Конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией. Выбор гласных в окончании форм разных падежей и чисел
Урок русского языка 4 класс по теме «Выбор гласных в окончании форм разных падежей и чисел» (программа "Планета Знаний")
На парте у ребят карточки разных цветов: стихотворение (зелёная), словосочетание (жёлтая).
I. Организационный этап.
- Сегодня у нас гости, ребята, поздоровайтесь. Присаживайтесь.
- Давайте постараемся, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы вы получили на уроке не только знания, но и хорошее настроение. Вы поможете мне в этом?
К доске выходит ученик, с выражением читает стихотворение
СЛАЙД 1 (появляется стихотворение, но с пропущенными окончаниями)
На горах высоких,
На степном простор__
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Шелестят берёзы,
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозор_
Встану на границ_,
Чтобы только мирные
Снились людям сны.
- Ребята, а как вы думаете, почему мы урок начали именно с этого стихотворения? Как вы считаете про кого написано это стихотворение?
- К какому празднику прозвучали эти строки? (23 февраля, День Защитника Отечества)
- Кого считают защитником? (солдат, воин, военнослужащий, командир, герой…)
II. Работа со словарными словами.
- Некоторые слова я вынесла на доску. Это словарные слова: КОМАНДИР КОМАНДОВАНИЕ СОЛДАТ
- Давайте запишем и запомним эти слова. Будем писать их без ошибок (запись слов, подчёркивание орфограмм)
- Скажите, а каким одним словом можно объединить эти слова? (армия)
- А можно эти слова разделить на 2 группы? (командир и командование)
- Что общее у них? (корень -команд-)
Ученик из толкового словаря зачитывает значение слов «командир» и «командование».
- А теперь я хочу узнать, как вы понимаете значение слова «солдат». Кто такой солдат? Составьте синквейн в тетрадке на слово СОЛДАТ по группам (ученики по 4 человека составляют синквейн).
(ученики зачитывают синквейны)
Ученик из толкового словаря зачитывает значение слова «солдат».
- Давайте вернёмся к истокам происхождения слова СОЛДАТ. СЛАЙД 2
- А ещё можно запомнить и правильно писать слово СОЛДАТ, если воспользуемся словом-помощником каким? (со'льдо или соль). Молодцы.
-Давайте, ребята, ещё подберём и запишем синонимы к слову СОЛДАТ.
распечатать и вывешивать на доску слова-синонимы
- Назовите слово с проверяемой безударной гласной (воин – воинственный, боец – бой).
III. Выведение темы урока.
- Давайте вернёмся к нашему стихотворению (на слайде и карточки у ребят). У вас оно на столе, карточки зелёного цвета. Назовите орфограмму на месте пропуска букв? (безударная гласная в окончании им.сущ.)
- Теперь сформулируйте тему нашего урока. (выбор безударной гласной в окончании им.сущ.) тему на доску
- Какова будет цель нашей работы на уроке? (отработать, закрепить, применять)
- Что необходимо сделать для написания безударной гласной в окончании им.сущ.? (вспомнить алгоритм проверки) на доску (нач.форма, склонение, окончание)
- Проговорим.
- А теперь согласно алгоритму выполним задание с объяснение в паре. Вставим пропущенные окончания в словах. (работа в парах со взаимопроверкой). ХОЖУ И ПРОВЕРЯЮ ПО ПАРТАМ.
- Озвучьте гласные в окончаниях. Вывод: у сущ.1 и 2 склонения ед.числа в П.п. окончание –е. Молодцы.
ФИЗМИНУТКА
- У вас есть на парте карточки жёлтого цвета. Прочитайте словосочетания. Назовите орфограммы на месте пропуска букв. (ребята с объяснением вставляют пропущенные окончания).
Говорю о доблест_ и храброст_, вспоминаем о солдат_.
(говорю о доблести (П.п. 3 скл.) и храбрости (П.п.3 скл.), вспоминаем о солдате (П.п. 2 скл.).
- И я вас хочу поблагодарить за то, что мы с вами тоже участвуем в поздравлении наших солдат. Это открытки и небольшие подарки воинам. Наша школа подготовила 150 подарков, и 20 февраля эти подарки передаём в воинскую часть. Спасибо.
- А все слова вам понятны? Что означают слова доблесть и храбрость? (ответы детей). А можно сказать, что они имеют одинаковые значения, связаны?
- Составьте предложение устно в паре. (лучшее записать в тетрадь. Можно моё
Командир говорил о доблести и храбрости российских воинов.)
IV. Закрепление.
- Просклоняем сущ. СОЛДАТ
И.п. (кто?) солдат_
Р.п. (нет кого?) солдата
Д.п. (кому?) солдату
В.п. (кого?) солдата
Т.п. (кем?) солдатом
П.п. (о ком?) о солдате
- Хорошо.
Проведение игры «Да. Нет» (индивидуальная работа)
Да. Нет.
1) Имена существительные спрягаются.
2) Начальная форма имени существительного – это И.п., ед.ч.
3) Слово командир относится к 3-му склонению.
4) Им.сущ. имеют 7 падежей.
5) Им.сущ. о доблест_ имеет окончание –и, оно 3 скл. П.п.
6) Им.сущ. за взвод_м стоит в Д.п. окончание –ам
7) Им.сущ. солдат в Р.п. мн.числа имеет окончание –ов,
Я справился
Допустил 1-2 ош.
Допустил 3-4 ош.
СЛАЙД
1) Имена существительные спрягаются. (Нет)
2) Начальная форма имени существительного – это И.п., ед.ч. (Да)
3) Слово командир относится к 3-му склонению. (Нет)
4) Им.сущ. имеют 7 падежей. (Нет)
5) Им.сущ. о доблест_ имеет окончание –и, оно 3 скл. П.п. (Да)
6) Им.сущ. за взвод_м стоит в Д.п. окончание –ам (Нет)
7) Им.сущ. СОЛДАТ в Р.п. мн.числа имеет окончание –ов, (Нет)
(проверка ответов на слайде. Оцени свою работу на карточке)
Обозначить, что есть ошибка в слове СОЛДАТов
Р.п. мн.ч. много (кого?) СОЛДАТОВ или СОЛДАТ
- А об этой теме мы с вами поговорим на следующем уроке.
V. Рефлексия.
- Что же нужно знать, чтобы правильно писать окончание им.сущ. в ед.числе?
(нужно знать и применять правило/алгоритм)
- Озвучьте его. Оцените свою работу на уроке и работу ребят. (дети сами ставят оценки)
- Что для себя узнали нового?
- Что вам было особенно интересным, неожиданным?
- Что понравилось?
VI. Домашнее задание.
1) Высокий уровень: узнать как правильно будем писать слово СОЛДАТ в Р.п. мн.числа. Составить текст из 4-х предложение на тему «О солдате».
2) Учебник с.51 упр.139
- Спасибо за урок.
Презентация к уроку «Выбор гласных в окончании форм разных падежей и чисел»