Проект в средней группе ДОУ на тему «Волшебный снег - снежок»
Автор Тюльканова Юлия Валентиновна воспитатель МБДОУ детский сад №5 "Теремок" г. Шахунья
Информационная карта
Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта: Снег играет важную роль в жизни природы и человека. Дошкольники, совместно с педагогом и родителями проводят исследование снега, опыты и эксперименты, изучают познавательную литературу.
Краткая аннотация содержания проекта: В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей
(законных представителей). Зима - любимое время года большинства детей. А снег - наиболее яркий признак зимы. Проект посвящён изучению свойств снега.
Актуальность проекта
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской
(поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Сбор и анализ информации по избранной проблеме
Тип проекта: познавательный, исследовательский
По продолжительности: краткосрочный
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Участники проекта: воспитатель, дети 4-5 лет, родители
(законные представители)
Сроки реализации проекта: 15.01.2024 – 19.01.2024
Цель проекта: Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. формировать у дошкольников элементарные представления о свойствах снега.
2. учить обследовать, выделяя качества и свойства.
3. развивать мыслительные операции, умение делать выводы, активизировать словарь детей.
4. способствовать воспитанию самостоятельности и инициативы, навыков сотрудничества;
5. воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Этапы реализации проекта
I этап организационный: Определение целей, задач проекта.
Информирование родителей
(законных представителей) о реализации проекта. Подбор художественной литературы, загадок, иллюстративного материала по теме проекта.
Подобрать материалы для продуктивной и исследовательской деятельности.
Подбор консультаций для родителей, оформление папки – передвижки. Разработка плана проекта
II этап практический:
Работа с детьми
Познавательное развитие
Целевая прогулка–наблюдение за снежинками, снегом на прогулочном участке.
Рассматривание иллюстраций с изображением зимней погоды, снежинок.
Беседа «Можно ли есть снег», «Какую пользу приносит снег?», «Свойства снега, льда», «Опасные сосульки»
Исследовательская деятельность:
1. «Снег белый, пушистый, холодный», «Снег состоит из снежинок»
2. «Из снега можно лепить», «Снег принимает форму»
3. «На снегу можно рисовать», «Снег можно красить»
4. «В тепле снег тает», «Сколько воды в одном стакане снега»
5. «Следы на снегу»
Речевое развитие
Художественная литература
Чтение р.н.с. «Снегурочка», «Лисичка - сестричка и волк», «Заяц – хваста», Н. Носов«На горке», В. Одоевский«Мороз Иванович», С. Козлов «Зимняя сказка», А. Барто «Я знаю, что можно придумать», М. Пляцковский «Какая бывает зима»
Отгадывание загадок: «О снеге и зимних явлениях природы»
Словесные игры: «Подбери слово», «Побери слово», «Подбери признак», «Когда это бывает?», «Скажи какая»
Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком», «Снежок», «Мы во двор пошли гулять»
Артикуляционная, дыхательная гимнастика «Ветер - ветерок», «Воздушный шар, «Снежинки»
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная деятельность:
Раскраска картинок на тему «Зима», «Снежные постройки»
Лепка «Снеговик»
Аппликация с элементами рисования «Чудесные снежинки»
Музыкальная деятельность: слушание звуков природы – скрип снега.
Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Времена года», «На что похоже», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Почему спит медведь?», «Собери картинку», «Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме»
Проблемная ситуация «Освобождение бусинок из ледяного плена»
Трудовая деятельность: расчистка дорожек, веранды от снега, постройка снежной горки, крепости.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Следопыты», «Найди, где спрятано?», «Найди и промолчи», «Снежинки и ветер»
Взаимодействие с родителями
Консультации для родителей «Интересные факты о снеге», «Экспериментируем вместе с детьми»,
«Опыты со снегом и льдом»
Выставка методической и познавательной литературы на тему «Простые опыты для дошкольников»
III этап заключительный:
Фотоотчет «Юные исследователи»
Ожидаемые результаты проекта.
- Сформированы знания о снеге и его свойствах.
- Устанавливают простейшие причинно- следственные связи, умеют рассуждать, высказывать предположения, договариваться и прогнозировать результат.
- Развиты наблюдательность, умение видеть и ценить красоту природы.
Заключение и выводы
Проект «Волшебный снег - снежок» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая, исследовательская деятельность, направленная на расширение познавательной активности детей.
На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература, подобран иллюстративный материал с учетом возраста детей. Ознакомила всех родителей с целью и задачами будущего проекта. Для родителей были оформлена информация.
Основной этап проектной деятельности длился одну неделю. В ходе проекта сделали следующие выводы: снег состоит из множества снежинок, что при изменении температуры меняет свои свойства, принимает форму предмета, на снегу можно рисовать, оставлять следы; снег и лед - грязные и не пригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а также его пьют животные и птицы. Также снегом можно играть, строить снежные постройки.
В процессе реализации проекта создали постройки из снега на прогулочном участке.
На заключительном этапе проекта создали Фотоальбом «Волшебный снег».
Метод проекта оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности, познавательные, коммуникативные навыки.
Литература.
1. ОП ДО МБДОУ детский сад №5 «Теремок»
2.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
(ФГОС ДО), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 08.12.2020 2 N 273-ФЗ
4. СанПиН2.4.3648-20 от 28.09.2020 года №28
5. Веракса, Н. Е. Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» Мозаика- Синтез, 2012
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.
7. «Ознакомление с природой в детском саду средняя группа» Соломенникова О.А. Мозаика- Синтез, 2015П
Приложение
Загадки
«О снеге и зимних явлениях природы»
1. Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
На ладони сразу тают
(снежинки)
2. Нахмурилось небо
(наверно, не в духе!).
Летают, летают белые мухи!
И носятся слухи, что белые мухи
Не только летают, но даже не тают.
3. Что за звёздочки такие на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке
(снежинки)
4. Из-под облачных высот
Быстрый ветер их несёт.
Мчат, друг дружку обгоняя,
Как одна большая стая.
5. Вот так загадка! Глянешь – летает,
На нас присядет – сразу растает
(снежинка)
Проблемная ситуация «Освобождение бусинок из ледяного плена»
Воспитатель:
- Ребята, послушайте стихотворение:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(«Снежок» Н.Некрасов)
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода –
Неподвижна и тверда.
- Помогите мне разобраться: о чём идёт речь в этом стихотворении, что же случилось с водой?
Предполагаемые ответы детей:
- она превратилась в лёд;
- наверное, это было зимой, и она замёрзла;
- вода превратилась в лёд от мороза.
Воспитатель:
- Сегодня я пришла в детский сад и обнаружила в нашей группе вот эту посылку
(показывает и достаёт её содержимое). Давайте посмотрим, что же там и от кого. Ребята, в посылке зашифрованное письмо и…льдинки.
Письмо от Рукодельницы:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Шла я к Морозу Ивановичу в гости по мостику через речку, поскользнулась и упала, а мои новые красивые бусы рассыпались и упали в речку, прямо в холодную воду. Мороз Иванович помог мне их достать, да только заморозил их. И попали бусинки в ледяной плен. Как же мне быть? Что делать? Хоть и зовут меня люди Рукодельницей, но эта задача мне не под силу. Может, вы мне сможете помочь?»
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, сможем ли мы чем-то помочь Рукодельнице?
После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает:
- А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
(дети выдвигают предположения)
Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:
- можно погреть в руках, они тёплые, лёд и растает
(хорошо – лёд растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замёрзнут);
- можно отогреть в варежках
(хорошо – лёд тоже растает, и бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);
- можно положить на батарею
(долго ждать придётся);
- есть специальное сверло
(ледобур), которым бурят лёд рыбаки, можно взять его;
- можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;
- можно положить в тёплую воду, там лёд растает;
- можно оставить просто в группе – у нас тепло.
Выбирают три гипотезы и проверяют их:
- поставить на батарею;
- оставить в тарелочке на столе;
- положить в тёплую воду.
Воспитатель помогает детям подготовить всё необходимое для проведения опыта и проверить свои гипотезы. Затем часть льдинок дети кладут на тарелочку и ставят на батарею, вторую часть льдинок оставляют в тарелочках на своих столах, третью часть льдинок кладут в баночки с тёплой водой.
- Пока наши льдинки тают, давайте немного разомнёмся.
Проводится физкультминутка «Солнце землю греет слабо».
Солнце землю греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда,
(прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)
- Давайте посмотрим, что же произошло со льдинками, где они быстрее растаяли?
(ответы детей)
Выводы:
- быстрее всего бусинки освободила тёплая вода;
- на тарелочке бусинки таяли дольше всего;
- на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.
После проведения экспериментов дети вытирают воду со столов.
Затем проводится
игра «Освободим бусинку из ледяного плена».
Ребёнок-бусинка выбирается считалочкой:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Дети произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки красиво сверкают, звенят: дзынь, дзынь, дзынь…». Делают вращения кистями рук на каждое слово. Затем хлопают в ладоши и говорят «дзынь, дзынь…» На сигнал «Ветер!» - дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» - воспитатель или ребёнок в роли бусинки, остальные дети – замёрзшие капельки крепко обнимают её со всех сторон – «бусинка в ледяном плену». Воспитатель просит тёплые руки детей, которые не стали льдинками, или няню растопить льдинки. Няня или дети тёплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку-воспитателя
(ребёнка).
Беседа «Можно ли есть снег»
Воспитатель приносит с прогулки вместе с детьми стаканчики со снегом, и понаблюдать за происходящими изменениями.
(Снег нагревается, становится рыхлым, водянистым, тает и превращается в воду). Воспитатель предлагает детям подержать руку над стаканчиком со снегом.
(Ощущается холод – во время таяния снег забирает тепло, поэтому вокруг становится холоднее.) Вот почему человек, который ест снег, может простудиться.
Таким образом, удалось найти ответ на вопрос.
(Пока снег тает, предлагаем детям поиграть)
Динамический этюд «Зима»
- На улице зима,
(руки в стороны)
- И стало холоднее,
(обнять себя)
- Теперь одежда нам нужна теплее.
- Чьи варежки?
(руки вперёд)
- Мои!
(показываем на себя)
- Чья шапочка?
(руки на голову)
- Моя!
- Чьи валенки?
(наклон вперёд, показываем на ноги)
- Мои!
- Чья шубка?
(гладим себя по бокам)
- Моя!
- Чей шарфик?
(согнуть руки в локтях и поднести их к шее)
- Мой!
- Пойдём гулять скорей с тобой!
(шагаем на месте)
- Чтобы ножки не замёрзли, мы потопаем!
(топают)
- Чтобы ручки не замёрзли, мы похлопаем!
(хлопают)
- А чтобы было веселее, мы снежки начнём лепить!
(имитация лепки снежков)
- Будем весело играть, хорошо зимой гулять!
Игра на меткость «Попади снежком в корзину»
Дети по очереди кидают снежки в корзину.
Проведение эксперимента. После того, как снег превратился в воду, на дне стаканчиков стали заметными песчинки, частицы почвы. Чтобы лучше рассмотреть их, полученную воду можно пропустить через фильтр. Пропускаем её через марлю. Воспитатель предлагает любителям «вкусного» снега рассмотреть, что же осталось на марле.
Итог: снег есть нельзя!!!
Выводы: Дети рассказывают о выявленных в ходе наблюдения и эксперимента свойствах снега.
Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»
Взяли дети белый ком,
(изображаем ком)
Будем строить снежный дом
(движения, изображающие лепку снежков)
Мы польем его водой,
(имитируем движения)
Домик будет ледяной
(поливаем водой)
Ком за комом мы кладем,
(ставим кулачок на кулачок)
Вот и вылепили дом
(рисуем в воздухе ладонями домик)
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили.
(«лепят», меняя положение ладони)
Круглый, крепкий,
(показывают круг, сжимают ладони вместе )
Очень гладкий,
(гладят одной ладонью другу )
И совсем-совсем не сладкий.
(грозят пальчиком)
Раз — подбросим.
(смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок )
Два — поймаем.
(приседают, ловят воображаемый снежок )
Три — уроним
(встают, роняют воображаемый снежок )
И... сломаем.
(топают)
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять
(загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались
(имитируем движения по тексту)
Все в снегу домой пришли.
(отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
(движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Дидактический игры
«Когда это бывает?»
Снег на полях, лед на реках.
Вьюга гуляет, когда это бывает?
(зимой)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает?
(зимой)
«Подбери признак»
Снег
(какой?) холодный, рыхлый, скрипучий, колючий, липкий, сырой, белый, первый, грязный и т. д.
сосулька
(какая?) — длинная, скользкая, холодная
зима
(какая?) — белая, морозная, холодная
«Подбери слово»
наступила
(что?) — зима
свищет
(что?) - ветер
бушует
(что?) -вьюга
кружится
(что?) - снег
лепят
(что?) - снежки
«Скажи какая?»
Какая погода, если на улице снег – снежная
холод - холодная
мороз - морозная
ветер - ветряная
стужа - студеная
«Какое время года?»
Задачи: Уточнить знания детей о временах года, их характерных признаках. Развивать связную речь, психические процессы. Учить слушать поэтический текст. Развивать положительные эмоции.
Материал: картинки с изображением разных времён года, картотека стихов по сезонам.
Описание: 1. Воспитатель показывает детям одну иллюстрацию, рассматривают её, обговаривают какое время года изображено. Затем предлагает прослушать соответствующее стихотворение.
2. «Расскажи о своей картинке». Каждый из детей получает по картинке и по очереди рассказывает, что на ней изображено.
«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме»
Задачи: Закреплять знания детей о времени года – зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времён года и поведения диких животных.
Игровые правила: действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очерёдность.
Игровое действие: поиск нужных предметов.
Дидактический материал: макет деревьев, ёлочек, шишки, орешки; игрушки – медведь, заяц, белочка, ёж; белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо помочь лесным друзьям подготовиться к этому времени года. Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.
«Оденем куклу Катю на прогулку»
Задачи: Упражнять детей в назывании предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности одевания зимней одежды на куклу.
Игровые правила: отобрать нужную одежду по сезону. Правильно называть последовательность процесса одевания куклы.
Игровые действия: поиск нужной одежды по сезону. Последовательное надевание предметов зимней одежды на куклу.
Дидактический материал: куклы по количеству детей, предметы кукольной одежды
(пальто, или шуба, кофты, сапожки, штаны, шарфы и т.д.)
Описание: Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи, надевают их, называя последовательность действий.
«Почему спит медведь?»
Задачи: Развитие речи детей. Знакомство с объектами живой природы.
Описание: воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением спящего в берлоге медведя. Поинтересоваться, знает ли малыш, почему спит медведь. Рассказать о животных, впадающих в спячку в холодное время года. Сравнить их с теми, которые в этот период ведут активный образ жизни
(чем питаются, анатомическое строение и т.д.).
«Собери картинку»
Задачи: Учить детей составлять целое из двух и более частей. Уточнить знания детей о времени года – зиме. Развивать внимание, логическое мышление, моторику рук.
Описание: 1. Воспитатель рассматривает целые картинки вместе с детьми, обговаривает какое время года на них изображено. Затем показывает одну часть картинки и предлагает детям догадаться к какой целой картинке она подойдёт. Наложив часть на целое убеждаются – она или нет. Так постепенно из частей составляется целое.
2. «Составь целое из частей без образца».
Подвижные игры
«Найди, где спрятано?»
Цель: учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.
Описание игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора! ». Дети начинают искать предмет.
«Найди и промолчи»
Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.
«Снежинки и ветер»
Цель: Развитие двигательных навыков
Ход игры: Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Когда воспитатель говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!», дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
Дыхательное упражнение «Снежинки»
Цель: Учить правильному дыханию
Ход упражнения: Воспитатель даёт детям кусочки ваты и говорит: «Это у нас снежинка. Посмотрите, как она летает
(кладёт ватку на ладонь, а затем сдувает её с руки). Попробуйте и вы также подуть на снежинку».
Выдох только через рот, выдох должен быть плавным, длительным; вдох спокойным, через нос.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в средней группе «Грибы-грибочки»
Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова»
Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа
Летний проект по экологии для средней группы детского сада