Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование духовности и патриотизма у детей и молодёжи в условиях современной школы

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодёжи в условиях современной школы
В современных условиях развития российского общества школа, как основной институт социализации подрастающего поколения берет на себя функцию духовного и патриотического воспитания. Учитель, являясь проводником знаний, умений, навыков, становится направляющей силой развития подрастающего поколения.
Задача каждого учителя не только дать необходимые знания, но и научить детей рассуждать, делать сознательный, обдуманный выбор, руководствоваться не только личным интересом, но и интересами окружающих людей. Осмысление духовного развития личности, ее самоопределения, поиск собственной идентичности, одной из главных форм которой является гражданская и национальная идентичность, духовное развитие является актуальной задачей для педагога. В школе необходимо сформировать начальные качества оптимальных для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, само становление подрастающей личности, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Для государства духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи является приоритетной задачей, потому что разрушение любой цивилизации начинается с разрушения ее духовности, с внедрения чуждых ей ценностей и традиций.
Духовность — сложное, синтетическое и вместе с тем очень привлекательное для многих понятие. Духовность — это свойство природы самого человека, атрибут его сознания, высший уровень качественного развития личности, это и воля человека, и активное стремление к идеалу, познанию, гармонии, и посто¬янное самосовершенствование. Духовность – это проявление высших человеческих чувств, таких как любовь, доброта, человечность, которые порой не объяснимы, либо будучи объяснимы, теряют свою неповторимость, свою тайну. Любовь, пример для других, добрые дела – все это проявления, а значит и развитие духовности. Ведь об уровне духовности судят по проявлению милосердия, способности сострадать, способности любить, по наличию чувства стыда, чувства ответственности, доброты и других качеств личности.
Духовность – это не просто религиозность, это гармония с самим собой, это потребность познания, преобладание духовных ценностей над материальными. Духовное становление человека - это процесс саморазвития.
Духовность является основой нравственности.
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра.
Духовно-нравственное воспитание - это содействие молодежи в формировании гуманных ценностей, участии в социальной жизни, в свободном выборе своего пути. Духовно-нравственное развитие - это своего рода развитие патриотизма у детей и молодёжи, воспитание любви к своему Отечеству.
Школа призвана учить обучающихся взаимопониманию и взаимоуважению, развивать духовные и ценностно-ориентированные способности ученика, умение к самоорганизации его внутренней жизни и внешнего поведения. Всё это в комплексе ориентирует школьников на повышение уровня своей духовности, интеллигентности, культуры, гуманности, альтруизма.
Современному учителю в процессе духовно-нравственного воспитания надлежит изучить основы православной педагогики, как части традиционной отечественной культуры православного народа.
Воспитывая патриотизм у подрастающего поколения, педагогу необходимо в ходе учебной и внеурочной деятельности формировать у учащихся:
- умение наблюдать природу и окружающую жизнь;
- умение сравнивать, сопоставлять, думать, рассуждать над сходствами и различиями предметов и явлений;
- умение логически выражать свои мысли.
Определяя цели и задачи воспитания, необходимо опираться на моральные идеалы родного народа в сочетании с общечеловеческими идеалами. Работу с классным коллективом нужно строить таким образом, чтобы она отвечала жизненным потребностям народа, чтобы выпускники школ могли успешно применять полученные знания и умения в своей жизни и работе.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный, духовно обогащённый гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную Это человек осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Наша страна, многонациональный народ России, гражданское общество, семья, искусство, религия, наука, труд, человечество, природа – всё это является источниками нравственности.
Перед современным учителем сегодня государство ставит следующие задачи:
• помочь обучающимся сформировать не только умственные, физические, но и духовные задатки, реализовать интересы и увлечения;
• выработать личные нравственные убеждения, толерантность к другому образу жизни;
• научить пониманию, приемам взаимодействия в коллективе;
• научить бережному и внимательному отношению к окружающей среде, друг к другу;
• создать условия для развития самостоятельного творческого мышления для удовлетворения обучающимися своих духовных потребностей;
• поощрять самовыражение и уверенность в себе.
На сегодняшний день духовно-нравственное и патриотическое воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Поэтому на помощь приходят классные часы и «Разговоры о важном». Также школа реализует свои возможности нравственного воспитания через программы воспитания и социализации, имеющие комплексный характер, которые осуществляются в ходе:
- урочной деятельности (содержание учебных предметов носит воспитательный характер);
- внеурочной деятельности (кружки, секции, клубы и другие формы дополнительного образования);
- внешкольной деятельности (внешкольные мероприятия, такие как экскурсии,
благотворительность, экологические и патриотические акции);
- семейного воспитания.
Патриотизм — это преданность Отечеству, чувство любви к своему народу, гордости за свой народ и его подвиги, волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения, это стремление служить его интересам и готовность защищать Отчизну. Любовь к Отечеству является чувственным состоянием человека, включает в себя его убеждения, взгляды, которые формируются моральными нормами социума. Патриотизм на уровне общественного сознания проявляется в национальной и государственной идее единства, неповторимости своего народа, традиций, морали, истории, культуры и любви к Родине. Выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к служению Отечеству.
Патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию духовного развития личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга.
Для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной. Малая родина - это, прежде всего, люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона; социальные отношения; культурное и экономические условия жизни людей на данной территории.
Патриотическое воспитание направлено на создание условий формирования и развития чувства хозяина своей Родины - поселка, города, области, страны. Патриотизм предполагает осознание школьником ценности культуры, традиций и жизненного уклада своей страны, понимание неразрывности связей нашего государства, его культуры и истории с другими странами и народами.
Актуальный сегодня вопрос о патриотическом воспитании имеет длительную историю. На всех этапах развития российского общества, наряду с яростными противниками, у него были сторонники и защитники. Наиболее серьезной разработкой данной проблематики занимались, как правило, в годы суровых испытаний для нашего Отечества, ярким примером этого является период Великой Отечественной войны.
Пути работы по формированию патриотического сознания современной молодежи:
- Широко использовать неисчерпаемые источники духовности русского народа: литературу, живопись, скульптуру, фольклор, музыку. Это всё, в чем духовная ценность, здесь наше национальное достояние, переходящее из поколения в поколение.
- Постоянно обращаться к образам великих предков и через их деяния и нравственный пример постигать дух России. Речь идет о выдающихся государственных деятелях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках и других известных личностей.
- Использовать крупнейшие достижения отечественной культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами. И это не честолюбие, а естественное чувство достоинства народа, нации, страны, и его нужно развивать.
- Мощным средством пробуждения чувства патриотизма с малых лет является разработка генеалогического древа своей фамилии, изучения своей родословной.
- Использовать потенциал песен военной тематики, как прошлых лет, так и современных, армейские песни о братстве, долге, мужестве, отваге, о любви к родной земле.
- Использовать личный пример уважительного отношения к старшему поколению.
То есть духовность и патриотизм очень тесно связаны друг с другом и являются приоритетными направлениями в воспитательной работе.
Педагог, ставя своей целью воспитание детей в духе православия, формирование у них активной жизненной позиции, патриотизма и подготовку учащихся к ответственному социальному служению, на основе ясно осознаваемых ими традиционных христианских ценностей, реализует следующие задачи:
1. Воспитание свободной, физически здоровой, духовно богатой личности каждого ученика, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях;
2. Воспитание у учащихся стремления к высоким духовно-нравственным ценностям православия: гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека;
3. Создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, их творческих способностей, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.
4. Содействовать приобщению обучающихся к ценностям православной культуры, привлечению родителей к участию в воспитательном процессе.
5. Воспитание нравственной личности, руководящейся в своей деятельности такими христианскими ценностями, как смирение, терпение, милосердие, открытость и искренность, уважение к старшим, законопослушность.
Конечно же детей и молодежь нельзя увлечь только разговорами о морали, нужны настоящие примеры из жизни. Необходимо с детства прививать любовь к родным людям, к языку, к литературе, истории и культуре своей страны.

Рекомендуем посмотреть:

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях реабилитационного центра Акция "Бессмертный полк" Внеклассное мероприятие для школьников "День Первого Президента Республики Казахстан" Патриотическое воспитание школьников

Похожие статьи:

Социально-патриотическая акция, посвященная памяти воинов – интернационалистов

Классный час на тему патриотическое воспитание в 7-8 классах

Классный час: Афганистан, 5 класс

Классный час «Наша родина – Россия», 3 класс

Встреча с воинами интернационалистами в школе. Сценарий

Роль православных ценностей в формировании семейных традиций
Опубликовано: 404 дня назад (19 октября 2023)
Просмотров: 742
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Галина Павловна Саркисова # 19 октября 2023 в 16:59 0
Спасибо за полезную информацию
Галина Павловна Саркисова # 19 октября 2023 в 17:53 0
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из важных задач современной школы, что содействует воспитанию добрых, искренних, трудолюбивых людей. Вам огромное спасибо за интересную статью.