Семинар для педагогов: Сопровождение детей – инвалидов в условиях образовательной организации
Мини – семинар для образовательных организаций
Тема: Сопровождение детей – инвалидов в условиях образовательной организации
План проведения мини-семинара:
1. Нормативно – правовая основа организации процесса сопровождения ребенка – инвалида в условиях образовательной организации
2. Создание специальных образовательных условий для детей – инвалидов в соответствии с рекомендациями ПМПК
По первому вопросу «Нормативно – правовая основа организации процесса сопровождения ребенка – инвалида в условиях образовательной организации»
Слайд №1
- Сегодня в рамках мини – семинара мы рассмотрим особенности сопровождения детей – инвалидов в образовательном процессе.
Слайд №2
«Можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого кроме нечеловека» Ян Амос Коменский.
В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии с Законом об образовании в РФ, Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.
Согласно статистике, около 40 тысяч российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети – инвалиды – в чем разница? Многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности. Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью ранее подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ.
Слайд №3
Предложен следующий вариант разграничения понятий:
Согласно Ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (в ред. от 29.12.2017г.):
ребенок с ограниченными возможностями (ОВЗ) – это лицо до 18 лет, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Согласно Ст. 1 Закона «О социальной защите инвалидов» 181-ФЗ (от 24.11.1995 (ред. от 29.12.2017)):
ребенок-инвалид – это лицо до 18 лет, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
Слайд №4
- Ограниченные возможности здоровья разнообразны и не обязательно влекут за собой наступление инвалидности. Для того чтобы ребенок получил инвалидность, недостаточно только наличия заболеваний или определенных дефектов развития, необходимо, чтобы эти ограничения здоровья влекли за собой ограничение жизнедеятельности и, следовательно, нуждаемость в мерах социальной поддержки. Согласно п. 5 Правил признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95) условиями признания гражданина инвалидом являются:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
При этом требуется совокупность всех вышеперечисленных условий (п. 6 Правил).
Слайд №5
Виды стойких нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм и дефектами
(указывается в выписке из ИПРА ребенка-инвалида в целях подбора рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности детей-инвалидов с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности) Основные виды стойких нарушений функций организма человека
Нарушение функции зрения
Нарушение функции слуха
Нарушение одновременно функций зрения и слуха
Нарушение функции верхних конечностей
Нарушение функции нижних конечностей
Нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски
Нарушение интеллекта
Нарушение языковых и речевых функций
Нарушение функции сердечно-сосудистой системы
Нарушение функции дыхательной системы
Нарушение функции пищеварительной системы
Нарушения функций эндокринной системы и метаболизма
Нарушения функций системы крови и иммунной системы
Нарушение мочевыделительной функции
Нарушения функций кожи и связанных с ней систем
Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека: значительно выраженные, выраженные, умеренные. I группа Потребность в социальной защите и резко выраженное ограничение любого вида жизнедеятельности в силу стойкого нарушения здоровья — ключевой критерий отнесения ребенка к первой группе инвалидности. Несовершеннолетний причисляется к I группе, когда не способен к:
• обслуживанию себя и полностью зависит от других;
• самостоятельному передвижению;
• ориентации в пространстве;
• общению или контролю своего поведения. II группа Ограничение одного или нескольких видов жизнедеятельности, социальная недостаточность, зависимость от других из-за расстройства функций организма — факторы отнесения ребенка ко II группе инвалидности. Показаниями является способность с помощью вспомогательных средств или других людей к:
• самостоятельному обслуживанию;
• самостоятельному передвижению в пространстве;
• общению и контролю над своим поведением;
• ориентированию в пространстве и времени.
Неспособность к:
• обучению или обучение по спецпрограммам или в спецзаведениях;
• трудовой деятельности. III группа Умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности и потребность в социальной помощи, спровоцированные травмами, дефектами и заболеваниями. III группа инвалидности устанавливается, если с использованием вспомогательных средств ребенок способен:
• обслуживать себя;
• передвигаться самостоятельно, делая это более дробно и медленнее, чем другие люди;
• соблюдая специальный режим, обучаться в образовательных учреждениях;
• ориентироваться в пространстве и времени;
• общаться медленнее, чем другие, усваивать, передавать и получать меньший объем информации.
Слайд №6.
- Немаловажным является вопрос установления статуса «ребенок с ОВЗ» и «ребенок – инвалид»
• Установление статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
• Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Слайд №7.
Таким образом, не каждый ребенок с ОВЗ, имеющий нарушение здоровья со стойким (т.е. длительным и не поддающимся коррекции стандартными методами лечения) расстройством функций организма, является инвалидом. И наоборот, не каждый ребенок – инвалид относится к категории детей с ОВЗ.
Слайд №8.
Обязательным условием благополучия ребенка – инвалида является взаимодействие ПМПК-МСЭ-образовательной организации в сфере образования детей – инвалидов
МСЭ - установление статуса «ребенок – инвалид»
ПМПК - формирование заключения о необходимости создания специальных условий для образования ребенка – инвалида (если ребенок представлялся на ПМПК и ему присвоен статус «ребенок с ОВЗ»)
Образовательная организация - разработка и реализация плана мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА), выполнение рекомендаций ПМПК.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:
- медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
По второму вопросу «Создание специальных образовательных условий для детей – инвалидов в соответствии с рекомендациями ПМПК»
- К числу несовершеннолетних детей – инвалидов с особыми потребностями могут быть отнесены слабовидящие и слепые, слабослышащие и глухие дети, обучающиеся с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения таких детей принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
В целях практической реализации государственной политики содержание образования детей - инвалидов определяется ИПРА и рекомендациями ПМПК (адаптированной образовательной программой, применяемой на различных образовательных уровнях с учетом использования специальных образовательных условий обучения). При этом допускается вариативность организации обучения - как в специально создаваемых учебных группах, так и совместно с другими обучающимися (инклюзивно).
Слайд № 9
Индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида, заключение ПМПК являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Образовательные организации обязаны выполнять требования по формам, условиям обучения, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, заключении ПМПК.
Слайд №10
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, под которой понимается программа, адаптированная для обучения детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Слайд №11
В образовательной организации выполнение рекомендаций ПМПК по сопровождению детей – инвалидов, имеющих статус ребенка с ОВЗ, обеспечивают бесплатно специалисты (педагог – психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог, социальный педагог, медицинский работник), педагоги, администрация ОО.
Слайд №12
Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Технологии опираются на скоординированное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:
- Построение адекватной возможностям ребенка с инвалидностью образовательной программы по каждой отдельной компетенции или предмету;
- Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов для выстраивания стратегии психолого-педагогического сопровождения.
- Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для задач создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи;
- Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений, для формирования эмоционального принятия и группового сплочения;
-Технология развивающей работы с детьми с инвалидностью, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;
- Технология поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и педагогическими ожиданиями.
Важным аспектом каждой технологии является ее характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения.
Слайд №13
В организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. В ч. 3 Ст 79 ФЗ «Об образовании в РФ» подробно раскрывается содержание этих специальных условий. Под ними понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников (бесплатно), учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми – инвалидами, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Это может быть как соблюдение требований по освещенности классных комнат и иных помещений, специально подобранная мебель, оборудование, так и организация дополнительного присмотра и ухода, специализированного питания и т.п.
Надо учитывать: конкретные требования по условиям обучения и необходимой техники указываются в индивидуальной программе реабилитации для детей-инвалидов и в ПМПК-заключениях.
Слайд №14-15
В п. 23 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015) уточняются требования по созданию специальных условий обучения по категориям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. К общим условиям можно отнести:
• Организация системы взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны «внешних» социальных партнеров.
• Обучение по основной общеобразовательной программе для детей-инвалидов с сохранным интеллектом и без статуса ОВЗ или обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе. Разрабатывается и утверждается образовательной организацией.
• Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода его обучения (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор (ассистент)). Разработка коррекционной программы как части общеобразовательной программы. Проведение учителем индивидуальных или групповых коррекционных занятий с целью устранения пробелов общего развития ребенка, его предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению учебного материала; логопедом по устранению речевых нарушений (возможность использования компьютерных программ); психологом по коррекции психических функций, инструктором по ЛФК и т.д.
• Организация деятельности специалистов в форме ПМП-консилиума для выявления, обследования, разработки индивидуальной образовательной программы.
• Создание соответствующего методического обеспечения, информационное обеспечение, применение ИКТ.
• Бесплатное предоставление учебников и учебных пособий в соответствии с программой.
• Применение адекватных возможностям и потребностям современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АОП).
• Материально-техническое оснащение (кабинеты для коррекционных занятий с логопедом, психологом, дефектологом, психомоторной коррекции, спортивный зал, медицинский кабинет и пр.). Создание сенсорной комнаты для релаксации.
• Организация внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Включение программ дополнительного образования.
• Организация медицинского обслуживания – сопровождение ребенка врачами.
• Организация взаимодействия с родителями (профилактические и просветительские мероприятиями).
• Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Слайд №16-19 Специальные условия Категория детей с ОВЗ Специальные образовательные условия
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по слуху Специальная организация архитектурной среды:
- организация учебного и внеучебного пространства (использование акустики, визуализированных источников информации, стендов, расписаний, табло),
- использование звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования, визуальных устройств,
-использование приспособлений, аппаратуры и технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий,
- обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода).
Специальная организация рабочего пространства
- учет особенностей восприятия речи при обучении и взаимодействии с педагогом,
- расположение на занятии – первая парта, справа от слышащего ученика,
- использование наглядно-вербальных опор: таблицы, схемы (индивидуально на парте).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по зрению Специальная организация среды (по мере необходимости):
- организация образовательного процесса в соответствии с офтальмо-эргономическими рекомендациями: соблюдение режима зрительной нагрузки, динамические паузы в работе, выполнение зрительной гимнастики и т.д.,
- учет в ходе обучения сниженного темпа работы слабовидящего ребенка,
- использование специальных средств оптической коррекции (очки, карманные увеличители, лупы),
- расположение на занятии – первая парта // средний ряд, не дальше третьей парты (с учетом рекомендация врача-офтальмолога, тифлопедагога),
- достаточная освещенность рабочего места,
- использование контрастных печатных материалов, изображений с четким контуром, тетрадей с четкой разлиновкой,
- дозирование зрительной нагрузки при выполнении письменных заданий и чтении, объема зрительных заданий на уроке,
- увеличение временных рамок выполнения практических, письменных заданий с учетом возможностей ребенка, увеличение времени для изучения и рассматривания материала,
- чередование использования письменных и устных заданий, активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных зрительных функций;
- развитие сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе.
- адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата Специальная организация среды с учетом особенностей развития ребенка:
- приспособленная и адаптированная «под» возможности ребенка безбарьерная среда, включая ассистивные устройства и технологии;
- использование специального оборудования «под» ребенка;
(опора для стояния, сидения, ходунки, ортопедическая обувь и др.),
- специальная организация рабочего места – опора для сидения и т.п.;
- соблюдение индивидуального ортопедического режима: паузы для отдыха, смена позы; дозирование нагрузки с учетом физических возможностей ребенка;
- занятия дома с целью ознакомления с обучающим материалом или заданиями из программы обучения перед самим обучением, дополнительной проработки трудных тем, заданий (с учетом возможностей ребенка);
- предоставление услуг ассистента (тьютора)
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи Специальная организация образовательного процесса:
- учет индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве,
- изменение объема заданий, временных рамок выполнения задания в соответствии с возможностями ребенка,
-использование наглядности, дополнительных визуальных опор - схем, таблиц (индивидуально на парте),
- занятия дома с целью ознакомления с обучающим материалом или заданиями из программы обучения перед самим обучением, дополнительной проработки трудных тем, заданий.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие эмоциональные расстройства (в том числе аутистического спектра) Специальная организация среды:
- постепенное, индивидуально дозированное введения ребенка в ситуацию обучения в классе,
- специальная организация пространства класса: зонирование учебного пространства, умеренность, постоянство в расположении предметов, использование индивидуальных наглядных опор (визуальных расписаний, плана урока (учебного дня), подсказов и др),
- организация места для разгрузки, восстановления активности,
- повышение участия и активности ребенка в различных повседневных процедурах, мероприятиях.
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда.
Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.
Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В настоящее время действует Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309.
Обеспечение доступности в образовательные организации включает следующие условия:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, в том числе с помощью вспомогательных средств;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него;
е) надлежащее размещение носителей информации, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.
Слайд №20
Принцип возможности выбора организации образования: образование детей – инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Выбор образовательной организации и формы обучения осуществляют родители или иные законные представители ребенка. Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Важной материальной гарантией инклюзивного образования является норма, содержащаяся в ч. 11 Ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ», в соответствии с которой обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Образовательная организация обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания детей – инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных основных образовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.
Слайд №21
Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях (ч 10-11 ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ»). Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.
Слайд №22. Вывод
Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Изменяется идеология образования в сторону гуманизации учебного процесса и изменение воспитательной и социальной направленности обучения. Именно со школьной скамьи необходимо воспитывать детей воспринимать мир во всем его многообразии. Необходимо понимать, что какими бы разными дети ни были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.
Презентация на тему: Сопровождение детей – инвалидов в условиях образовательной организации
Уважаемые коллеги! Прошу ознакомиться с моей новой работой! Надеюсь, материал будет полезен педагогам и специалистам, а также интересен родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья!
Ольга Владимировна! Вами обобщен очень ценный материал по сопровождению детей - инвалидов в образовательных организациях ( в условиях инклюзии). Очень интересна презентация. Буду использовать в работе. Спасибо.