Урок русского языка, 4 класс. Подготовка к сочинению по картине Маковского "Свидание". Конспект с презентацией
Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Подготовка к сочинению по картине В. Е. Маковского "Свидание"» с презентацией
Описание материала:
Предлагаю конспект урока по русскому языку в 4 классе. Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине В. Е. Маковского «Свидание» на основе группового анализа позитивных образов; повторение знаний о структуре сочинения – описания картины, комплексный анализ текста, выделение основной информации, отбор языковых средств в соответствии с учебной задачей, предупреждение речевых и грамматических ошибок. Материал будет интересен учителям начальной школы, работающим по УМК «Школа России» и учителям русского языка. Тип урока: комбинированный (усвоение нового, актуализация имеющихся знаний, углублённое повторение). Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения на материале авторской литературы и художественной картины. Задачи:
- расширить представления учащихся о жизни детей в XIX веке;
- познакомить с русским художником В. Е. Маковским и его картиной «Свидание», учить выделять главную мысль картины;
- развивать у учащихся умение правильно употреблять имена существительные в разных падежных формах. Планируемые результаты обучения: Предметные: уметь словесно описывать то, что увидели; выделять главную мысль картины; писать сочинение в соответствии со структурой текста. Метапредметные: Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Коммуникативные: выражать свои мысли устно и письменно (кратко); уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. Личностные: на примере произведений художественной литературы и искусства оценивать поступки и поведение других людей и свои. Методы обучения, используемые на уроке:
объяснительно - иллюстративный, проблемный, словесные, наглядные. Форма организации работы в классе:
фронтальная, индивидуальная, парная. Средства обучения: книги для внеклассного чтения, репродукция картины В. Е. Маковского «Свидание», мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал: таблица. Использованная литература:
1. Д. Д. Зверев. Беседы об искусстве на уроках рисования. М.: Учпедгиз, 1958.
2. Н. В. Краснов. Беседы по искусству в начальной школе. М.: Искусство, 1965. План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Освоение новых знаний:
1) Проблемная ситуация.
2) Беседа по картине
3) Работа с отрывками из текста рассказа А. П. Чехова.
4. Физминутка.
5. Творческое применение:
1) Заполнение таблицы. Работа в парах. Проверка выполнения работы.
2) Работа по плану. Устно.
3) Устный рассказ по картине.
4) Работа над сочинением: работа с черновиками.
5) Зачитывание сочинений и обсуждение.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Начинается урок.
- Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
2. Постановка целей и задач урока.
- Мы много читали и говорили о тяжелой жизни детей в прошлые времена. Писатели и поэты передали нам это в своих произведениях, а художник Владимир Егорович Маковский в своей картине.
- Сегодня мы отправимся на экскурсию в Третьяковскую галерею, чтобы там познакомиться с картиной художника В. Е. Маковского «Свидание».(Слайд: 1)
- А что, если рассмотреть картину и рассказать самим про неё, то есть составить свой рассказ.
- Сформулируйте тему урока.
- Какое это будет сочинение? (Сочинение по картине.)
- А сейчас послушаем нашего экскурсовода. ( Подготовленный учащийся делает сообщение - рассказ о творчестве В. Е. Маковского.) (Слайды: 2, 3, 4)
- Владимир Егорович Маковский родился в 1846 году в семье видного деятеля искусств Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учился и сам Владимир Егорович Маковский, а затем преподавал. 24 года работал в Императорской Академии художеств, в Санкт - Петербурге. Умер В. Е. Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище. Свои сюжеты он брал из сельской и городской жизни. Владимира Егоровича интересовала жизнь детей бедноты, и в своих картинах он раскрывал их тяжелую долю.
С любовью рисовал художник деревенских ребят, которые полны жизни, несмотря на нужду и недостатки, несмотря на нищенскую одежду и неопрятный вид. Им близка русская природа. Им он посвятил картины «Игра в бабки» 1870г., «Ночное» 1879г., « Пастушки» 1903г. (Слайды: 5, 6, 7)
Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной Павлом Михайловичем Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.
3. Освоение новых знаний. (Слайд 8) 1) Проблемная ситуация.
- Скажите, пожалуйста, в наше время дети работают?
- Чем занимаются дети 9 - 12 лет? (Учатся в школе.)
- Посмотрите на репродукцию картины.
- Мальчик похож на вас, современных детей? (Нет.)
- Почему вы так решили, что мальчик из другого времени?
- Это картина известного русского художника В.Е. Маковского. Называется она «Свидание».
- Рассмотрите картину внимательнее.
- Рассматривание картины, деталей картины называют «чтением» картины.
- Сейчас мы попробуем «прочитать» репродукцию картины Маковского «Свидание». 2) Беседа по картине.
- Почему Владимир Егорович назвал свою картину «Свидание»? Как название произведения помогает осмыслить её содержание?
- О каких чувствах, переживаниях героев сумел рассказать художник?
(Матери, наверное, хочется забрать сына домой, но этого нельзя сделать, потому что тогда им будет не на что жить. Сердце матери буквально рвется на части от любви, жалости к сыну и невозможности хоть что - то изменить. Эти драматические чувства очень хорошо переданы автором картины.
Она просто смотрит на него – и радуется тому, что он жив.)
- Почему мальчик жадно ест калач, даже не смотрит на мать?
(Ребенок очень голоден. Он жадно ест принесенный матерью гостинец. Мальчику живется несладко: он недостаточно накормлен, не обеспечен одеждой и обувью. Они не разговаривают и даже не смотрят друг другу в глаза. Оба измотаны от тяжелой жизни.)
- Согласны ли вы, что многое можно прочесть, вглядываясь в лица мальчика и женщины?
- Что можно прочесть, вглядевшись в лицо мальчика?
- Как одет мальчик? О чём говорит его одежда? (Мальчик лет девяти - десяти, нечёсаный, давно не стриженные волосы взъерошены, измождённый, жалкий, в изношенной одежде: старенькая выцветшая розовая рубашка, тёмно-синие, подсученные снизу штаны, длинный рваный и грязный фартук. Мальчик выглядит хмурым, несчастным, голодным. По его одежде видно, что он подмастерье у сапожника. Хозяин жестоко обращается с ним. Его жизнь тяжела и беспросветна.)
- Что можно сказать о матери, пришедшей к сыну на свидание? Почему она с такой грустью смотрит на него? (Мать одета по - деревенски: в чёрный тулуп, из - под которого торчит красная юбка, на голове чёрный платок. Рядом с ней на полу лежит котомка, у бочки стоит палка. Значит, пришла она издалека. Вид у нее грустный – она понимает, что сыну живется плохо.)
- Где происходит свидание? (В полутемном холодном коридоре, в углу стоит бочка с питьевой водой, покрытая досками, на них стоит кувшин. Это свидетельствует о том, что, несмотря на убогость обстановки, здесь часто бывают люди. Рядом с бочкой из окна слева тускло струится солнечный свет. Он как - будто радуется их долгожданной встрече.)
- Почему мать с сыном встречаются в полутёмном холодном коридоре? (Хозяин не пустил их в теплую комнату.)
- Самого хозяина - сапожника художник не изобразил, но можно ли понять, какой это человек: добрый и отзывчивый или злой и жестокий? Почему?(Несмотря на то, что на картине не изображён хозяин мальчика, по всему видно, что это жестокий, равнодушный и безжалостный человек. Он не пустил мать в дом. Встреча её с сыном происходит в холодном коридоре.)
- Возьмёт ли его мать домой в деревню, как вы думаете? (Многим родителям того времени приходилось отдавать своих подросших детей на заработки, чтобы прокормить себя и младших ребят. После краткосрочного свидания с матерью ему снова придётся приступить к тяжёлой работе. Он будет вспоминать семью и снова ждать встречи.)
- Какую мысль утверждает В. Е. Маковский своей картиной? (У мальчика - подмастерья жизнь тяжелая, безрадостная, голодная.)
- Какое литературное произведение заставляет вас вспомнить эта картина? (Образ мальчика, созданный художником, напоминает Ваньку Жукова из рассказа А. П. Чехова.) (Слайды: 9, 10) 3) Работа с отрывками из текста рассказа А. П. Чехова.
- Сравните жизнь Ваньки Жукова из рассказа А. П. Чехова с жизнью маленького подмастерья с картины «Свидание».
(Рассказ «Ванька» А. П. Чехов написал в 1886 году, спустя три года после написания Маковским картины «Свидание».)
- Прочитайте отрывки из письма Ваньки Жукова.
«... Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…
Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь…» ( Учащиеся читают отрывки.)
- С какой картиной вы недавно познакомились, где художник отобразил тяжёлую жизнь детей? (Картина Василия Григорьевича Перова (1834 - 1882) « Тройка ».) (Слайды: 11, 12)
- Похожи жизни детей между собой? (Жизни этих ребят похожи, так как у простых людей очень тяжёлая жизнь.)
- Соответствуют ли краски, выбранные Владимиром Егоровичем Маковским, её содержанию?
Серые, темные тона картины хорошо передают тусклую безрадостную жизнь мальчика и его матери. Внимательно рассматривая картину, мы видим, что художник не дал ни одной лишней детали: каждая вещь о чем - то говорит, что - то доказывает. Окружающая обстановка и цветовое решение всегда играют большую роль в раскрытии темы картины и характера её действующих лиц. На примере картин «Свидание», « Тройка», рассказа «Ванька» мы можем представить себе жизнь детей рабочих и крестьян в царской России, понять: как хозяева, к которым отдавали детей в учение, жестоко обращались с ними, заставляли выполнять тяжёлую работу, кормили впроголодь и мало учили ремеслу.
- А как теперь живут дети?
4. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело!
5. Творческое применение. 1) Заполнение таблицы. Работа в парах. Проверка выполнения работы.(Слайды: 13, 14)
- Чтобы интересно написать свой рассказ - сочинение, необходимо ещё внимательно поработать с картиной и заполнить таблицу (её правую часть), которая будет вам помогать при написании сочинения. Работаем в парах (на парте у каждой пары по таблице, ребята заполняют их, обсуждают.) Сын: печальный, задумчивый. Лицо: оскорблённое, хмурое, расстроенное. Глаза: не смотрят на мать, они опущены вниз, всё внимание сосредоточено на калаче.
Поза: стоит, обеими руками держит калач. Мать: грустная, огорчённая. Лицо: опечаленное, задумчивое. Глаза: с нежностью и умилением смотрит на сына; глаза трогательные, ласковые.
Одежда, обувь: в чёрном тулупе, из - под которого торчит красная юбка, на голове чёрный платок; надела валенки. Поза: сидит на деревянном табурете; поза выражает горечь, сострадание, бессилие.
- Проверим, как вы заполнили таблицу. Удачные выражения оставить, неудачные заменить, используя таблицу.
- Для составления предложений используйте справочные слова, которые записаны на доске. Прочитайте их и объясните их значение. Слова для справок: полотно, картина Владимира Егоровича Маковского, цвет, свет, мрачный фон, передний план, задний план, деталь, нечёсаный, измождённый, давно не стриженные волосы взъерошены, впроголодь, скромный материнский гостинец, котомка, порадовать, безысходное горе.(Слайд 15) 2) Работа по плану. Устно.
( один учащийся зачитывает вопросы, остальные отвечают полными ответами.)
(Слайд 16)
План
1. Кто изображён на картине В. Е. Маковского?
2. Как выглядит сын? Почему?
3. Как изображена мать?
4. Что почувствовала мать, увидев сына?
5. Какое получилось свидание?
3) Устный рассказ по картине.
- А сейчас послушаем ваши рассказы (2 - 3 учащихся прослушиваются, исправляются лексические ошибки.)
4) Работа над сочинением: работа с черновиками.
(Слайды: 16, 17)
- Опишите картину В. Е. Маковского «Свидание», используя план, материал таблицы, слова для справок. (Учащиеся пишут сочинение по плану.)
5) Зачитывание сочинений и обсуждение. (Учащиеся читают свои сочинения, высказывают впечатления о работе.) - Картину «Свидание» написал русский художник Владимир Егорович Маковский. Она рассказывает о тяжёлой жизни детей в царское время. На картине изображён мальчик лет десяти. Он одет в старую розовую рубашку, синие штаны. На нём длинный грязный фартук. Он живёт в городе у сапожника. Мальчик бос, не чёсан. Вид у него измождённый, жалкий. Он с жадностью ест калач, который принесла мать. Она сидит с ним рядом. Мать одета в старый черный тулуп, из - под которого видна цветная юбка. На голове у неё тёмный платок. Ноги в валенках. Лицо матери печальное. Она видит, что сыну тут плохо живётся. Ей жаль мальчика, но помочь ему не может. Грустное получилось свидание.
- На картине В. Е. Маковского « Свидание» изображена встреча матери с сыном в полутемном холодном коридоре, так как хозяин мальчика – это жестокий и безжалостный человек. Он не пустил мать в дом. Мальчику лет девять - десять. Он отдан в ученье сапожнику. На нём грязная изношенная одежда, давно не стриженные волосы взъерошены, ноги босые. К нему из деревни пришла мать. Она принесла сыну скромный гостинец - калач из белой муки. Мальчик с жадностью стал есть. Он не смотрит на мать, глаза его опущены вниз, всё внимание сосредоточено на материнском гостинце. Мать видит, что сын голоден. Сердце у неё сжалось от боли, но помочь сыну она не в силах, ведь дома, в деревне, остались ещё маленькие дети, а прокормить всех их очень трудно. Печальное получилось свидание.
6. Рефлексия. (Слайд 18)
- Что узнали на уроке?
- Чему научились ?
- Испытывали ли трудности? Какие? 7. Домашнее задание: написать сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание», используя классную (черновую) работу. (Слайд 19)
Презентация к уроку по русскому языку в 4 классе «Подготовка к сочинению по картине В. Е. Маковского "Свидание"»