Урок литературного чтения, 3 класс. В. Осеева «На катке». Конспект с презентацией
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. В. Осеева «На катке» с презентацией
Описание материала:
Предлагаю конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Урок способствует развитию связной речи, творческого воображения, наглядно-образного мышления, нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других);прививает интерес к чтению; развивает навыки правильного чтения, умение вести диалог, участвовать в беседе.
Материал будет интересен учителям начальной школы, работающим по УМК «Школа России» и учителям русского языка. Тип урока: комбинированный (усвоение нового, актуализация имеющихся знаний, углублённое повторение). Цель урока: обеспечить глубокое понимание смысла произведения. Совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение. Совершенствовать навык выборочного чтения. Задачи:
- коррекционно-образовательные: способствовать развитию связной речи, творческого воображения, наглядно-образного мышления, прививать интерес к чтению. - коррекционно-развивающие: развивать навыки правильного чтения, творческую деятельность учащихся, умение вести диалог, участвовать в беседе.
- коррекционно-воспитательные: способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других). Планируемые результаты обучения:
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Воспринимать на слух художественный текст;осмысленно, правильно читать; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Соотносить автора, название и героев прочитанного произведения. Универсальные учебные действия: Предметные: уметь словесно описывать то, что увидели; выделять главную мысль картины; писать сочинение в соответствии со структурой текста. Метапредметные: Познавательные: (общеучебные): ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации; (логические): делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; (знаково -символические):выполнять задания на основе рисунков и схем; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение. Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;учиться работать по составленному плану. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте. Методы обучения, используемые на уроке:
объяснительно - иллюстративный, проблемный, практический, словесные, наглядные. Форма организации работы в классе:
фронтальная, индивидуальная. Основные понятия: жанр, рассказ, текст, автор, герои, эмоции. Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство. Ресурсы- основные: учебник 3 кл. С.Ю. Ильюниной, Л.В. Матвеевой.
Словарь С.И. Ожегова, фотографии В. Осеевой из коллекции Оборудование урока: интерактивная доска, ПК, проектор, презентация к уроку.
План урока
1. Самоопределение к деятельности
2. Актуализация знаний
3. Создание проблемной ситуации 1) Подготовка учащихся к восприятию литературного произведения. а) Работа с ключевыми словами. б) Работа с иллюстрациями. в) Работа над оглавлением произведения. г) Словарная работа.
4. «Открытие» детьми нового знания. Чтение произведения учителем. Выявления специфики первичного восприятия.
5. Первичное закрепление с проговариванием. 1) Перечитывание и анализ художественного произведения. Лексическая работа. 2) Взаимоконтроль с проверкой по эталону. Работа над выразительностью.
6. Физминутка.
7. Включение нового в систему знаний и повторения. 1) Работа с иллюстрациями. 2) Составление плана рассказа. 3) Домашнее задание.
8. Рефлексия учебной деятельности
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на урок. (слайд 1)
- Прозвенел и смолк звонок.
- Начинается урок литературного чтения.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, вы любите отгадывать загадки?
- Тогда постарайтесь отгадать вот эти загадки и найти картинки-отгадки:
Мчусь, как пуля, я вперёд.
Лишь поскрипывает лёд.
И мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (Коньки) (слайд 2)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.(Санки) (слайд 3)
Два берёзовых коня
По снегам
несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их… (Лыжи) (слайд 4)
- С каким временем года связаны эти предметы? (Эти предметы связаны с зимой.)
- Где можно кататься на санках? (На санках катаются с горок, там, где нет машин. Нельзя кататься возле проезжей части дороги.)
- Лыжах? (На лыжах дети катаются в парке отдыха, в лесу.)
- На коньках? (На коньках катаются на катках.)
- Какие зимние игры и развлечения вы знаете? (Зимой можно лепить снежную бабу, играть в снежки.)
- Какие из них вы любите? (Ответы учащихся.)
- Сегодня мы продолжаем работать по нашей теме: … (« Здравствуй, зимушка-зима!») (слайд 5)
3. Создание проблемной ситуации. 1) Подготовка учащихся к восприятию литературного произведения.
а) Работа с ключевыми словами.
- Прочитайте слова и попробуйте предположить, о чём будет текст. (Ответы учащихся.) (слайд 6)
б) Работа с иллюстрациями.
- Кто изображен на иллюстрациях? (Ответы учащихся.)
- Почему вы так думаете? (слайды 7,8)
в) Работа над оглавлением произведения.
- А теперь прочитайте имя и фамилию автора. Знакома ли она вам? (Дети вспоминают произведения этого автора.) (слайды 9-13)
- В.А. Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском доме, а позже и сама Валентина Александровна
17 лет отдала работе в детских домах. Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам. Ребятам очень нравились рассказы Валентины Александровны, и именно они уговорили Осееву написать то, что она рассказывала и отнести в редакцию. Так в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой «Гришка» - о мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов «Рыжий кот». В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи».
- Прочитайте название рассказа и предположите, о чем или о ком он? (Прогнозирование: название, иллюстрации, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о детях.)
- Как вы думаете, какую цель мы с вами поставим перед собой? (Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения.)
г) Словарная работа.
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Прочитайте их. Попробуйте объяснить их значение: (слайд 14)
невидаль (Необычайное; не видали - так говорили раньше)
- «Эка невидаль…?» - как по- другому это сказать? (Ничего особенного)
кружился волчком (Быстро вокруг себя - как детская игрушка юла).
лихо завернул (Резко, неожиданно.)
- Проверить ваши предположения мы сможем после прочтения произведения.
- Откройте свои учебники на странице 88.
4. «Открытие» детьми нового знания. Чтение произведения учителем .Выявления специфики первичного восприятия.
- К какому жанру относится это произведение? Докажите. (Рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни.)(слайд 15)
- Кто главный герой данного рассказа? (Мальчик Витя.)
- Был ли в рассказе эпизод, который вам показался неприятным? (Неприятным был тот момент, когда Витя бросил девочку одну с ее больной коленкой.)
5. Первичное закрепление с проговариванием. 1) Перечитывание и анализ художественного произведения. Лексическая работа.
- А теперь давайте еще раз прочитаем это произведение. Читают произведение хорошо читающие учащиеся (3уч).
- Ребята, скажите, кто главный герой рассказа? (Мальчик по имени Витя.)
- Где происходит действие рассказа? (Действие происходит на катке.)
- Расскажите, что происходило на катке. (На катке мальчик катался с друзьями на коньках. И пока Витя катался он задел девочку. Из-за него она упала и ушибла коленку.)
- Как катался Витя? Какое слово использует автор? (Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.)
- Что значит «выделывал фокусы?» (Показывал другим свое мастерство, показывал то, что не могут сделать другие.)
- Как реагировали окружающие? (Окружающие восторгались его мастерством.)
- Что почувствовал Витя? Какие его действия это доказывают? (Он испытал гордость и решил продемонстрировать ещё один «фокус». Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку.)
- Что произошло? Из-за чего упала девочка? Зачитайте. (Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала.)
- Как отреагировал Витя? (Витя испугался. Он подъехал к девочке и попытался извиниться. Он хотел ей помочь.)
- Почему изменилось его поведение? (Когда он хотел помочь девочке, он услышал смех своих друзей и подумал, что они смеются над ним, за то, что он помог девочке. Витя с досадой отвернулся от девочки.)
- Как вы думаете, почему он так сделал? (Постеснялся мальчиков.)
- Как вы понимаете: -Эка невидаль-коленка!- подберите похожее выражение. (Девочка поранила коленку.)
- Скажите, почему плакала девочка? (Ей было больно и она заплакала.)
2) Взаимоконтроль с проверкой по эталону. Работа над выразительностью.
- Как вы думаете, правильно ли поступил Витя, что оставил девочку? Почему? (Нет. Девочка упала из-за него, и он должен был ей помочь, хотя бы из-за этого. Он мальчик, и должен помогать девочкам. И не слушать своих друзей, которые смеются над благородными (правильными) поступками.) -Ребята, скажите, с одинаковой ли интонацией вы будете читать данный рассказ? (Нет.) -В какой момент изменится интонация при чтении и почему? (Когда Витя думает, что над ним смеются, будем читать со злостью.)
- С какой интонацией будете читать слова Вити, сразу после падения девочки? (Витя с досадой отвернулся от девочки.)
- Почему? (Постеснялся мальчиков.)
- Давайте попробуем выразительно прочесть слова Вити. (Эка невидаль- коленка! Вот плакса!)
- А теперь прочтите эти же слова небрежно, равнодушно, как бы свысока.
- Как вы будете читать строки, когда Витя думает, что над ним смеются? (Будем читать со злостью, со смущением и стыдом.)
- Что чувствовал Витя, в этот момент? (Витя чувствовал раздражение и злость.)
- А какое слово помогает это понять? (Слово-досада.)
- Как вы понимаете это слово? Подберите к нему подходящее слово? (Досада-гнев, злость.)
- А с каким настроением мы прочтем отрывок, где Витя уезжает со своими друзьями и оставляют девочку одну с больной коленкой? (Когда Витя уезжает, мы будем читать с разочарованием, потому что Витя бросил девочку, которая плакала и уехал.) -Почему вы так решили? Какое слово вам помогло определить это настроение? (Слово - плакала.) Учащиеся читают произведение вслух.
- Давайте подведем итог: о чем на самом деле это произведение?
- Чему оно нас учит? (Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека.)
6. Физминутка
Зимушка-зима! (слайд 16)
Здравствуй, Зимушка-зима! (кланяются)
Что в подарок принесла? (разводят руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседают, проводят руками по «снегу»)
Иней серебристый (встают, поднимают руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируют движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимают руки вверх, крутят «фонарики»)
7. Включение нового в систему знаний и повторения. 1) Работа с иллюстрациями.
- Что изображено на иллюстрации? (слайд 17)
- Что произошло после этого момента, который изобразил художник?
- Зачитайте эпизод из текста, который относится к иллюстрации.
(Учащиеся отвечают на вопросы и зачитывают эпизоды.)
2) Составление плана рассказа.
- Где катались дети?
- Что случило во время катания Вити на катке? (Происшествие).
- Как поступил Витя?
План. (слайд 18)
1. Дети на катке.
2. Происшествие.
3. Поведение Вити.
3) Домашнее задание. С. 88-89 (читать, пересказ по составленному плану) Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Прочитайте пословицы. Какая пословица определяет главную мысль рассказа В. Осеевой «На катке»? (слайд 19)
Не стыдно помогать, стыдно в стороне стоять.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Друзья познаются в беде. (Ответы учащихся.)
- Какие цели ставили перед собой в начале урока? (слайд 20)
- Удалось ли нам решить их?
- Вы довольны своей работой?
- А могли бы ещё лучше поработать? (Ответы учащихся.)
Презентация на тему: Урок литературного чтения, 3 класс. В. Осеева «На катке»