Сценарий логопедической викторины для детей подготовительной к школе группы "Умники и умницы"
Цель: систематизация знаний, умений и навыков, полученных детьми на логопедических занятиях.
Задачи приоритетной образовательной области:
• речевое развитие – стимулировать речевую активность детей, развивать артикуляционную моторику, звуковую и интонационную культуру речи, развивать связную, грамматически правильную речь, формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.
Задачи ОО в интеграции:
• познавательное развитие – развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию, формировать познавательные действия, развивать высшие психические функции.
• физическое развитие – развивать общую и мелкую моторику.
• художественно-эстетическое развитие – развивать музыкальный ритм, восприятие фольклора (частушек).
• социально-коммуникативное развитие – формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение работать в группе, воспитывать командный дух, развивать социальный и эмоциональный интеллекта.
Предпосылки учебной деятельности: личностные УУД (формирование познавательной и социальной мотивации, умения оценивать себя, способности учитывать чужую точку зрения, адекватной самооценки), регулятивные УУД (развитие навыков самоконтроля, умения планировать свою деятельность в соответствии с конкретной задачей, осуществлять действие по заданному правилу и по образцу, удерживать задачу на протяжении всего задания), познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания, развитие анализа и синтеза, умение производить знаково-символические действия, умение производить анализ объектов, выделять существенные признаки), коммуникативные УУД (развитие умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формирование эмоционально позитивного отношения к сотрудничеству, к общению со взрослыми и сверстниками, владение вербальными и невербальными средствами общения, умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности).
Оборудование для педагога: картонные стрелки, карточки с артикуляционной считалочкой, карточка с загадками, схема отличия звуков от букв.
Оборудование для детей: эмблемы команд (нарисованные детьми), карточки с зашифрованными скороговорками, карточки с наложенными друг на друга контурами букв, ручки, бумага, сухой бассейн, объемные буквы, пазлы, карточки с заданиями по определению первого звука в слове, записка о месте нахождения угощения, медали для награждения.
Предварительная работа: деление детей на 2 команды, выбор детьми капитанов и названий для команд, заучивание кричалок и девизов, частушек, рисование детьми эмблем для своих команд.
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались на логопедическую викторину «Умники и умницы», в которой примут участие две команды детей. Надеюсь, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной. А сейчас давайте поприветствуем наши команды.
Дети выходят в центр зала и строятся в две шеренги во главе с капитанами команд. По центру между командами стоит ведущий.
Ведущий: Справа от меня команда «Рычалочки», капитан А.А. Итак, ваша команда?
Дети: «Рычалочки».
Ведущий: Ваш девиз?
Дети:
Мы – ребята боевые!
Любим мы сражаться!
Мы готовы с другой командой
Посоревноваться!
Ведущий: Капитан представит эмблему команды и расскажет о ней.
Капитан показывает эмблему команды и рассказывает о ней.
Ведущий: Болельщики хотят сказать вам напутственные слова.
Болельщики:
Пожелаем мы ребятам
Не скучать и не зевать!
На вопросы логопеда
Побыстрее отвечать!
Ведущий: Слева от меня команда «Шипелочки», капитан Б.Б. Итак, ваша команда?
Дети: «Шипелочки».
Ведущий: Ваш девиз?
Дети:
Мы – весёлые ребята!
Не даем себе скучать!
С удовольствием мы будем
На вопросы отвечать!
Ведущий: Капитан представит эмблему команды и расскажет о ней.
Капитан показывает эмблему команды и рассказывает о ней.
Ведущий: Ваши болельщики тоже подготовили вам напутственные слова.
Болельщики:
Команде «Шипелочки»
Хотим пожелать
Уверенно, твёрдо
К победе шагать!
Ведущий: Итак, команды готовы, и я расскажу вам правила игры. Викторина состоит из восьми раундов. За победу в каждом раунде команда получает волшебную стрелку. Они пригодятся нам в финальном раунде. Каждая стрелка – это 10 секунд времени на выполнение финального задания. Судить нашу викторину будет справедливое жюри – Елена Захаровна, Людмила Олеговна, Любовь Ильинична. Они будут оценивать не только то, как вы выполняете задания, но и то, как вы умеете дружно работать в команде, обсуждать вопросы и договариваться. За нарушение дисциплины жюри будет забирать стрелки у команды.
Ведущий: Объявляю первый раунд - «Разминка».
Чтобы чисто говорить,
Нужно с язычком дружить.
Поэтому наша разминка будет не обычная, а артикуляционная.
Дети с логопедом выполняют артикуляционную считалочку.
Ведущий: Второй раунд – «Чистоговорщики».
Как вы уже поняли из названий наших команд, ребята на логопедических занятиях учились произносить разные звуки. Команда «Шипелочки» училась шипеть, а «Рычалочки» - рычать. В этом раунде сначала мы посоревнуемся, кто из них умеет дольше произносить эти звуки. Ребятам надо набрать побольше воздуха в легкие и рычать или шипеть до тех пор, пока не кончится воздух.
Команды встают напротив друг друга и шипят/рычат до последнего участника.
Ведущий: Это еще не всё. Следующее задание – придумать свою чистоговорку.
Ра-ра-ра – …
Ша-ша-ша – …
Ры-ры-ры – …
Ши-ши-ши – …
Ро-ро-ро – …
Шо-шо-шо – …
Ру-ру-ру – …
Шу-шу-шу – …
Ведущий: Пока команды занимают места за своими столами, а жюри совещаются, я поиграю с болельщиками.
А ну, ребята, не зевай –
Слова в рифму подбирай.
Загадки для болельщиков команды «Рычалочки»:
Кто один имеет рог?
Отгадайте!..
(носорог.)
Верещунья, белобока,
А зовут ее…
(сорока.)
Разве можно было киске
Доверять стеречь…
(сосиски.)
Я ключом открыть не мог
На дверях большой…
(замок.)
Чтоб добыть себе медок,
Села пчёлка на…
(цветок.)
Загадки для болельщиков команды «Шипелочки»:
Утром смотрит нам в оконце
И лучом щекочет…
(солнце.)
В деревянный свой дворец
Прилетел весной…
(скворец.)
Они висят не для красы –
Считают время нам…
(часы.)
Получилась чтоб прическа,
Честно трудится…
(расческа.)
Из скорлупки без пеленок
Вылез желтенький…
(цыпленок.)
Мы цветы поставим сразу
В эту голубую…
(вазу.)
Ведущий: Третий раунд – «Буквоград».
Послушайте задание: Мальвина хранит свои магнитные буквы в большой банке. Вам нужно разглядеть, какие буквы у нее есть, и выписать их на листок бумаги. На выполнение задания дается 30 секунд.
Ведущий: Четвёртый раунд – «Умелые ручки».
В этом раунде победит команда, которая первой сумеет собрать пазлы.
Ведущий: Пятый раунд – «Физкультпривет».
Инструктор по физическому воспитанию проводит физкультурную паузу со всеми участниками и болельщиками.
Ведущий: Шестой раунд – «Скороговорщики».
Ребята обеих команд получат вот такие зашифрованные скороговорки и расскажут их. Жюри оценит правильность произношения звуков и слов и скорость.
Ведущий: Седьмой раунд – «Спецзадание».
Капитан команды выберет пять участников, которые отправятся на спецзадание. Ребята должны найти в сухом бассейне пять букв и сложить из них слово.
Дети находят буквы и складывают из них слова «звуки» и «буквы».
Ведущий: Чем отличаются звуки и буквы?
Дети: Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
Ведущий: Командам надо немного отдохнуть и занять свои места, а я поиграю с болельщиками.
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Днем деревни, города,
Освещает нам…
(не звезда, а солнце).
Кто пасет коров, овец,
Ну конечно, …
(не продавец, а пастух).
По лужайке скачет прытко,
От лисы бежит …
(не улитка, а заяц).
Попросила мама Юлю
Ей чайку налить в …
(не в кастрюлю, а в чашку).
Мы - отличные художницы,
В краски мы макаем …
(не ножницы, а кисточки).
Ведущий: Восьмой творческий раунд – «Частушки».
Две команды детей встают в два полукруга и по очереди поют частушки.
Рычалочки:
«Приготовьте ваши ушки,» -
Логопед нам говорит.
Это значит надо слушать,
Топать, хлопать, звук «ловить».
(М. Онучкина.)
Шипелочки:
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Не ногами, не руками,
А своими языками.
Рычалочки:
На уроки к логопеду
Аж в припрыжку я бегу.
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу.
Шипелочки:
Не понять нам нашу Машу,
Ведь во рту у маши каша.
Но не гречка и не плов,
Эта каша-то из слов.
Рычалочки:
Должен каждый офицер
Говорить отлично ЭР.
Ведь иначе он солдат
Не построит ровно в ряд.
Шипелочки:
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто!
Вместе:
Это пели мы любя,
Про тебя и про себя,
Если ты себя узнал,
Значит труд наш не пропал.
Ведущий: Наступило время подвести промежуточные итоги. После восьми раундов команды набрали … стрелочек. Таким образом, у команды «Шипелочки» … минут, а у команды «Рычалочки» - …
«Финальный раунд». В финальном раунде поборются капитаны команд. За отведенное время вы должны посмотреть на картинку, определить первый звук в слове и записать в клеточку соответствующую букву. Победит тот, кто успеет правильно заполнить все клеточки.
Жюри подводит итоги и объявляет победителей. Проводится награждение участников дипломами и сладкими призами.
Ведущий: Вот и закончилась наша встреча. Спасибо вам за хорошую игру! Надеюсь, она вам понравилась. Старайтесь говорить красиво, четко, ясно. До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
КВН «Путешествие по сказкам» для детей 6-7 лет
Литературная викторина по сказкам Сутеева для детей подготовительной группы
Викторина с ответами по сказам Бажова для детей старшей группы детского сада
Викторина по сказкам Андерсена с ответами. Подготовительная группа
Похожие статьи:
Экологические викторины для дошкольников 5-6-7 лет
Литературные викторины с ответами для дошкольников
Викторины для детей 5-6 лет в детском саду