Авторская анкета на выявление дезадаптированных детей методом наблюдения
Субъективная анкета педагога-психолога, предназначенная для организации конструктивного метода наблюдения, где метод выступает в качестве групповой скрининг диагностики формирования различных сторон психической деятельности ребенка.
Данная анкета может быть использована как один из методов мониторинга УУД школьников, мониторинг адаптации первоклассников и пятиклассников и др.
За основу при составлении авторской анкеты были использованы методические разработки Н.Я. Семаго «Наблюдение как один из методов скрининговой диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Кодировка (условные обозначения)
Операциональные характеристики
1. Работоспособность:
1.1. Колебания работоспособности
1.2. Работоспособность снижена
1.3. Работоспособность выраженно снижена
2. Темп деятельности
2.1. Неравномерный темп деятельности
2.2. Сниженный темп деятельности
2.3. Ситуативно-сниженный темп деятельности
Целенаправленность деятельности
3. Импульсивные проявления
3.1. Отвлекаемость
3.2. Наличие импульсивных реакций ответов
3.3. Двигательная и речевая расторможенность
4. Трудности программирования и контроля
4.1. Низкая мотивация
4.2. Трудности построения и удержания (контроля) алгоритма многокомпонентной деятельности
4.3. Выраженная потребность во внешнем программировании деятельности (учитель должен «висеть» над ребенком)
Особенности речевого развития
5. Речь
5.1. Низкая речевая активность
5.2. Чрезмерная речевая активность
5.3. Признаки недостаточного развития
5.4. Нарушения звукопроизношения
5.5. Проблемы развернутой речи и понимания речи
5.6. Трудности инициации речевого высказывания
5.7. Запинки, заикание
5.8. Трудности речи в режиме диалога
5.9. Эмоциональная неадекватность, эхолалии, речь «в никуда»
5.10. Особенности интонации и модуляции голоса
Аффективные и эмоциональные особенности
6. Преобладание эмоционального фона настроения
6.1. Преобладание сниженного эмоционального фона
6.2. Преобладание повышенного эмоционального фона
6.3. Преобладание тревожного фона настроения
6.4. Преобладание агрессивного (злобно) фона настроения (дисфоричность)
6.5. Выраженная эмоциональная лабильность
7. Адекватность эмоциональных реакций
7.1. Наличие неадекватных эмоциональных реакций по знаку
7.2. Наличие неадекватных эмоциональных реакций по силе
7.3. Эмоциональная ранимость
8. Трудности распознавания эмоционального настроя других людей (по знаку и по силе)
9. Конкретные эмоциональные особенности
Коммуникативные особенности
10. Коммуникативная активность
10.1. Чрезмерная коммуникативная активность
10.2. Низкая коммуникативная активность
11. Коммуникативная адекватность
11.1. Трудности оценки коммуникативных посылов
11.2. Неадекватные коммуникативные реакции
11.3. Наличие коммуникативных барьеров
12. Конфликтность
12.1. Высокий уровень конфликтности
12.2. Избирательно высокая конфликтность
13. Косвенная оценка социометрической позиции
Двигательная сфера
14. Особенности двигательной сферы
14.1. Моторно неуклюж
14.2. Много «лишних» движений
14.3. Движения медленные
15. Специфические моторные проявления
15.1. Наличие «невротических», навязчивых движений (поперхиваний, подергиваний, тиков)
15.2. Наличие вычурных, своеобразных, стереотипно повторяющихся движений руками (кистями) или всем телом (моторные стереотипии)
Рекомендуем посмотреть:
Медитативное упражнение для педагогов
Психологический опросник для социальной адаптации детей к тому или иному предмету
Медитация. Рекомендации для педагога-психолога
Проект кабинета педагога-психолога в детском саду
Похожие статьи:
Тренинг по работе взаимодействия с родителями
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе