хочется отметить… Очень понравилось, как отвечали … Им я поставила оценки…
Спасибо за урок. Всего доброго! До свидания.
Презентация на тему: Преобразование единиц измерения объёма информации
Конспект урока по теме «Преобразование единиц измерения объёма информации»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока информатики для 8 класса. Информация и ее виды
Конспект урока информатики, 8 класс. Работа со стандартными приложениями
Конспект урока информатики в 8 классе с презентацией. Информация и знания
Внеклассное мероприятие по информатике, 8 класс
Похожие статьи:
Самостоятельная работа по информатике для 8 класса. Работа с текстом и текстовым процессором