Резюме проекта
Характеристика проекта:
По профилю знаний: литературное чтение, 3 класс.
По числу участников: групповой (25 учеников).
По уровню контактов: внутришкольный - проект, организуемый на уроках по литературному чтению и во внеурочное время.
По продолжительности: краткосрочный -2 недели.
Тип проекта: творческий, познавательный, исследовательский.
Проблема: современные дети мало знают о природе, о явлениях природы, недостаточно развито чувство видения прекрасного в самом простом, бережного отношения к её хрупкому миру.
Почему?
• Отсутствие родительского внимания к данной проблеме.
• Незнакомы с произведениями детских писателей о природе.
• Недостаточно времени уделяется объяснению того, что книги полны превосходных идей, которые можно использовать в своей жизни.
• Преобладание компьютера над книгой.
Что делать? Ознакомиться с произведениями В. Бианки на уроках литературного чтения.
Как?
• Проведение самостоятельных наблюдений в природе.
• Разработка индивидуальных творческих заданий.
Что получить? (Результат.) Компьютерная презентация, книга-самоделка «Маленькие открытия».
Какие задачи решает проект:
Познавательные: знания о природе, о явлениях природы;
Воспитательные: бережное отношение к хрупкому миру природы, умение видеть прекрасное в самом простом;
Развивающие: коммуникативная, информационная компетентность.
Техническое и учебно-методическое оснащение: мультимедийное приложение «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», программа факультативного курса по литературному чтению для учащихся 2-4 классов, школьный учебник.
Ресурсы к проекту:
1. Бунеева, Е. В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 11. - С. 3-17.
2. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. — М.: Новая школа, 1994.
3. Паруасъен, Э. Живая природа / Э. Паруасьен. - М.: Махаон, 2008.
4. Джонсон, Д. Птицы / Д. Джонсон. - М.: Премьера, Аст- рель, 2000.
5. Уолтерс, М. Великолепная энциклопедия животных. Славки, дрозды и мухоловки / М. Уолтерс, Д. Джонсон. - М.: Махаон, 2006.
6. Уолтерс, М. Великолепная энциклопедия животных. Совообразные и козодоеобразные / М. Уолтерс, Д. Джонсон. - М.: Махаон, 2006.
I. Введение в проект «Литературный калейдоскоп».
Учитель. Человек - творение природы. Любовь к природе _ естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был Виталий Бианки, он раскрывал тайны природы и рассказывал их нам!
II. Постановка проблемного вопроса.
- Что необходимо человеку, чтобы научиться видеть прекрасное в самом простом?
Учащиеся. Внимательно вслушиваться, всматриваться в природу, тогда она откроет ему свои маленькие тайны.
Учитель. Чтобы природа подарила человеку свои маленькие тайны, необходимо научиться видеть прекрасное в самом простом, бережно относиться к её хрупкому миру.
Ребята, вы знаете, что Виталий Бианки был не только писателем, но и учёным-орнитологом. Он учил читателей наблюдать природу, исследовать и открывать для себя что-то новое. Все свои наблюдения он всегда записывал. Вот и мы в роли учёных-орнитологов постараемся увидеть прекрасное в самом простом, внимательно всматриваясь и вслушиваясь в природу.
Сейчас я вам предлагаю разбиться на группы. Каждая группа получит задание: узнать о повадках, питании, образе жизни пернатых; подобрать или сочинить самим загадки, стихи, рассказы, сказки, найти пословицы и поговорки, сделать рисунки.
Вы можете обратиться за помощью к своим родителям, поискать нужный материал в книгах, использовать Интернет- ресурсы.
В результате вашей интересной, а главное познавательной работы, у нас должна получиться книжка-самоделка «Маленькие открытия».
III. Формирование групп.
1-я группа - подобрать познавательный материал о дроздах.
2-я группа - подобрать познавательный материал о совах.
3-я группа - подобрать познавательный материал о камышовках.
IV. Представление результатов проекта «Литературный калейдоскоп».
Проблема: роль детской литературы о природе в развитии чувства видения прекрасного в самом простом, бережного отношения к её хрупкому миру, окружающим людям.
Цели: расширение и углубление знаний о природе; совершенствование правильного, осознанного чтения, выразительного пересказа; обогащение словарного запаса детей; развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки книжки-самоделки «Маленькие открытия».
Вид: комбинированный.
Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированный.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок на урок!
- Здравствуйте дети!
- Здравствуйте гости!
- Приятно видеть всех!
- Пусть наш урок будет интересным, познавательным и подарит нам радость общения!
II. Актуализация опорных знаний.
На доске высказывание В. Бианки.
Учитель выразительно читает запись высказывания.
• «Весь огромный мир кругом меня, надо мной, подо мной полон неизведанных тайн, и я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире».
- Кому из известных вам писателей принадлежит это высказывание?
- Обоснуйте. (Виталий Бианки. Он умел внимательно вслушиваться, всматриваться в природу, а она дарила ему открытия, открывала маленькие тайны.)
- Что вы знаете о писателе?
(Варианты ответов:
1. В. Бианки был писателем-натуралистом, охотником, учёным-орнитологом, следопытом, биологом.
- Кто такие орнитологи?
2. Он написал около 300 произведений различных по жанру: рассказы, сказки, повести, очерки.
3. Он учил читателей наблюдать природу, исследовать и открывать для себя что-то новое.
4. Родился в семье биолога.
5. Самым интересным с детства были прогулки с отцом по лесу. Отец был первым и главным учителем.
6. Каждой травинке они давали имя, фамилию, отчество.
7. Больше всего любил писать о птицах. Учил узнавать птиц по голосу, полёту, виду, окрасу.
8. С детства отец учил его все свои наблюдения записывать.
9. Для его произведений характерно переплетение научных сведений и искусства слова.
10. Он умел внимательно вслушиваться, всматриваться в природу, а она дарила ему открытия.)
III. Планирование деятельности (создание проблемной ситуации).
- Итак, давайте вспомним, с чего вы начинали наш учебный проект.
Ребята рассказывают о том, как они совместно с родителями вели поисковую работу об интересных повадках, необычном образе жизни, питании пернатых (дроздах, совах, камышовках), искали и сочиняли сами загадки, стихи, рассказы, сказки, подбирали пословицы и поговорки. На уроках ИЗО рисовали экологические плакаты о бережном отношении к природе.
- Вы мне сказали, что Бианки был учёным-орнитологом. И все свои наблюдения записывал. Вот и мы сегодня в роли учёных-орнитологов будем наблюдать природу в произведении Бианки, исследовать и открывать для себя что-то новое. Приготовьте свои странички.
В ходе нашего урока вы будете помогать мне, используя свои знания, приобретённые в результате предварительной поисковой работы совместно с родителями на заданную тему, а также дополнять свои странички теми сведениями, которые узнаете в процессе урока.
Дети рассказывают о своих страничках в ходе презентации урока.
- Произведение вы читали в классе и дома. Какое это произведение по литературному жанру? (Рассказ - литературный жанр, небольшой по объёму, в котором изображается эпизод из жизни героя.)
- Напомните мне, от чьего имени ведётся повествование? (От имени рассказчика - старого учёного.)
- Значит, автор и рассказчик не одно и то же лицо? (Нет.)
- Рассказ В. Бианки называется «Неслышимка», встречалось ли вам такое слово раньше? (Нет, его выдумала внучка, «Неслышимка» - это птичка.)
- Когда вам было интересно читать? (Ответы учащихся.)
- А когда радостно? (Ответы учащихся.)
Работа по содержанию первой части рассказа.
- Какие вопросы у вас возникли в ходе чтения первой части?
1. Как понять выражение «включение слуха и зрения на птиц в природе» (ответить словами из текста).
2. Что значит «исподволь занимался»? (Постепенно, неторопливо, понемногу.)
3. Как отреагировал дедушка на рассказ внучки о неизвестной птичке? (Ласково, терпеливо, уважая её мнение, заинтересованно, но чуть шутливо.)
4. А как отреагировала внучка? (Внучка уважала дедушку, но имела свою точку зрения.)
- В подтверждение ваших ответов мы сейчас послушаем диалог внучки с дедушкой.
Инсценировка диалога.
- Значит, необходимо терпимо, с уважением относиться друг к другу, уважать чужое мнение, точку зрения собеседника. Мы постараемся сегодня следовать этому правилу.
- Вы сказали, что дедушка отреагировал на рассказ внучки заинтересованно. Значит, учёный-орнитолог заинтересовался тем, что сказала ему внучка и отправился на поиски загадочной «Неслышимки». Будем читать вторую часть вслух с комментированием и понаблюдаем за языком автора и особенностями повествования.
Работа по содержанию второй части рассказа.
Выразительное чтение текста детьми по абзацам.
Чтение 1-го абзаца.
- Что за цветы такие «купальницы»? (Цветы жёлтого цвета.)
Чтение 2-го абзаца.
- Как вы понимаете выражение «слух поразила неожиданно наступившая в лесу тишина»? (Высказывания учащихся.)
- Что такое шквал? Как можно сказать по-другому? (Шквал - резкий, сильный, сбивающий с ног ветер.)
Чтение 3-го абзаца.
- Как рассказчик объясняет смысл слова «пожня»? (Пожня - заливные луга.)
Контраст — что это? (Резкая противоположность.)
- Между чем и чем был контраст в природе? (Между тишиной открытого места и шумом леса.)
- Оставило ли состояние природы равнодушным старого учёного? (Нет, он был поражён услышанным.)
Чтение 4-го абзаца.
Что же это за место? (Именно здесь девочка услышала птичку-«неслышимку».)
Чтение 5-го абзаца.
- Почему тишину луга нельзя было назвать «мёртвой»? (Тишина полнилась незаметными нашему слуху звуками.)
- Какими? (Шелест травы, шорох мышей в кочках, звон капель, пение ручейка, стрекотание кузнечиков.)
- Почему шум тишины был доступен только ушам совы? (Совы - хищные птицы (170 видов). Наряду с ястребами и орлами обладает острым зрением и охотится на животных, но, в отличие от них, по ночам. Превосходный слух позволяет ей услышать неуловимые звуки пробегающих в кочках мышей с того места, где она сидит.)
Дети рассказывают о своей страничке в ходе презентации урока.
Чтение и обсуждение 6-го абзаца.
- Всполошенный дрозд - это какой? (Обеспокоенный чем-то.)
- Учёный-орнитолог говорит, что дрозды, беспокоясь, всегда так отчаянно кричат. Почему он употребляет слово «всегда»? (Возможно не раз слышал такой крик, наблюдая за птицами.)
Дрозд. Оказывается настоящая песня дрозда — протяжная, переливистая. Дрозд, говорят, соперник соловья в песне.
Дети рассказывают о своей страничке в ходе презентации урока.
Работа по содержанию третьей части рассказа.
Выразительное чтение текста учителем.
- И вот наконец произошла встреча старого учёного с неизвестной ему до этого момента птичкой. В третьей части заключается главная мысль рассказа. Как вы думаете, в каких словах она заключается? (Высказывания учащихся.)
- Как вы понимаете это выражение: «старый учёный сделал для себя тоже маленькое открытие, и помогла ему в этом его внучка».
- Составим цепочку названий и проследим, как мы двигались к открытию певца.
«Неслышимка» ➙ горбатенькая птичка ➙ немой певец ➙ обыкновенный сверчок ➙ камышовка.
- Мы много говорили об этой птичке, по-разному представляли её себе, но на самом деле она вот какая. Научное её название - камышовка.
- Какое маленькое открытие вы для себя сделали, отыскивая материал об этой удивительной птичке? (Камышовка. Оказывается род камышовок очень велик и подражать в пении они могут не только сверчкам. Так дроздовидная камышовка старается подражать кваканью лягушек. Несмотря на своё название, эти птицы никогда не водятся в камышах. Камышовка использует способность подражать многим видам насекомых и водных животных как приспособление для защиты от хищных животных.)
Дети рассказывают о своей страничке в ходе презентации урока.
- Целью нашего учебного проекта было создание книжки- самоделки «Маленькие открытия». Вы вместе с родителями оформили странички, на которых находятся интересные сведения на заданную тему, рисунки, загадки, стихотворения, подобранные и сочинённые вами самостоятельно, а также пословицы и поговорки. Давайте составим из подготовленных страничек книжку-самоделку.
Учащиеся под руководством учителя составляют из подготовленных страничек книжку.
- Маленькие тайны - они кругом нас, над нами, под нами. И если внимательно всматриваться и вслушиваться, то природа сама будет нам их открывать. Как открывала она их для автора, для рассказчика, старого учёного и, конечно, для вас. Вот сколько маленьких открытий вы для себя сегодня сделали.
- Чем обогатило вас это произведение? (Видеть необыкновенную красоту в самом простом. Бережно относиться к ней. Терпеливо, с уважением относиться не только к природе, но и к окружающим нас людям. Ведь человек — это тоже часть природы.)
- А я для себя сегодня тоже сделала маленькое открытие, что в нашем небольшом коллективе присутствует взаимоуважение, умение выслушать точку зрения собеседника и способность выразить своё мнение.
IV. Рефлексия (самооценка, взаимооценка, самоанализ).
- Кому сегодня на уроке удалось всё?
- А кому ещё нужно над чем-то поработать?
- Чьи странички из книжки-самоделки «Маленькие открытия» вам понравились больше всего? Почему?
Домашнее задание.
Пересказ самого интересного эпизода рассказа.
Конспект урока. Есенин «С добрым утром», 3 класс. Перспектива
Нет комментариев. Ваш будет первым!