Статья на педагогическую тематику. Трудности обучения: как убедить родителей обратиться за помощью в ПМПК
Тема: Трудности обучения: как убедить родителей обратиться за помощью в ПМПК.
Не секрет, что для многих родителей принятие решения об обследовании их ребенка психолого-медико-педагогической комиссией дается с большим трудом. Бытующие сплошь и рядом стереотипы и приклеивания ярлыков, страх перед «постановкой диагноза», да и просто непонимание отличий между нормативным и задержанным развитием, умственной отсталостью, а также необходимостью создания специальных образовательных условий для их ребенка, оттягивают время обращения родителей в психолого-медико-педагогическую комиссию.
К сожалению, специалистам психолого-медико-педагогической комиссии, употреблять слово «поздно»приходится довольно часто. Время упущено, назад его не вернуть, и никакие консультации, коррекционно-развивающие занятия, и даже смена образовательной программы, школы иногда не смогут кардинально изменить жизнь ребёнка и его учёбу к лучшему.
Почему же родители и педагоги несвоевременно обращаются за помощью в ПМПК?
Как правило, первыми обращают внимание на неполадки в детском развитии педагоги, работающие с ребёнком. Именно они пытаются оказать какую-то помощь (если могут), направить семью к специалистам, если сами справиться с трудностями всё же не в силах. Однако очень часто родители «проблемного» ребёнка отказываются обращаться к кому бы то ни было, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке, хотя они зачастую прекрасно видят проблемы, но не желают их замечать. Это в лучшем случае, а в худшем – обвиняя всех и вся в предвзятом отношении, в нелюбви, в профессиональной непригодности, в личной неприязни и т.д., и т.п. И, как ни прискорбно это звучит, либо стремление помочь ребёнку пропадает на корню (учителя просто, «махнув на всё рукой», оставляют семью в покое и пускают ситуацию на самотёк), либо начинается «война не на жизнь, а на смерть» между школой и родителями с целью доказать друг другу свою правоту.
Причин этому может быть огромное множество. Кто-то догадывается о трудностях, но не имеет достаточно собственных знаний и информации извне (от тех же педагогов), для того, чтобы обратить на них пристальное внимание.
Кто-то, отлично понимая, что не всё в порядке, предпочитает закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в том, что проблема всё же есть, и ею надо заниматься (кстати, не всегда это происходит осознанно, чаще – бессознательно, просто такая защитная реакция).
Бывает, что родители, видя проблемы ребёнка, не хотят верить в их существование и ищут любые, даже мизерные, доказательства их незначительности. Оно и понятно – ведь для каждого из нас своё дитя кажется самым лучшим.
А кто-то вообще элементарно не хочет ничего делать, прикладывать усилия, надеясь, что «само пройдет» (потому что это требует довольно существенных как временных, так и физических, умственных, моральных и иногда материальных затрат).
Поэтому первейшая и главнейшая задача педагогов – это показать родителям, что определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто невозможно.
Какие же шаги должен предпринять педагог, чтобы подвигнуть родителей обратиться за помощью в ПМПК?
Во-первых, не стоит умалчивать о том, что у ребенка имеются проблемы в учебной деятельности. Часто педагоги не хотят расстраивать родителей или думают, что те и сами прекрасно понимают, что проблемы в учебе у ребенка существуют. Однако,пока не будет открытым текстом сказано, в чём именно и какие неполадки у ребёнка, каких-либо конкретных шагов родители не сделают!
Родители должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми к уровню освоения образовательной программой на каждом уровне обучения (дошкольном, начальном, основном, среднем школьном). У них должны иметься представления, что нужно освоить ученикам в том или ином классе, как оценивается их ребенок (за что конкретно ставится та или иная отметка по каждому предмету).
Оценивание успехов или неуспехов ребенка должно быть объективным со стороны педагога.Необходимо избегать завышения отметок. В результате подобных учительских действий происходит часто то, что ребёнок, вопреки ожиданиям, далеко не всегда стремится преодолевать появляющиеся перед ним новые учебные трудности, т.к. полученная им «тройка» вместо заслуженной «двойки» отнюдь не заставляет прикладывать дополнительные усилия. А родители, видя в дневнике и тетрадках положительные отметки, тем более не испытывают беспокойства, считая, что пусть худо-бедно, но всё же их чадо учится. И, конечно же, они не согласятся в этом случае с мыслью, что их ребёнку требуется помощь в виде обследования на ПМПК и смены образовательной программы. Поэтому задача учителя корректно говорить вслух о неуспехах ребенка и ставить ему те отметки, которых заслуживают его работы. Важно показать родителям возможные пути выхода из неблагоприятной учебной ситуации. Как раз это и будет способствовать тому, что ребёнок справится с трудностями и сможет впоследствии найти своё место в жизни.
Убедиться в том, что ребёнок отстаёт в усвоении учебной программы, родителям помогает присутствие на некоторых уроках. Поняв требования педагога, послушав ответы других детей, самостоятельно сравнив их с тем, как отвечает собственный ребёнок, мамы и папы могут лучше увидеть проблему. Таким образом родители смогут понять, адекватна ли программа, по которой учится ребёнок, его возможностям и способностям. Важно, говорить родителям о проблемах ребенка не в его присутствии, акцентируя вначале внимание на достоинствах, а только потом на недостатках.Это поможет расположить родителей, устранит излишние барьеры в общении и повысит эффективность проделанной работы.
Во-вторых, необходимо привлекать родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления и к оказанию непосредственной помощи ему. Важно научиться разделять ответственность с родителями неуспевающего ученика, чётко оговаривая свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Здесь нелишним будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими и неравнодушными они являются, и как сильно в их участии нуждается ребёнок.
В-третьих, необходимо дать родителям полную и достоверную информацию о ПМПК, процедуре обследования и перспективах после ее прохождения. Для этого педагогу важно самому четко разбираться в причинах, повлекших трудности в усвоении программного материала учеником, понимать, какова цель его обследования на ПМПК. Это снизит тревожность родителей по поводу приклеивания ярлыка «дурачок» их ребенку.
Важно знать: специалисты ПМПК не ставят никаких диагнозов, а дают рекомендации о том, какая образовательная программа будет под силу ребёнку (то есть которую он сможет успешно освоить) и в создании каких специальных образовательных условий он нуждается. После обследования родители самостоятельно решают вопрос о переводе своего ребёнка на обучение по рекомендованной программе либо о продолжении обучения по прежней. В соответствии с рекомендациями ПМПК с ребенком бесплатно должна быть организована психолого-педагогическая коррекция. Заключение ПМПК может быть представлено родителями в образовательную организацию в течение года.
Похожие записи:
Работа педагога-психолога в детском саду по адаптации детей в ДОУ
Анкета: Выявление дезадаптированных детей методом наблюдения
Информационный стенд психолога в школе
Из опыта работы педагога-психолога. Инновационная деятельность в школе