Проект по литературному чтению, 3 класс

Учебный проект в 3 классе на тему «Литературный калейдоскоп»

Резюме проекта

Характеристика проекта:

По профилю знаний: литературное чтение, 3 класс.

По числу участников: групповой (25 учеников).

По уровню контактов: внутришкольный - проект, организуемый на уроках по литературному чтению и во внеурочное время.

По продолжительности: краткосрочный -2 недели.

Тип проекта: творческий, познавательный, исследовательский.

Проблема: современные дети мало знают о природе, о явлениях природы, недостаточно развито чувство видения прекрасного в самом простом, бережного отношения к её хрупкому миру.

Почему?

• Отсутствие родительского внимания к данной проблеме.

• Незнакомы с произведениями детских писателей о природе.

• Недостаточно времени уделяется объяснению того, что книги полны превосходных идей, которые можно использовать в своей жизни.

• Преобладание компьютера над книгой.

Что делать? Ознакомиться с произведениями В. Бианки на уроках литературного чтения.

Как?

• Проведение самостоятельных наблюдений в природе.

• Разработка индивидуальных творческих заданий.

Что получить? (Результат.) Компьютерная презентация, книга-самоделка «Маленькие открытия».

Какие задачи решает проект:

Познавательные: знания о природе, о явлениях природы;

Воспитательные: бережное отношение к хрупкому миру природы, умение видеть прекрасное в самом простом;

Развивающие: коммуникативная, информационная компетентность.

Техническое и учебно-методическое оснащение: мультимедийное приложение «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», программа факультативного курса по литературному чтению для учащихся 2-4 классов, школьный учебник.

Ресурсы к проекту:

1. Бунеева, Е. В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 11. - С. 3-17.

2. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. — М.: Новая школа, 1994.

3. Паруасъен, Э. Живая природа / Э. Паруасьен. - М.: Махаон, 2008.

4. Джонсон, Д. Птицы / Д. Джонсон. - М.: Премьера, Аст- рель, 2000.

5. Уолтерс, М. Великолепная энциклопедия животных. Славки, дрозды и мухоловки / М. Уолтерс, Д. Джонсон. - М.: Махаон, 2006.

6. Уолтерс, М. Великолепная энциклопедия животных. Совообразные и козодоеобразные / М. Уолтерс, Д. Джонсон. - М.: Махаон, 2006.

I. Введение в проект «Литературный калейдоскоп».

Учитель. Человек - творение природы. Любовь к природе _ естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был Виталий Бианки, он раскрывал тайны природы и рассказывал их нам!

II. Постановка проблемного вопроса.

- Что необходимо человеку, чтобы научиться видеть прекрасное в самом простом?

Учащиеся. Внимательно вслушиваться, всматриваться в природу, тогда она откроет ему свои маленькие тайны.

Учитель. Чтобы природа подарила человеку свои маленькие тайны, необходимо научиться видеть прекрасное в самом простом, бережно относиться к её хрупкому миру.

Ребята, вы знаете, что Виталий Бианки был не только писателем, но и учёным-орнитологом. Он учил читателей наблюдать природу, исследовать и открывать для себя что-то новое. Все свои наблюдения он всегда записывал. Вот и мы в роли учёных-орнитологов постараемся увидеть прекрасное в самом простом, внимательно всматриваясь и вслушиваясь в природу.

Сейчас я вам предлагаю разбиться на группы. Каждая группа получит задание: узнать о повадках, питании, образе жизни пернатых; подобрать или сочинить самим загадки, стихи, рассказы, сказки, найти пословицы и поговорки, сделать рисунки.

Вы можете обратиться за помощью к своим родителям, поискать нужный материал в книгах, использовать Интернет- ресурсы.

В результате вашей интересной, а главное познавательной работы, у нас должна получиться книжка-самоделка «Маленькие открытия».

III. Формирование групп.

1-я группа - подобрать познавательный материал о дроздах.

2-я группа - подобрать познавательный материал о совах.

3-я группа - подобрать познавательный материал о камышовках.

IV. Представление результатов проекта «Литературный калейдоскоп».

Приложение

Урок литературного чтения. Тема: Маленькие открытия в произведении Виталия Бианки «Неслышимка» через элементы исследовательской деятельности

Проблема: роль детской литературы о природе в развитии чувства видения прекрасного в самом простом, бережного отношения к её хрупкому миру, окружающим людям.

Цели: расширение и углубление знаний о природе; совершенствование правильного, осознанного чтения, выразительного пересказа; обогащение словарного запаса детей; развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки книжки-самоделки «Маленькие открытия».

Вид: комбинированный.

Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок на урок!

- Здравствуйте дети!

- Здравствуйте гости!

- Приятно видеть всех!

- Пусть наш урок будет интересным, познавательным и подарит нам радость общения!

II. Актуализация опорных знаний.

На доске высказывание В. Бианки.

Учитель выразительно читает запись высказывания.

• «Весь огромный мир кругом меня, надо мной, подо мной полон неизведанных тайн, и я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире».

- Кому из известных вам писателей принадлежит это высказывание?

- Обоснуйте. (Виталий Бианки. Он умел внимательно вслушиваться, всматриваться в природу, а она дарила ему открытия, открывала маленькие тайны.)

- Что вы знаете о писателе?

(Варианты ответов:

1. В. Бианки был писателем-натуралистом, охотником, учёным-орнитологом, следопытом, биологом.

- Кто такие орнитологи?

2. Он написал около 300 произведений различных по жанру: рассказы, сказки, повести, очерки.

3. Он учил читателей наблюдать природу, исследовать и открывать для себя что-то новое.

4. Родился в семье биолога.

5. Самым интересным с детства были прогулки с отцом по лесу. Отец был первым и главным учителем.

6. Каждой травинке они давали имя, фамилию, отчество.

7. Больше всего любил писать о птицах. Учил узнавать птиц по голосу, полёту, виду, окрасу.

8. С детства отец учил его все свои наблюдения записывать.

9. Для его произведений характерно переплетение научных сведений и искусства слова.

10. Он умел внимательно вслушиваться, всматриваться в природу, а она дарила ему открытия.)

III. Планирование деятельности (создание проблемной ситуации).

- Итак, давайте вспомним, с чего вы начинали наш учебный проект.

Ребята рассказывают о том, как они совместно с родителями вели поисковую работу об интересных повадках, необычном образе жизни, питании пернатых (дроздах, совах, камышовках), искали и сочиняли сами загадки, стихи, рассказы, сказки, подбирали пословицы и поговорки. На уроках ИЗО рисовали экологические плакаты о бережном отношении к природе.

- Вы мне сказали, что Бианки был учёным-орнитологом. И все свои наблюдения записывал. Вот и мы сегодня в роли учёных-орнитологов будем наблюдать природу в произведении Бианки, исследовать и открывать для себя что-то новое. Приготовьте свои странички.

В ходе нашего урока вы будете помогать мне, используя свои знания, приобретённые в результате предварительной поисковой работы совместно с родителями на заданную тему, а также дополнять свои странички теми сведениями, которые узнаете в процессе урока.

Дети рассказывают о своих страничках в ходе презентации урока.

- Произведение вы читали в классе и дома. Какое это произведение по литературному жанру? (Рассказ - литературный жанр, небольшой по объёму, в котором изображается эпизод из жизни героя.)

- Напомните мне, от чьего имени ведётся повествование? (От имени рассказчика - старого учёного.)

- Значит, автор и рассказчик не одно и то же лицо? (Нет.)

- Рассказ В. Бианки называется «Неслышимка», встречалось ли вам такое слово раньше? (Нет, его выдумала внучка, «Неслышимка» - это птичка.)

- Когда вам было интересно читать? (Ответы учащихся.)

- А когда радостно? (Ответы учащихся.)

Работа по содержанию первой части рассказа.

- Какие вопросы у вас возникли в ходе чтения первой части?

1. Как понять выражение «включение слуха и зрения на птиц в природе» (ответить словами из текста).

2. Что значит «исподволь занимался»? (Постепенно, неторопливо, понемногу.)

3. Как отреагировал дедушка на рассказ внучки о неизвестной птичке? (Ласково, терпеливо, уважая её мнение, заинтересованно, но чуть шутливо.)

4. А как отреагировала внучка? (Внучка уважала дедушку, но имела свою точку зрения.)

- В подтверждение ваших ответов мы сейчас послушаем диалог внучки с дедушкой.

Инсценировка диалога.

- Значит, необходимо терпимо, с уважением относиться друг к другу, уважать чужое мнение, точку зрения собеседника. Мы постараемся сегодня следовать этому правилу.

- Вы сказали, что дедушка отреагировал на рассказ внучки заинтересованно. Значит, учёный-орнитолог заинтересовался тем, что сказала ему внучка и отправился на поиски загадочной «Неслышимки». Будем читать вторую часть вслух с комментированием и понаблюдаем за языком автора и особенностями повествования.

Работа по содержанию второй части рассказа.

Выразительное чтение текста детьми по абзацам.

Чтение 1-го абзаца.

- Что за цветы такие «купальницы»? (Цветы жёлтого цвета.)

Чтение 2-го абзаца.

- Как вы понимаете выражение «слух поразила неожиданно наступившая в лесу тишина»? (Высказывания учащихся.)

- Что такое шквал? Как можно сказать по-другому? (Шквал - резкий, сильный, сбивающий с ног ветер.)

Чтение 3-го абзаца.

- Как рассказчик объясняет смысл слова «пожня»? (Пожня - заливные луга.)

Контраст — что это? (Резкая противоположность.)

- Между чем и чем был контраст в природе? (Между тишиной открытого места и шумом леса.)

- Оставило ли состояние природы равнодушным старого учёного? (Нет, он был поражён услышанным.)

Чтение 4-го абзаца.

Что же это за место? (Именно здесь девочка услышала птичку-«неслышимку».)

Чтение 5-го абзаца.

- Почему тишину луга нельзя было назвать «мёртвой»? (Тишина полнилась незаметными нашему слуху звуками.)

- Какими? (Шелест травы, шорох мышей в кочках, звон капель, пение ручейка, стрекотание кузнечиков.)

- Почему шум тишины был доступен только ушам совы? (Совы - хищные птицы (170 видов). Наряду с ястребами и орлами обладает острым зрением и охотится на животных, но, в отличие от них, по ночам. Превосходный слух позволяет ей услышать неуловимые звуки пробегающих в кочках мышей с того места, где она сидит.)

Дети рассказывают о своей страничке в ходе презентации урока.

Чтение и обсуждение 6-го абзаца.

- Всполошенный дрозд - это какой? (Обеспокоенный чем-то.)

- Учёный-орнитолог говорит, что дрозды, беспокоясь, всегда так отчаянно кричат. Почему он употребляет слово «всегда»? (Возможно не раз слышал такой крик, наблюдая за птицами.)

Дрозд. Оказывается настоящая песня дрозда — протяжная, переливистая. Дрозд, говорят, соперник соловья в песне.

Дети рассказывают о своей страничке в ходе презентации урока.

Работа по содержанию третьей части рассказа.

Выразительное чтение текста учителем.

- И вот наконец произошла встреча старого учёного с неизвестной ему до этого момента птичкой. В третьей части заключается главная мысль рассказа. Как вы думаете, в каких словах она заключается? (Высказывания учащихся.)

- Как вы понимаете это выражение: «старый учёный сделал для себя тоже маленькое открытие, и помогла ему в этом его внучка».

- Составим цепочку названий и проследим, как мы двигались к открытию певца.

«Неслышимка» ➙ горбатенькая птичка ➙ немой певец ➙ обыкновенный сверчок ➙ камышовка.

- Мы много говорили об этой птичке, по-разному представляли её себе, но на самом деле она вот какая. Научное её название - камышовка.

- Какое маленькое открытие вы для себя сделали, отыскивая материал об этой удивительной птичке? (Камышовка. Оказывается род камышовок очень велик и подражать в пении они могут не только сверчкам. Так дроздовидная камышовка старается подражать кваканью лягушек. Несмотря на своё название, эти птицы никогда не водятся в камышах. Камышовка использует способность подражать многим видам насекомых и водных животных как приспособление для защиты от хищных животных.)

Дети рассказывают о своей страничке в ходе презентации урока.

- Целью нашего учебного проекта было создание книжки- самоделки «Маленькие открытия». Вы вместе с родителями оформили странички, на которых находятся интересные сведения на заданную тему, рисунки, загадки, стихотворения, подобранные и сочинённые вами самостоятельно, а также пословицы и поговорки. Давайте составим из подготовленных страничек книжку-самоделку.

Учащиеся под руководством учителя составляют из подготовленных страничек книжку.

- Маленькие тайны - они кругом нас, над нами, под нами. И если внимательно всматриваться и вслушиваться, то природа сама будет нам их открывать. Как открывала она их для автора, для рассказчика, старого учёного и, конечно, для вас. Вот сколько маленьких открытий вы для себя сегодня сделали.

- Чем обогатило вас это произведение? (Видеть необыкновенную красоту в самом простом. Бережно относиться к ней. Терпеливо, с уважением относиться не только к природе, но и к окружающим нас людям. Ведь человек — это тоже часть природы.)

- А я для себя сегодня тоже сделала маленькое открытие, что в нашем небольшом коллективе присутствует взаимоуважение, умение выслушать точку зрения собеседника и способность выразить своё мнение.

IV. Рефлексия (самооценка, взаимооценка, самоанализ).

- Кому сегодня на уроке удалось всё?

- А кому ещё нужно над чем-то поработать?

- Чьи странички из книжки-самоделки «Маленькие открытия» вам понравились больше всего? Почему?

Домашнее задание.

Пересказ самого интересного эпизода рассказа.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока. Есенин «С добрым утром», 3 класс. Перспектива

Урок литературного чтения, 3 класс. Басни Крылова

Урок литературного чтения, 3 класс. Поэзия Блока

Нет комментариев. Ваш будет первым!