Урок литературного чтения, 3 класс. Поэзия Блока

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Поэзия Александра Блока

Цели: воспитывать эмоциональную отзывчивость и заинтересованное отношение к поэтическому слову; учить пониманию подтекста; развивать воссоздающее воображение, речь.

Оборудование: отдельные издания детских книг «Стихи для детей» А. Блока, Второй концерт Рахманинова, предисловие Н. Крыщук - напечатанное, плакат со стихотворением «Фейерверк».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Беседа по вопросам.

- На какие две большие группы можно разделить все литературные произведения? (Проза, поэзия.)

- Что такое проза? (Это литературное, нестихотворное произведение.)

- Назовите изученные литературные жанры? (Рассказ, повесть, роман, сказка...)

- Что такое поэзия? (Это стихотворное произведение.)

- Как называется тема, над которой мы с вами работали? («Родные поэты».)

- С произведениями каких поэтов вы уже познакомились?

Учитель открывает левую часть доски, где написаны слова: поэзия, Пушкин, Есенин, Блок, Гайдар, Толстой, Плещеев, Майков.

- Прочитайте слова, написанные на доске. Какие вопросы у вас возникли?

Учащиеся должны спросить о том, почему среди фамилий есть фамилия Гайдара. После необходимых объяснений учитель убирает эту фамилию из списка.

- Может ли в этой группе слов находиться фамилия Толстой? (Да, если это А. К. Толстой.)

III. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение А. К. Толстого вы читали дома? («Вот уж снег последний в поле тает».)

- Какова тема этого произведения? (О весне, о любви.)

- Какие приемы выразительной речи вы знаете?

На доске: Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

- Найдите в стихотворении прием олицетворения. (Пар восходит, зовут журавли, лес одетый.)

- Метафоры? (Весна дыханием согрета.)

- Прочитайте последние 2 строчки стихотворения, постарайтесь голосом передать настроение.

- Какие еще произведения о весне вы читали? (Плещеев «Весна», «Уже тает снег».)

- Можно это стихотворение назвать легким, игривым? (Нет.)

- А стихотворение Майкова? (Да.)

- Каких двух героев представил нам Майков? (Зиму и весну.)

- Расскажите о зиме, используя строчки произведения.

Подобрав свой саван белый

Поползла в овраг, в кусты.

(Зима седая, старой спорить ли, тщедушной.)

- А весна какая? Назовите эпитеты. (...Царица, у нее не лук, не стрелы, улыбнулась лишь.)

- Мы вспоминали сейчас стихи на какую тему? (Времена года, пейзажные зарисовки.)

- Прочитайте те строки, которые вам ближе по настроению, по отношению к миру.

Можно вспомнить стихи об осени, зиме.

IV. Постановка целей и задач урока.

- Произведения какого поэта мы еще не читали? (А. Блока.)

Сегодня на уроке мы будем читать стихи А. Блока, одного из искренних певцов России.

V. Работа над новым материалом.

1. Знакомство с книгой «Стихи для детей».

- Перед уроком вы рассмотрели выставку книг. Что общего в книгах вы встретили? (Это авторская выставка.)

- Мы будем работать по всем 4 изданиям.

- Посмотрите на обложку. Расскажите, что на ней изображено. (Голубое небо, деревья, птицы.)

- Нам приятно на все это смотреть? (Да.)

- Это книга лирических стихов.

Лирика - это вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

2. Знакомство со статьей Н. Крыщука об Александре Блоке.

«Стихи, которые вы сейчас будете читать, написал русский поэт Александр Александрович Блок.

Блок родился более ста лет назад. В пять лет он написал свое первое стихотворение и опубликовал его в журнале, который сделал в подарок своей маме. Потом таких журнальчиков было много.

Один из журналов Саша назвал «Корабль», потому что очень любил корабли и мечтал стать моряком. Он даже часто рисовал корабли. Моряком Блок не стал, но любовь к морю сохранилась у него навсегда. Вид корабля всегда вызывал в нем волнение. И в этой книжке вы найдете стихи о кораблях. Блок писал о них, конечно, не как моряк, а как поэт. Для Блока корабль - это мечта о необыкновенном. А мечта может быть и радостной, как встреча, и грустной, как прощание.

Грустя и плача и смеясь,

Звенят ручьи моих стихов

У ног твоих,

И каждый стих

Бежит, плетет живую связь.

Своих не зная берегов...

Через несколько лет вы многое узнаете о Блоке, прочтете его книги и, наверняка, полюбите его. Но уже теперь вы можете прикоснуться к поэзии Блока, стоит только открыть книжку».

Николай Крыщук

- Что узнали о Блоке? Что заинтересовало?

3. Знакомство с произведением «Грустя и плача и смеясь».

Один ученик читает наизусть.

- Какие слова вас заинтересовали? Вызвали чувства?

Поэзию не просто читают, а читают вслух и слушают!

Читать будем со вкусом!

- Мы услышали особое сочетание звуков. («Звенят ручьи моих стихов», «Стих «плетет живую связь».)

- О чем это стихотворение? (О поэзии, может быть, о любимой женщине, которой он посвятил свои стихи.)

Всего два предложения! А сколько красоты.

- Попробуем прочитать с наслаждением.

Соблюдая паузы, читают 2 человека.

1) Чтение предисловия к книге стихов.

2) Рассматривание книги.

- Найдем стихотворение о грозе.

VI. Работа по произведению «Гроза прошла...».

1. Знакомство со стихотворением «Гроза прошла...».

- Предположите по первым словам и иллюстрации, о чем будет стихотворение? (Тема: «После грозы».)

- Подберите синоним к слову прошла. (Закончилась.)

- Какой прием использовал Блок? (Олицетворение.)

- Я разрешаю вам тихо прочитать стихотворение и рассказать, какие картины вы представили.

- Сколько картин представили? (Три картины: ветка белых роз - 2 строки, трава в каплях дождя - 1 строка, даль - 1 строка.)

- Проведем словесное рисование первой картины.

- Почему ветка вдруг задышала? Ветка дышит - олицетворение.

- Как необычно поэт написал о траве?

- Трава полна слез - метафора, прозрачных слез - эпитет.

- Что значит еще полна?

- В стихотворении есть грохочущая строка. Что нам позволяет услышать этот грохот? (Гром, гремит, раскатом.)

Раскат (по толковому словарю) - прерывистые, громкие звуки, длительный прерывистый звук, грохот.

- Как нарисуем вдали? (Может быть, серое небо, сияние молнии.)

- Какое произведение о грозе мы читали на этой неделе? («Неохотно и несмело» Ф. Тютчева.)

- Как там сказано о траве? («Зеленеющие нивы зеленее под грозой»!)

- У Блока трава полна прозрачных слез.

- Как говорит о громе Ф. Тютчев?

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей!

Блок - «И гром вдали гремит раскатом» - даже действия грома мягче, мелодичнее.

Лирическое произведение дает нам возможность наслаждаться словом. Давайте составим речевую картинку этого произведения.

Гроза прошла, и ветка белых роз (протяжно)

В окно мне дышит ароматом. (Любуясь картиной.)

Еще трава полна прозрачных слез (сказочно),

И гром вдали гремит раскатом. (Твердо.)

VII. Творческая работа.

- Попробуем вместе дописать стихотворение «Фейерверк».

- Что такое фейерверк? (Салют. Оказывается, и во времена Блока были фейерверки.)

- Где вы видели это явление? (На праздниках.)

- Читаем стихотворение с доски и по цвету договариваем.

- Как красиво описал Блок фейерверк! Прочитайте и назовите, сколько красок использовал Блок для описания картины фейерверка? (5.)

- Найдите сравнения. (Свет - фонтаном, пучком, спиралью, шаром, волчком.)

- Как само построение стихотворения показывает нам явление фейерверка? (1-я строка - длинная, 2-я - короткая.) (Взлетает и лопается.)

Зачах - синоним слова потух.

- Вы сумели с первого раза представить все образы?

В поэзии так: прочитал 1-ю строчку - представил, не представил - перечитывай! И так до тех пор, пока в воображении не возникнет картина. Только тогда появляются чувства, и вы сможете прочитать стихотворение с выражением!

Тренировочное чтение.

- Кто лучше голосом передал настроение?

VIII. Итог урока.

- Поэзия - это ассоциация - связь между тем, что написано, и тем, что родилось в воображении автора.

Учитель. Надеюсь, что поэт, которого вы сегодня открыли, также войдет в круг вашего чтения.

Есть ответ в моих стихах тревожных.

Их тайный жар тебе поможет жить! -

сказал поэт.

Поэзия Блока помогает людям жить, любить и творить. Может быть, и вам в жизни она поможет.

Домашнее задание.

Подготовьте рассказ о своем любимом поэте.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока. Есенин «С добрым утром», 3 класс. Перспектива

Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»

Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»

Проект по литературному чтению, 3 класс

Урок литературного чтения, 3 класс. Басни Крылова

Нет комментариев. Ваш будет первым!