Создание благоприятных условий для успешной адаптации обучающихся с ОВЗ в школе-интернате
Под
адаптацией в биологии понимают приспособление строения и функций организма к условиям существования.
В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания.
Всё более активно
понятие «адаптация» используется и в социальных науках, в том числе в психологии и педагогике.
В социально-педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
• дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
• дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
• дети с нарушением речи;
• дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• дети с умственной отсталостью;
• дети с задержкой психического развития;
• дети с расстройством аутистического спектра.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является
индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Социально-педагогическую стратегию воспитания детей, находящихся в школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии: государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.
Целью нашей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.
В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы друг от друга.
Мы стремимся создать
психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает
в решении следующих задач:
1. Создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья социальным навыкам.
3. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
4. Снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии.
5. Формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате способствует внеклассная работа, которая включает в себя: работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.
Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы, воспитатели, стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.
Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.
Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками наших ребят с ограниченными возможностями здоровья.
В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.
Таким образом, в нашей школе-интернате созданы все условия для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья,получения ими достойного образования и развития.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар для педагогов: Сопровождение детей – инвалидов в условиях образовательной организации
Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в начальной школе
Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ
Развитие и обогащение словаря младших школьников с нарушением слуха