Урок литературного чтения, 3 класс. Пономарева "Автобус". Конспект с презентацией
Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Т. Пономарева «Автобус» УМК «Перспективная начальная школа»
Цели: учить видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя-рассказчика; обсудить особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и выяснить, чем они различаются по своей цели и построению.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Очень надеюсь, что мы отлично поработаем и узнаем много нового. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Посмотрите на них, подарите им свою улыбку.
Садитесь.
II. Актуализация знаний
Расскажите, что вы делаете на уроках литературного чтения? (читаем, учим стихи, выразительно читаем).
Это просто замечательно! А скажите, разгадываете ли вы тайны на чтении? Сегодня мы разгадаем несколько тайн. Посмотрите на доску. Как вы думаете, что может быть общего между этими картинками?
Оказывается, они все относятся к писательнице Татьяне Пономаревой. Ее произведения «В шкафу», «В лесу», «Автобус», а также еще несколько произведений, входят в сборник, который называется «Укротитель макарон». Как вы думаете, для кого написан этот сборник?
Посмотрите на раздаточные листы. С каким произведением из сборника «Укротитель макарон» мы будем работать? Кто сможет сформулировать цель нашего урока?
Т. Пономарева «Автобус»
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
Посмотрите на раздаточные листы. С каким произведением из сборника «Укротитель макарон» мы будем работать? Кто сможет сформулировать цель нашего урока?
Т. Пономарева «Автобус»
(Учитель выставляет портрет писательницы и книгу «Укротитель макарон».)
IV. Работа по теме урока
Чтение произведения Татьяны Пономаревой «Автобус» учителем.
— Сколько героев (действующих лиц) в этой истории? Как думаете вы?
— Поведение автобуса напоминает вам чье-то поведение? Чье именно?
— Объявление в газете подтверждает вашу догадку? (Дети ищут подтверждение своих ответов в тексте.)
— Симпатичный ли человек бабушка? Перечитайте произведение и выберите слова и выражения, которые помогут вам составить характеристику бабушки.
— Что вы можете сказать о ней? (Это добрый, заботливый человек, она пожалела автобус, отмыла его и отремонтировала, ночью беспокоилась, все смотрела в окно, а утром нашла хозяина.)
— Она похожа на вашу бабушку? Чем?
V. Физкультминутка « Дарю доброту»
Встаньте, повернитесь к своему соседу по парте.
Подарите ему свою улыбку, свою доброту.
Пожмите друг другу руки.
Дайте «пять».
Подарите и мне свои замечательные улыбки.
Я в ответ вам дарю частичку своей доброты.
VI. Продолжение работы по теме урока
Это сказка или рассказ?
- Какова наша цель? ВЗЯТЬ ИЗ УЧЕБНИКА ПОНЯТИЯ СКАЗКА, РАССКАЗ, НЕБЫЛИЦА
- Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке,- сказал Главный Библиотекарь.- Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить, прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа - разные цели. Чтение плаката Летучей Мыши на стр. 116.
— Чем же похожи небылица, рассказ и сказка? (Это все литературные жанры. И в небылице, и в сказке, и в рассказе все события могут быть выдуманными.)
— А чем отличаются? (Цели разные.)
— Теперь вы сможете ответить на вопрос: прав ли Костя? Этот текст — действительно небылица?
— Еще раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Как вы считаете, «Автобус» — это сказка или рассказ?
Прочитайте, как ответил на этот вопрос Михаил Потапович. (По смыслу это сказка-рассказ.)
— Как вы думаете, что хотел сказать Михаил Потапович о построении сказки? Вы согласны с ним?
— Прочитаем информацию на плакате Летучей Мыши на с. 117. (В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.)
— Как вы считаете, была ли история на самом деле? Кто является рассказчиком? Докажите. (Учитель читает диалог Анишит Йокоповны и Кости Погодина на с. 117.)
— Замените слово «автобус» словом «пес» и проверьте, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нем необыкновенные.
— Можно ли сказать, что автор этого произведения воспринимает неодушевленные предметы как живые? Как называется такой прием? (Олицетворение.)
— VII. Рефлексия
— Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все получалось, то поднимите зеленый флажок. Если все удавалось не сразу, были затруднения, то поднимите красный флажок.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравилось ли вам произведение Татьяны Пономаревой? Чем?
— Что вы можете сказать об авторе? Обладает она фантазией? (Татьяна Пономарева обладает фантазией и развитым воображением, и под ее взглядом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.)
— Вспомним цели урока. Нам удалось их достичь? Домашнее задание
1. Найти и прочитать рассказы Т. Пономаревой.
Презентация на тему: Урок литературного чтения 3 класс по теме "Татьяна Пономарева "Автобус"
Прекрасный урок! Обязательно возьму себе в копилку. Хоть работаю не по ПНШ, но произведение интересное, подача замечательная, возьму для внеклассного чтения.