Конспект урока. Есенин «С добрым утром», 3 класс. Перспектива

Урок литературного чтения. Тема: Природа родного края в стихотворении С. Есенина «С добрым утром» (3 класс)

Ход урока

Цели: формирование знаний об эпитете как образном средстве языка; развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное; воспитание любви к родному краю.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку: книги, оформление доски, портрет С. А. Есенина, выставка книг стихотворений С. Есенина, альбом «Поэтическая тетрадка», толковый словарь С. И. Ожегова.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. На уроке мы прикоснёмся к творчеству С. А. Есенина, со стихами которого мы познакомились в 1 классе. Давайте вспомним эти стихи. («Берёза», «Черёмуха», «Поёт зима - аукает...».)

- А что вы уже знаете о С. Есенине?

Рассказ учителя. Сергей Александрович Есенин - русский народный поэт. Родился в 1895 году 21 сентября, умер в 1925 году. С. Есенин родился и вырос в селе Константинове, под Рязанью, на берегу красивой реки Оки. Кто был там на экскурсии, тот помнит красоту этих раздолий. Нельзя ими не восхищаться! И Есенин любил эти места, и они навсегда оставались для него родными. Он так и писал:

Рязанские поля,

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.

(Отрывок стихотворения написан на доске; дети читают вместе с учителем.)

Свою страну поэт называл страной «берёзового ситца», её воспевал в стихах, и казалось ему, что нет на земле места прекраснее.

- Подумайте, что бы вы хотели узнать на уроке и чему научиться?

Дети. Красиво и правильно говорить самим и уметь слушать других.

Вывод: мы будем учиться выразительно читать; представлять в своём воображении картину природы, описанной поэтом; находить эпитеты; определять настроение и свои чувства.

III. Работа по теме урока.

1. Первичное чтение стихотворения «С добрым утром» учителем и токование непонятных слов по словарю С. И. Ожегова.

Учитель. Прочитаем слова, которые нам встретятся в тексте.

На доске:

Брезжит - мелькает, чуть виднеется, мельтешит, чуть занимается, загорается.

Затон - вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Заводь - небольшой залив в реке (или озере) с замедленным Течением.

2. Обмен впечатлениями.

3. Беседа.

- Какое настроение создаёт это стихотворение? (Радостное.)

- Найдите слова, передающие настроение автора. (Когда задремали звёзды и наступило утро, радостно проснулись берёзки -улыбнулись, растрепали шёлковые косы.)

- Обратите внимание на крапиву. Прочитаем вместе последнее четверостишие.

- Какое вы сделали для себя открытие?

Дети. «Крапива обрядилась ярким перламутром» и «шепчет шаловливо: “С добрым утром!”»

- Какой приём применил автор? (Олицетворение.)

Вывод: как и в других стихах С. Есенина, природа одушевлённая. Поэт использует этот приём, чтобы подчеркнуть образ красавиц-берёзок, которые распустили шёлковые косы, чтобы причесаться и к встрече с солнцем стать ещё краше. Они украсили себя зелёными серёжками, на которых горят серебряные росы. И шалунья-крапива хочет быть прекрасной, встречая солнце, вот и обрядилась «ярким перламутром». Стихотворение праздничное, радостное.

Физкультминутка.

4. Чтение стихотворения учениками (4—5 человек).

- Какие слова помогают читателям представить краски раннего утра? (Звёзды золотые, зеркало затона, свет румянит сетку небосклона, зелёные серёжки, серебряные росы, яркий перламутр.)

- Какие из этих слов вы считаете эпитетами, то есть определениями, которые подчёркивают свойства предметов? (Звёзды золотые, шёлковые росы, серебряные росы, ярким перламутром.)

5. Самостоятельное чтение с выполнением заданий по 3 уровням сложности.

Задания записаны на доске:

1) Прочитайте без книги строчки, которые вы запомнили (Для слабых учеников.)

2) Какие краски вы использовали бы для рисования картинки к этому тексту? (Для средних учеников: розовую, зелёную, белую, голубую, жёлтую.)

3) Выпишите в «Поэтическую тетрадку» олицетворения. (Для сильных учеников: задремали звёзды, задрожало зеркало, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива шепчет.)

Проверка задания.

6. Выразительное чтение по желанию детей (4-5 человек).

7. Выборочное чтение.

- Природа в стихотворении меняется или остаётся неизменной?

- Прочитайте первое слово в каждой строчке двух первых четверостиший.

Дети. Задрожали, брезжит, румянит, улыбнулись, растрепали, шелестят, горят.

- Что передаёт С. Есенин этими словами, которые обозначают действия? (Как быстро всё меняется утром.)

- Прочитайте строки, в которых говорится о звуках раннего утра. (Шелестят берёзы, шепчет крапива.)

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать в альбом «Поэтическая тетрадка» картинку к любому четверостишию и уметь озвучить её.

IV. Подведение итогов урока.

- Какие чувства возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

- Чего вы не знали, а что нового открыли для себя сейчас?

Оценка работы.

Дети проводят самооценку по критериям:

«5» - активно работали на уроке, читали стихотворение выразительно;

«4» - на вопросы отвечали, но стихотворение пока прочитали не очень выразительно;

«*» - не очень понравилась моя работа на уроке, стихотворение прочитал невыразительно.

- Встаньте те, кто за свою работу не поставил себе оценку. Теперь те, кто поставил оценку «4». Теперь те, кто поставил оценку «5».

- Спасибо за урок!

Рекомендуем посмотреть:

Проект по литературному чтению, 3 класс

Урок литературного чтения, 3 класс. Басни Крылова

Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»

Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»

Урок литературного чтения, 3 класс. Поэзия Блока

Нет комментариев. Ваш будет первым!