Урок-практикум по оформлению иллюстраций к книге, 8 класс
Практическая работа в редакторе Paint «У лукоморья дуб зелёный…»
Автор: Мазунина Наталья Михайловна, учитель информатики и ИКТ, МБОУ «Гайнская СОШ» п. Гайны Пермского края.
Описание материала: Урок проводится в рамках темы «Графический редактор Paint» в 8 классе, но можно использовать и в другом классе, например, при изучении темы «Моделирование». Занятие будет интересно учителям информатики среднего звена и учителям начальной школы (при наличии оборудованного компьютерами кабинета). В ходе урока учащиеся оформляют страницу книги по отрывку из вступления к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Оборудование: компьютер учителя, проектор, демонстрационный экран, персональные компьютеры учеников с операционной системой Windows, музыкальная композиция «В гостях у сказки», музыка В.Дашкевича, слова Ю.Кима, карточки с текстом вступления к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Цель урока: закрепление у учащихся навыков решения задач с использованием компьютера.
Задачи:
Образовательные: закреплять и совершенствовать основные приемы работы со стандартным приложением Paint, грамотно использовать инструменты графического редактора.
Развивающие: развивать речь, внимание, память, творческие способности, образное мышление, навыки индивидуальной практической работы, умение чувствовать и передавать своё отношение к литературному произведению через рисунок.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, интерес к творчеству А.С.Пушкина, дисциплинированность, умение планировать свои действия, получить представление о профессии художника – оформителя.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма проведения: практикум.
Структура урока:
1) Организационный этап;
2) Целеполагание, мотивация к учебной деятельности;
3) Актуализация знаний;
4) Выполнение практической работы (с перерывом на гимнастику для глаз);
5) Постановка домашнего задания;
6) Подведение итогов урока (рефлексия).
Компьютерные технологии постоянно совершенствуются. Несмотря на это, пользователи ежедневно рискуют «нажить» проблемы со здоровьем. Усталость, напряжение, перегрузка глаз, даже при использовании самого современного монитора, приводит к потере остроты зрения и многим другим болезням. Чтобы свести вред к минимуму или уменьшить неприятные воздействия на здоровье, необходимо соблюдать правила безопасности при работе на компьютере, обращать внимание на оборудование рабочего места, на расположение монитора.
Правила безопасности при работе на компьютере:
* Сидеть при работе за компьютером надо свободно, не напряженно, сохраняя стройную осанку, без перегибов корпуса вперед или назад.
* Сидеть нужно на всей поверхности сиденья. При посадке на край стула возникает напряжение мышц, увеличивается общая нагрузка на позвоночник и ноги. Такой посадки следует избегать.
* Локоть, предплечье и кисть должны находиться на уровне клавиатуры. Ноги должны быть согнуты в колене, стоять на полу ровно. Нельзя сидеть в положении «нога на ногу». Используется правило прямых углов: сидеть за столом так, чтобы колено и бедро были под прямым углом. Руки на столе должны находиться так, чтобы тоже был прямой угол. Везде прямые углы: между бедром и спиной, между локтем и предплечьем.
* Голову держать прямо, без наклона. Центр экрана должен быть примерно на уровне глаз или чуть ниже.
* Важно соблюдать расстояние от глаз пользователя до монитора – 50-60 см (расстояние вытянутой руки). Нижняя часть монитора должна быть наклонена под небольшим углом, т.е. расположена чуть ближе.
* Экран монитора должен быть абсолютно чистым, без пятен и пыли. Кроме того, нужно следить за чистотой очков (при их наличии).
* Клавиатура и монитор должны располагаться прямо перед пользователем, а не наискосок.
* Периодически нужно отводить глаза в сторону от монитора, на несколько секунд закрывать глаза, давать им возможность отдохнуть. Моргать каждые 3-5 секунд, чтобы не допустить синдром «сухого глаза». При работе на компьютере надо глубоко дышать, кислород питает усталые клетки.
* Нельзя работать более 40-45 минут подряд (для взрослого), 20-25 минут (для школьника среднего звена) – необходимо давать глазам 5-10 минут отдыха. Через каждые 30 минут рекомендуется изменить положение тела, а лучше встать и походить пару минут для улучшения кровообращения.
Ход урока:
В начале урока звучит песня «В гостях у сказки».
1. Здравствуйте. Наверное, вы удивились началу нашего урока? Но я уверенна, что эта композиция подняла вам настроение и настроила на определенный лад.
2. Кто может предположить, чему будет посвящен урок? Какая тема нашего урока?
(ответы учеников)
Чтобы понять, правильны ли были ваши предположения, посмотрите на слайд.
Чье изображение вы видите?
(ответ учеников)
На слайде – Александр Сергеевич Пушкин, его портрет написал Орест Адамович Кипренский. А тема нашего урока – Сказки А.С. Пушкина.
Имя Александра Сергеевича хорошо известно каждому человеку с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Его произведения, а особенно сказки, любят все – и взрослые, и дети.
Родился знаменитый русский поэт 6 июня 1799 года. В 2014 году отмечался двойной юбилей: 215 лет со дня рождения Александра Сергеевича и 200 лет со дня первой публикации. Посчитайте, во сколько лет было написано первое стихотворение?
(ответ учеников)
Правильно, в 15 лет. А из вас кто-то пробовал писать стихи? Это очень увлекательное, но вместе с тем нелегкое занятие. Прошло 215 лет со дня рождения Пушкина, а его произведения продолжают жить, их читают и любят. Почему?
(ответы учеников)
Ребята, а знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте проверим! Назовите известные вам сказки
(ответы учеников)
Всего сказок у Александра Сергеевича Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».
Ребята, каждый из вас, наверное, еще с детского сада знает строки «У лукоморья дуб зеленый…..». Как называется поэма, вступление к которой начинается с этих строк?
(ответ учеников) Поэму «Руслан и Людмила» также считают сказкой.
Может быть, кто-то может рассказать по памяти отрывок или всё вступление к поэме?
(учащиеся читают отрывок)
Молодцы! Я хочу, чтобы текст вступления был перед глазами (
раздаются карточки с текстом вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»). При его прочтении у меня возникли вопросы, помогите мне на них ответить.
* Что такое лукоморье? (ответы учеников)
Чтобы узнать, правильны ли ваши ответы, заглянем в «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова: «Лукоморье – морской залив. Лукоморье – местность, прилегающая к изогнутому, "излучистому" морскому берегу.»
Попросту говоря, лукоморье – это не название какой-то территории, а извилистый морской берег.
* Каким изобразил поэт лукоморье?
(ответы учеников)
Сказочное, таинственное, загадочное, волшебное лукоморье.
* Какие сказочные герои там живут?
(ответы учеников)
Их очень много: леший, русалка, Баба Яга, говорящий кот, колдун, невиданные звери.
Представьте, что вы – художники-оформители детской книги и вам поручили задание проиллюстрировать это произведение. Осилите?
3. Но, прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним некоторые моменты. Каким приложением можно воспользоваться для выполнения задания?
(ответы учеников)
Для чего предназначен графический редактор?
(ответы учеников)
Какие инструменты находятся в графическом редакторе?
(ответы учеников)
Какие примитивы можно использовать в изображении?
(ответы учеников)
Что надо сделать, чтобы изменить цвет фигуры? Толщину линии? Добавить текст к рисунку?
(ответы учеников)
Спасибо за ответы. Давайте, я их еще раз повторю. Графический редактор Paint предназначен для создания и редактирования графических изображений. В комплект инструментов этого приложения входят карандаш, ластик, различные виды кисти, заливка, лупа и пипетка. К стандартным фигурам-примитивам относятся прямая, кривая, окружность, треугольник, прямоугольник, многоугольники. Цвет фигуры поможет поменять Палитра цветов. Толщину линии меняет кнопка Толщина. И, наконец, текст добавляет кнопка с изображением буквы А на панели инструментов.
4. Ну, а сейчас каждый из вас перевоплощается в роль иллюстратора детской книги. Ваша задача – напечатать текст и графически его представить. Можно взять не весь текст, а только понравившийся отрывок из вступления. Итак, приступаем.
(ученики пересаживаются за компьютеры и выполняют практическую работу)
Устали? Чтобы компьютер из помощника не превратился в врага, давайте отдохнем пару минут.
(ученики поворачиваются к учителю и выполняют гимнастику для глаз)
- Закройте глаза, посидите спокойно с закрытыми глазами 10-15 секунд.
- Держа глаза закрытыми, медленно поводите глазными яблоками по направлению хода часовой стрелки, затем в обратном направлении. Выполните 3 вращательных движения.
- Откройте глаза. Двигайте зрачками, не поворачивая головы: вправо – вверх; вправо – вниз; влево – вверх; влево – вниз. Повторите 2 раза. Теперь закройте глаза и отдохните 10 секунд.
- Быстро поморгайте в течение 5 секунд.
- И напоследок сильно зажмурьтесь. Откройте глаза. Повторите 3 раза.
Закончили, возвращаемся к выполнению практической работы.
(ученики продолжают делать практическую работу)
Время урока подходит к концу. Посмотрите, пожалуйста, на работы друг друга. Какая работа самая удачная? Чью работу действительно можно поместить в детскую книгу?
(выбор учеников)
Молодцы! Очень красиво получилось. Пересядьте, пожалуйста, обратно за парты.
(ученики пересаживаются)
5. Хочу предложить вам домашнее задание. Выберите тот вариант, который больше понравится.
** Попробовать самому сочинить стихотворение на любую тему;
** Оформить в графическом редакторе (у кого есть домашний компьютер) или в альбоме для рисования другой эпизод из вступления к поэме (или любую сказку) А.С. Пушкина.
6. Давайте подведем итоги урока.
– С каким произведением работали на занятии?
(ответы учеников)
– Какое приложение использовали для рисования?
(ответы учеников)
– Какие инструменты редактора применяли?
(ответы учеников)
– Что больше всего понравилось на уроке?
(ответы учеников)
– Понравилось ли вам быть в роли художника-оформителя?
(ответы учеников)
– Что бы вы повторили и на следующем уроке?
(ответы учеников)
– Что бы вы изменили в ходе занятия?
(ответы учеников)
За урок я ставлю оценки… Можно похвалить …
И в заключение урока хочу процитировать автора всемирно известных сказок для детей и взрослых Ганса Христиана Андерсена.
Спасибо за урок. Всем удачного дня! До свидания.
Презентация на тему: Работа в графическом редакторе Paint
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока информатики для 8 класса. Информация и ее виды
Конспект урока информатики, 8 класс. Работа со стандартными приложениями
Конспект урока информатики в 8 классе с презентацией. Информация и знания
Открытка с поздравлением к 9 мая в графическом редакторе Paint. Мастер-класс с пошаговым фото
Похожие статьи:
Самостоятельная работа по информатике для 8 класса. Работа с текстом и текстовым процессором