Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие и обогащение словаря младших школьников с нарушением слуха

Развитие и обогащение словаря детей с нарушением слуха
Полноценно сформированная речь является одним из показателей готовности к обучению в школе и составляет необходимое условие для успешного обучения.

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации детей с нарушением слуха. Школьник должен иметь достаточный объем пассивного и активного словаря, знать обобщенное, отвлеченное значение слов, обозначающих состояние, оценку, качество, признаки предмета, точно употреблять слова в речи.

Нарушения формирования лексики у детей с нарушением слуха проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации. Особенностями словарного запаса таких детей является полное незнание, неточное понимание и употребление ряда слов, замена видовых понятий родовыми и наоборот, взаимозамещение признаков. В словаре детей мало обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь бедной и стереотипной. Актуализация словаря и употребление слов в экспрессивной речи вызывает большие затруднения. В связи с этим обогащение словарного запаса является одной из основных задач работы с детьми данной категории.

Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.п.: или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).

Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетания и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значения. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова.

Многозначность слова показывается дошкольником на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния и т.д.) Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий – составление словосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связном тексте.

В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.

Существует множество методов и средств развития словаря младших школьников с ОВЗ, к которым относятся ознакомление с окружающим, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, речевые упражнения.

Обогащение или уточнение словаря и представлений у детей с нарушением слуха проводится, прежде всего, в игровой форме. Игры создают благоприятные условия, при которых ребенок может запомнить новое слово, помогают закрепить знания детей об окружающем мире, активизирует речь.
Дидактические игры являются одним из средств, способствующим уточнению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях, обогащению словаря.

В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое задание таит в себе какую-то «хитрость», «фокус», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности.

Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка. В работе комбинировались традиционные методы: практические (тренировочные упражнения, игры), наглядные (графические схемы, таблицы, картинки), словесные (беседа, объяснение) и компьютерные игры, мультимедийные презентации, изография, кроссворды, ребусы, шарады.

Для успешного обучения русскому языку учащихся с нарушением слуха необходима комплексная и целенаправленная работа по развитию лексической стороны речи. Эффективность этой работы повысится, если ее содержание будет осуществляться поэтапно, системнон с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с использованием разнообразных видов деятельности.

Список литературы
1. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи // Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999. – 247 с
2. Еремина, Е. А. Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности / Е. А. Еремина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 51-53.
3. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией / Е. Ф. Соботович. – Москва : Классике Стиль, 2003 – 160 с.
4. Щипцова, С. А. Использование игры во внеурочной деятельности в начальной школе / С. А. Щипцова // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации; сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2020 – С. 82-84.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар для педагогов: Сопровождение детей – инвалидов в условиях образовательной организации Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ Создание условий для адаптации детей с ОВЗ в школе-интернате
Опубликовано: 284 дня назад (12 февраля 2024)
Просмотров: 437
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Снежанна # 13 февраля 2024 в 12:31 +1
Здравствуйте Татьяна.Очень понравилась статья, содержательная.
Катерина # 13 февраля 2024 в 12:36 +1
Здравствуйте Татьяна. Спасибо за содержательность материала.
Васелина # 13 февраля 2024 в 12:41 +1
Здравствуйте, статья хорошая.
Ольга # 13 февраля 2024 в 12:43 +1
Добрый день, статья богатая, насыщенная, так держать
Ирина# # 13 февраля 2024 в 12:49 +1
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо Вам за интересную статью.
Наталья # 13 февраля 2024 в 14:49 +1
Здравствуйте! Статья хорошая, познавательная. Мне очень понравилось!