Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие дыхания у детей 6-7 лет посредством проведения экспериментально-исследовательской деятельности

Описание педагогического опыта: "Развитие правильного физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения экспериментально-исследовательской деятельности (опыты с воздухом)"
Пояснительная записка.
«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют
Потому, что болеют, а болеют потому,
Что не умеют правильно дышать.
Научите их этому – и болезнь отступит».
А. Н. Стрельникова.

Одним из важных разделов логопедической работы с дошкольниками является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Проблемой формирования речевого дыхания занимались Л.И. Белякова , М.Ф. Фомичева, О.В. Правдина, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев , А.И. Максаков и другие. От правильности речевого дыхания «зависит красота и легкость речевого голоса, его сила, богатство динамических эффектов, музыкальность речи», подчеркивает Э.М. Чарели. Г. В. Артоболевский указывает на то, что при правильном использовании дыхания в речи воздух расходуется экономно и равномерно, а пополнение его запаса происходит своевременно и незаметно. В своих исследованиях В. Савкова отмечает, что фонационное дыхание дает значительное количество энергии для голоса, а также участвует в выравнивании силы звучания звуков. В многочисленных логопедических исследованиях (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова) отмечается, что в структуре дефекта у многих детей с нарушениями речи выявляются проблемы в просодическом оформлении высказывания, страдает темп, ритм, имеются значительные изменения голоса, нарушается речевое дыхание.

Численность детей-логопатов растет с каждым годом. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Дефекты речи носят разнообразный характер - может быть нарушено произношение многих групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевой аппарат человека — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:
• дыхательные органы;
• органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов;
• органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука;
• головной мозг.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Таким образом речевое дыхание является очень важным.

Существуют специальные упражнения для развития физиологического и речевого дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания), наразвитие силы, плавности, длительности выдоха, способности направлять воздушную струю в нужном направлении. Дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить звуки речи.

Кроме проведения специальных упражнений можно развивать дыхательную систему ребенка в ходе проведения экспериментально-исследовательской деятельности. В процессе проведения различных опытов с воздухом ребенок учится делать глубокий нижне-диафрагмальный вдох, плавный длительный выдох, контролирует силу, плавность и длительность выдоха, дифференцирует ротовое и носовое дыхание, целенаправленно направляет воздушную струю по центру языка (с верхним или нижним его положением), правильно использует речевое дыхание. Немаловажным является и то, что в процессе экспериментальной деятельности одновременно задействовано несколько анализаторов, что оказывает положительное влияние на сенсорное развитие и помогает лучше усваивать полученную информацию.
Кроме того, с помощью экспериментирования помимо развития дыхания решается целый ряд педагогических задач. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие связной речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает все высшие психические функции, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Конспект НОД в старшей группе детского сада «В лабораториях Воздуха»
Тема: «В лабораториях Воздуха».
Цель: развитие правильного физиологического дыхания у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения экспериментально-исследовательской деятельности (опыты с воздухом).
Задачи:
1. Образовательные:
• Познавательное развитие: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты; закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы.
• Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
• Социально – коммуникативное развитие: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов; закрепить навыки взаимодействия в коллективе.
• Физическое развитие: формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.
2. Развивающие:
• Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
• Закрепить элементарные представления о значении воздуха для жизни человека, развивать экологическое сознание детей;
• Развивать навыки правильного физиологического и речевого дыхания, формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи, закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания,эффективно использовать речевое дыхание.
3. Воспитательные:
• Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
• Воспитывать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми, умение договариваться друг с другом, прислушиваться к мнению друг друга.
• Воспитывать культуру общения.
Оборудование: Воздушный шар, ведро с крышкой, картинки с изображением ветра, глаза, уха, носа, дыхательной системы человека, пустой стеклянный стакан, прозрачный контейнер с водой, теннисные шарики и камни по числу детей, пакетики по числу детей, магнитные цифры и доска, ароматные баночки (запах апельсина, духов, мыла, чеснока), изображения комаров и пчёл (на веревочках), бумажные цветы по числу детей, музыка «Полет шмеля» (композитор - Римский-Корсаков).
Ход занятия
1. Организационный момент. Дыхательно-голосовые упражнения. Самомассаж.
Игра-приветствие «Солнце встало».
Солнце встало, я встаю,
(встать ровно, расправить спину и плечи),
Солнцу песенку пою: А, О, У, Э, И, Ы
(на каждый звук набрать воздух через нос и длительно произносить его)
Потянулись (потянуться), улыбнулись (улыбнуться),
Разбудили шейку, разбудили грудку,
И животик разбудили, и коленки тоже,
Разбудили ручки, разбудили ножки.
(Растирать части тела)
Весело бежали ножки по дорожке.
(Бег на месте).

2. Создание игровой ситуации. Развитие связной речи, умения рассуждать и предполагать.
- Сегодня к нам в детский сад пришёл необычный гость. Я хочу, чтобы вы сами догадались, кто это. Для этого крепко зажмурьте глаза и не подглядывайте. (Педагог обмахивает детей веером и прячет его за спину)Кто это? Это Воздух-ветерок заглянул к нам в гости и хочет с вами познакомиться. Как же мы с ним познакомимся, если его не видно? Вы его видите? Нам нужно как-то воздух поймать, чтобы можно было с ним играть (предложения детей). А давайте поймаем его в это ведро. (Педагог вместе с детьми загоняет воздух в ведро и закрывает его крышкой. Потом незаметно для детей помещает туда воздушный шар)Я знаю волшебное заклинание, повторяйте вместе со мной:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе… (А.С. Пушкин)
(Педагог открывает крышку и показывает шарик) Посмотрите, мы смогли поймать воздух, теперь он живет в этом воздушном шарике! Мы сможем узнать о нем много интересного!
Воздух-ветерок приглашает нас в свои лаборатории. Что такое лаборатория? Кто работает в лаборатории? (ответы детей). В лаборатории нужно соблюдать определенные правила: не шуметь, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать дружно, аккуратно, внимательно, ничего без разрешения не трогать. Согласны?
В лаборатории мы сможем провести интересные опыты. Тогда мы узнаем, что такое воздух, какой он и для чего нам нужен.
За каждый опыт, если мы всё сделаем правильно, Воздух-ветерок даст нам цифру. Эти цифры нам еще пригодятся. Итак, вы готовы к интересным экспериментам?

3. Экспериментальная деятельность. Дыхательные упражнения (Развитие связной речи, умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы)
Тогда пройдите в лабораторию №1 (на столе картинка с изображением глаза). В первой лаборатории мы узнаем, можно ли увидеть воздух. Вы видели когда-нибудь воздух иливетер? (рассуждения детей, о том, что можно увидеть, как воздух попадает через окно в квартиру и колышет штору, как ветер качает деревья на улице и т.д.)Сам воздух не видно, он прозрачный, но мы видим, когда воздух движется – ветер.

Опыт №1. Посмотрите, ребята, что в этом стакане? (Ничего)Я переворачиваю стакан и опускаю его в воду. Что вы видите? (В стакане есть воздух).

Опыт №2. Теперь возьмите себе по одному предмету (теннисные шарики и камни) и аккуратно опустите в воду. Что произошло? (Предметы, в которых есть воздух, плавают) Как вы думаете, почему это происходит? (Воздух – легкий, он выталкивает предмет из воды наверх)

Опыт №3. Мы уже знаем, что воздух можно поймать в шарик, давайте попробуем поймать его в пакетики. (Дети надувают пакеты и заворачивают их край, чтобы получились шарики).Я проткну ваши шарики, а вы поднесите их лицу. Что вы чувствуете? (Дует ветерок) Воздух прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Ну что Воздух-Ветерок, мы справились с твоими заданиями? (Шарик кивает).За это мы получаем первую цифру. (Ребенок прикрепляет ее к магнитной доске).

4. Экспериментальная деятельность. Дыхательные и голосовые упражнения (Автоматизация звонких свистящих и шипящих звуков. Развитие связной речи, умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Развитие общей моторики, динамическая пауза)
А мы с вами отправляемся в лабораторию №2. (Показывает на картинку с изображением уха.)Здесь мы узнаем, можно ли услышать воздух.

Опыт №4. Послушайте внимательно, вы слышите воздух? Можно услышать воздух? (Рассуждения детей о том, что сам воздух нельзя услышать, но можно услышать шум ветра, шелест листвы и т.д.) Попробуйте подуть в стеклянную баночку. (Дети дуют и слушают звук).С помощью воздуха появляются многие звуки – например, когда человек дует трубу или играет на гармошке. И самое главное – с помощью воздуха – люди разговаривают, произносят разные звуки и слышат их.

Подвижная игра «Комарики и пчёлки»
Мы с вами с помощью воздуха научились произносить сложные звуки «З» и «Ж». Давайте разделимся на две команды и поиграем в комариков и пчёлок. Комары летают и звенят «З-З-З» (губы в улыбке, язык за нижними зубами), а пчёлы жужжат «Ж-Ж-Ж» (губы круглые, язык наверху). Когда музыка остановиться, нужно выбрать себе цветочек и сесть отдыхать. Кому цветочка не хватило – садятся на стульчики.
Возвращаемся в лабораторию. Что мы здесь узнали? (с помощью воздуха появляются звуки и человек их слышит). Отличный вывод, и мы получаем следующую цифру. (прикрепляем к доске).

5. Экспериментальная деятельность. Дыхательные упражнения (Развитие связной речи, умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы)
Отправляемся в лабораторию №3(изображен нос).Как вы думаете, что мы здесь будем делать? (Нюхать).

Опыт №5. Понюхайте, пахнет ли чем-нибудь воздух? (Нет)А теперь понюхайте эти пустые баночки, чем они пахнут? (апельсином, духами, мылом, чесноком). Что это означает? (Сам воздух не пахнет, но он помогает переносить запахи других предметов) За этот опыт Воздух-Ветерок дает нам следующую цифру. (Дети крепят к доске).

6. Экспериментальная деятельность. Дыхательные упражнения (Развитие связной речи, умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы)
Нас ждет лаборатория №4. (На картинке изображена дыхательная система человека).
Оказывается, ребята, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри тела человека. Кто знает, где? (Дети рассматривают картинку. Рассказывают про легкие). Как воздух попадает в легкие? (Через нос или рот). Правильно вдыхать – через нос, там воздух становится теплым и чистым.

Опыт №6. Давайте проверим, есть ли воздух внутри нас. Подуйте в эти соломинки в свои стаканчики. Что вы видите? (В стаканчике появились пузырьки воздуха. Когда мы дуем, из легких выходит воздух). Зачем человеку воздух? (Чтобы дышать и жить)

Опыт №7. Задержите дыхание, пока я считаю до 10. Что вы почувствовали? (Воздуха не хватает, хочется вдохнуть). Человек без воздуха может прожить всего несколько минут. Некоторые спортсмены специально учатся надолго задерживать дыхание. Один из них очень долго тренировался и научился не дышать под водой целых 24 минуты и 3 секунды! Его зовут Алекс Сегура.
В этой лаборатории мы узнали, что воздух живет не только вокруг нас, но и внутри человека. Он очень нужен нам, чтобы быть здоровыми и сильными! Воздух-ветерок дает нам последнюю цифру. (Дети крепят ее к доске)

7. Познавательное развитие.
Обратите внимание, в нашей лаборатории еще есть компьютер. Но кажется, здесь нужен пароль, а я его не знаю. Что будем делать? (Дети предлагают ввести в компьютер полученные цифры. Педагог вводит цифры и загружается познавательный мультфильм про воздух – 2 минуты)

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия.
А вам понравилось в лаборатории Воздуха? Что нового вы узнали про него? Что было особенно интересно? (Ответы детей) Я хочу поблагодарить вас за то, что вы были внимательными, хорошо думали и отвечали на вопросы. А нам пора прощаться с Воздухом, с нашими гостями и возвращаться в детский сад.(Дети прощаются с гостями и уходят в группу).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы - эксперимента Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе. Магнит Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе детского сада. Свойства во
Сценарий викторины в подготовительной группе на тему: Моя Родина | Сценарий викторины "Умники и умницы" для детей подготовительной группы
Опубликовано: 282 дня назад (16 марта 2024)
Просмотров: 210
+2
Голосов: 2
Наталья Косарева # 20 марта 2024 в 13:26 0
Замечательное описание педагогического опыта: "Развитие правильного физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения экспериментально-исследовательской деятельности (опыты с воздухом)"