Приемы педагогической работы по формированию духовно – нравственных качеств у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ
Духовно – нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым взрослым и государством в целом.
Из страны детства все входят в большую жизнь, насыщенную радостью и страданиями, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в детстве. Дети чуткие и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
В
нравственном воспитании обучающихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений их друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально – исторический опыт, получает представления одругом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы», литературные вечера, «Дни духовности и культуры» предполагают встречи с интересными людьми.
В школе могут проводиться праздники:
- сентябрь («День знаний»);
- октябрь («Посвящение в ученики – первоклассники»);
- ноябрь («Дни духовности и культуры»);
- декабрь («Крещенские чтения»);
- январь («Рождество Христово»);
- февраль («Неделя патриотической песни»);
- март («Неделя малышей»);
- апрель («Пасха»);
- май («День славянской письменности»).
Посиделки с родителями, учащимися, конкурсы «Папа, мама, я – дружная семья» могут стать традиционными.
Интересно можно проводить предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и ряд других мероприятий.
Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.
Обучающиеся мало знают о малой Родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлому, настоящему и будущему, к природе родного края, необходимо обратиться к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?
Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я — мой город»), («Я — мой город, мой край, мое Отечество»), содействует формированию гражданственности.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются климатические условия, растительный и животный миры. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п.
Несколько слов о православии. Православие – это жизнь в любви. Ведь именно любовь несет и дает людям человеческие ценностные ориентиры.
Уверена,что в конце каждого учебного года, подводя итоги работы, дети, отвечая на вопрос «Какие наши общие дела показались вам интересными и больше всего запомнились?» перечислят много мероприятий, проведенных за год, и скажут, что узнали, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
Наблюдения покажут, что у ребят сложились дружеские отношения, что они научились быстро договориться, редко ссорятся, общие поручения выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, что детский коллектив живет согласно урокам хороших манер.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во взрослую жизнь, с ее нормами и требованиями.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий Рождественского праздника в начальной школе