Конспект занятия для 3 класса «Надо честным быть!» по рассказу Л. И. Пантелеева «Честное слово».
Цель: познакомить обучающихся с рассказом Л. И. Пантелеева «Честное слово».
Задачи:
1. Познакомить с биографией Л. И. Пантелеева.
2. Расширять словарный запас обучающихся, познакомить со словами, с выражениями: Васильевский остров, церковь, в потемках, часовой, стоять на часах, поставили на караул, рядовой, сержант, лейтенант, майор, маршал, порох, пороховой склад, несолоно хлебавши, что – то пробормотал, ручаться.
3. Познакомить обучающихся с содержанием произведения.
4. Раскрыть замысел автора, воспитывать адекватное отношение к персонажам сказки, к их чувствам, поступкам.
5. Формировать такую положительную черту характера, как честность.
Ход урока
Вводная часть. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(обращаю внимание на гостей)
(и детям, и гостям предлагаю поиграть в игру)
Игра «Правда – неправда»
(Перед детьми на партах лежат карточки с изображением солнышка и тучки. По очереди читаю выражения, а дети показывают карточку с изображением солнышка, если в выражении говорится правда, карточку с изображением тучки, если в выражении говорится неправда.)
Белки грызут орехи.
Учитель ремонтирует поезда.
Повар готовит еду на кухне.
Летчик лечит зубы.
Книгу читают.
Собака лает.
Кошка лает.
Кошка мяукает.
– Молодцы! Во время игры вы были очень внимательными.
– Еще раз обращаю ваше внимание на картинки. На них изображена правда.
– А что такое правда?
– Правда – это добро, честность.
Физминутка
Основная часть
– Тема нашего сегодняшнего занятия «Надо честным быть!»
– Цель нашего занятия: познакомиться с рассказом Леонида Ивановича Пантелеева «Честное слово»
(демонстрация портрета Л. И. Пантелеева)
Родился Леонид Иванович Пантелеев летом, 22 августа в Санкт – Петербурге. Звали его при рождении – Алексей Иванович Еремеев. Отец — Иван Адрианович Еремеев, военный. Мать — Александра Васильевна Еремеева. Несколько раз судьба разлучала мальчика с семьей. Все детство Леонид Иванович скитался по стране и побывал в разных детских домах и в колониях для малолетних преступников. В годы Великой Отечественной войны он чуть не умер от голода. Когда вырос, женился. Воспитывал дочь Машу. Умер летом, 9 июля в возрасте 78 лет. Похоронен в Санкт – Петербурге. Основные произведения: «Республика ШКИД», «Ленька Пантелеев», «Наша Маша», «Две лягушки», «Честное слово» и другие.
(обращаю внимание на выставку книг)
«Честное слово» — произведение Леонида Ивановича Пантелеева, которое уже долгие годы завораживает ребят. В нем рассказчик обнаруживает плачущего мальчишку в саду, когда уже становится совсем темно. Он спрашивает у него, почему мальчик еще не дома с родителями. Какой ответ он получит, почему и как сможет помочь своему новому юному знакомому? Об это мы с вами узнаем из рассказа Леонида Ивановича Пантелеева «Честное слово».
– При слушании книги нам встретятся слова:
• Васильевский остров – остров, который входит в состав города Санкт – Петербурга.
• Церковь – это здание, где собираются люди для молитв и совершения других церковных обрядов.
• В потемках – в темноте.
• Часовой – вооруженный караульный, который охраняет порученный ему пост.
• Стоять на часах – охранять.
• Поставили на караул – поставили охранять.
• Рядовой – низшее воинское звание.
• Сержант – воинское звание.
• Лейтенант – воинское звание младшего офицера.
• Майор – воинское звание старшего офицера.
• Маршал – высшее воинское звание.
• Пороховой склад – склад, в котором хранится порох.
• Несолоно хлебавши – без результата.
• Что – то пробормотал – сказал непонятно.
• Ручаться – обещать.
(прослушивание аудиокниги Л. И. Пантелеева «Честное слово»)
– Понравился ли вам рассказ?
– О ком этот рассказ?
(повторное прослушивание аудиокниги)
– Кого увидел рассказчик у белого каменного домика?
– Что мальчик делал в саду?
– Он играл с мальчишками в войну. Он был сержантом и охранял «пороховой склад».
– Почему мальчик плакал?
– Он устал, ему хотелось кушать.
– Почему мальчик не ушел домой, когда понял, что он остался один, что мальчишки, с которыми он играл, про него забыли, что они не придут?
– Он дал честное слово.
– Как рассказчик отнесся к честному слову мальчика?
– Он не стал над мальчиком смеяться. Он решил ему помочь.
– Как помог мальчику рассказчик?
– Он позвал на помощь военного, майора.
– Как майор отнесся к честному слову мальчика?
– Серьезно. Он приказал ему перестать охранять «пороховой склад».
– Что мы можем сказать о мальчике?
– Мальчик смелый, стойкий, серьезный, мужественный, ответственный, честный.
– Как бы вы поступили на месте мальчика: убежали бы домой или остались бы охранять «пороховой склад»?
– Чему нас учит этот рассказ?
– Рассказ нас учит быть ответственными, честными, держать данное обещание, не проходить мимо чужого горя и помогать.
Физминутка
– В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. Но уже с детства нужно формировать в себе хорошие черты. Жизненный путь всегда очень сложный, и что бы в жизни ни произошло, нужно всегда оставаться честным человеком.
– Сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой, которую оставила фея Правды и произойдет чудо: у каждого появится очень хорошая черта – честность.
Заключительная часть
– Наше занятие подошло к концу. Какова была цель нашего занятия?
– Познакомиться с произведением Леонида Ивановича Пантелеева «Честное слово».
– Мы добились того, чего хотели?
– Да.
– Мы молодцы!!!
– Понравилось ли вам занятие?
– Да.
– Спасибо!
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Астафьев «Капалуха»
Урок литературного чтения с презентацией, 3 класс. Сказка "Сивка-бурка"
Урок литературного чтения, 3 класс. Пономарева "Автобус". Конспект с презентацией
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Зощенко "Золотые слова" с презентацией
Похожие статьи:
Конспект урока. Есенин «С добрым утром», 3 класс. Перспектива
Урок литературного чтения, 3 класс. Басни Крылова
Урок литературного чтения, 3 класс. Поэзия Блока
Проект по литературному чтению, 3 класс
Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»