Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методы и приемы ознакомления детей дошкольников с животным миром

Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с животным миром. Из опыта работы воспитателя ДОУ
В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы:
Наглядные: (наблюдение, рассматривание картин, показ фильмов).
Практические: (игровые методы, труд, элементарные опыты).
Словесные: (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы).

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивать наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие.

Наблюдения организуются воспитателем, при ознакомлении детей с животными они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других – наблюдение проводиться с не большой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель.

Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животными, воспитатель направляет внимание, прежде всего на его поведение: что делает? Как передвигается? Что ест? Как? И только в связи, с каким – то действием рассматриваются внимание признаки животного: чем покрыто тело? Какие ноги – длинные – короткие? Какие глаза?

Например: Наблюдение за рыбками в аквариуме – уточнить представление детей о внешнем виде рыб, сообщить, что рыбы живут в реках, водоемах, озерах, прудах. Сформировать понятия «рыбы» - это животное, тело их покрыто чешуей, есть плавники, живут в воде, дышат жабрами и т.д.

Также к наглядным методам относятся рассматривание картин, показ фильмов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетические восприятия.

В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины, образуя внимание детей на изменение в жизни животных, воспитатель направляет их к установлению новых связей: В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелетные птицы? Почему они улетают? Проводятся наблюдения на участке детского сада за птицами, которые прилетают на участок, рассматривание их повадки.

Сюжетные фильмы: вызывают у детей особый интерес в связи с занимательностью сюжета. Это способствует активному восприятию знаний, вызывает особое отношение к событиям на экране. Сюжетные фильмы используются с разными целями: для знаний, выделение более существенных черт, характеризующих то или иное явление, формирование бережного отношения к природе и животным. В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виды фильмов. После просмотра – проводится беседа, цель которой выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты.

Практические методы: Это дидактические игры, настольно – печатные, подвижные игры. В старшей группе используются следующие дидактические игры о животных «Зоопарк», «Живая природа», «Зоологическое лото» и т.д.

Словесные игры: « Кто летает, бегает, прыгает». « В воде в воздухе, на земле». «Нужно – не нужно» и т.д. Так же используются подвижные игры «Волк и зайцы», « Белка в лесу», «Хитрая лиса» и т. д. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием, повадками животных, и их образу жизни. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания.

Труд детей
В старшей группе проводятся дежурства детей в уголке природы: организуя дежурства, воспитатель проводит занятия, на которых знакомит детей с обязанностями дежурных. Руководство воспитателя работой дежурных направляется на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными, и кормление чистка клеток, аквариумов. Дежурные должны уметь договариваться о том, что каждый должен делать последовательность операций. Воспитатель оказывает им помощь в организации работы (советует, напоминает, предлагает заранее обдумать, что в каком порядке должно быть сделано).

Элементарные опыты
Опыт – используется как способ решения познавательной задачи.
Например: Было проведено занятие в старшей группе «Путешествие на Северный полюс», в котором был проведен опыт по объяснению, почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспосабливается к таким условиям, мы с детьми провели опыт. В емкость с водой опустили руку и тут же ее вынули, посмотрели на нее внимательно, она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда, теперь намажем слегка руку жиром и снова опустим в воду руку. Что вы заметили? Что она собралась в капельки и если встряхнуть ее, то капельки с руки слетят, и на руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Заключительным моментом опыта является формирование выводов на основе полученных результатов.

Словесные методы:
При ознакомлении детей с природой и животным миром используются: рассказ, чтение художественной литературы природоведческого характера, беседы. Уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе.

Рекомендуем посмотреть:

Как рассказать ребенку о белке Дошкольникам о лисе Дошкольникам 5-7 лет про волка Викторина в детском саду для старших дошкольников про животных

Похожие статьи:

Про горного козла для детей 6-8 лет

Досуг на День космонавтики для детей старшей группы детского сада. Сценарий | Конспект занятия по математике на новогоднюю тему. Старшая группа
Опубликовано: 323 дня назад (4 февраля 2024)
Просмотров: 208
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!