Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие о Блокаде Ленинграда для школьников начальных классов

Радио передача о Блокаде Ленинграда для начальных классов
Традиционно готовлю подобные радио передачи. Мои ученики в день Снятия блокады Ленинграда читают по школьному радио передачи, посвященные блокаде, но темы каждый год разные. Текст составлен таким образом, что будет понятен учащимся любого возраста. Цель этой передачи не только патриотическая, но и развивающая. Хочется достучаться до сердец наших детей.
Транспорт Блокады Ленинграда. Радиопередача
На улице январь, метут метели,
и радостно, и скорбно как-то мне.
Как по тревоге, я вскочил с постели:
приснилось мне, что снова – на войне.
(Василий Чечель)

Семьдесят девять лет назад, 27 января 1944 года завершилась блокада города Ленинграда, советские войска прорвали блокадное кольцо немецко-фашистских войск, закончились 872 дня блокады. 27 января официально отмечается День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады. Сложно сегодня понять и представить, что было тогда.
8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,
И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее.
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад…
(Галина Станиславская)
В сентябре 1941 года, когда город был взят в блокадное кольцо, а практически весь автомобильный транспорт был мобилизован на фронт, единственным способом передвижения по городу для 2,5 миллионов жителей Ленинграда стал трамвай. По поручению Военного Совета фронта трамваи осуществляли перевозку воинских подразделений, снарядов, техники, оборудования, вагоны готовились для перевозки раненых, а также приступали к прокладке путей к больницам.

К концу ноября 1941 года перебои в электроснабжении города участились, а 8 декабря весь электрический транспорт встал. «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, — а шагами. Иногда количеством шагов». Сотрудники Трамвайно-троллейбусного управления бросили все силы на восстановление движения. В итоге 15 апреля возобновилось пассажирское движение. Сначала были открыты пять маршрутов, по которым отправились 320 вагонов.
Трамвай стал символом возвращения к прежней жизни.
В 2007 году к 100-летию трамвайного движения в Петербурге на проспекте Стачек был установлен Памятник блокадному трамваю. В четырех километрах от этого места проходила линия фронта, и на этом участке Петергофского шоссе была сооружена противотанковая баррикада из трамвайных вагонов, заполненных камнями.
Возле дота, возле танка,
Где пылал передний край,
Встал на вечную стоянку
Старый питерский трамвай.
Встал заслуженно, по праву
В ряд с героями войны,
Встал на вахту вечной славы
На виду у всей страны.
(Анатолий Молчанов)
Как и трамваи, троллейбусы были полностью зависимы от электроэнергии. «Поэтому троллейбусы остановились 20 ноября 1941 года, как только электрические линии обесточили, и вышли на линии уже только 24 мая 1944 года. Причем их бросили прямо на улицах.
В первый день войны на фронт отправили 128 автобусов, а те, что остались, перевозили раненых, военных, доставляли эвакуированных детей к вокзалам. Как только враг подошел к Ленинграду, движение автобусов в городе прекратилось. В автопарках создали санитарные колонны, а водителей перевели на казарменное положение. К январю 1942 года из 163 автобусов на ходу были только 32.
В помощь осажденному Ленинграду направили Московскую автобусную экспедицию из 40 автобусов с продуктами и медикаментами. 22 января 1942 года из города вывезли первую тысячу человек.
В феврале 1942 года на восточный берег Ладоги ежедневно перевозили около 1,5 тысячи человек. К началу апреля автобусы отправили на Большую землю 214 тысяч ленинградцев.
Там, в глубине, у роковой черты
* стоит на дне автобус бело-синий,
свет искажает параллели линий
на рубеже подводной темноты.
Он шел с детьми и канул в полынью,
чуть слышный всплеск и звуки повторились
– со стоном двери мира затворились…
Скажи мне, Ладога, твою ль я воду пью?
Когда зимой гуляют по планете
заботливо укутанные дети
и мамы гордые с них не спускают глаз,
Пусть не сотрутся в памяти у нас
сугробы белые и на деревьях иней,
и там, на дне, автобус бело-синий.
(Войцеховский Петр)

До войны снабжение города водным транспортом происходило в основном в обход Ладожского озера - посредством судоходных каналов вдоль озера, эти каналы строились еще во времена Петра I. Данные пути снабжения были перерезаны гитлеровцами с захватом Шлиссельбурга в сентябре 1941 года. Тем временем финские войска к середине сентября 1941 года вышли к Свири на значительном её протяжении, перерезав тем самым Кировскую железную дорогу и Волго-Балтийский путь. Дорога Вологда — Череповец — Волхов осталась единственной железной дорогой, по которой шло снабжение блокированного Ленинграда, откуда и брала начало «дорога жизни» через Ладогу.
Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
(Владимир Кухарь)
В осеннюю навигацию в Ленинград доставили: рожь, муку, крупу, пшеницу, сухари, животное масло, мясо, рыбу, мясные и рыбные консервы, сгущенное молоко, спирт, макароны; автобензин, авиабензин, керосин. Всего за первую навигацию в Ленинград водным транспортом было перевезено 60 тыс. т грузов, из них 45 тыс. т продовольствия. В обратном направлении отправлено 10,3 тыс. т грузов, эвакуировано 33 тыс. ленинградцев и перевезено около 20 тыс. военнослужащих. Более 95 % от общего числа грузов было перевезено на несамоходных судах. От действий противника и во время штормов затонуло 5 буксиров и 46 барж.
По причине того, что Волхов замерзает значительно раньше Ладоги, в конце октября было принято решение перевезти грузы из Гостинополья, оказавшегося к тому же недалеко от линии фронта, в Новую Ладогу. Из-за начала ледостава с 10 ноября на перевозках перестали использовать баржи, но отдельные суда продолжали доставлять грузы вплоть до 4 декабря. 22 ноября начала действовать автомобильная ледовая дорога.
Водитель, который меня через Ладогу вез,
Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя.
Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, -
Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос.
Связать не могу я осколки из тех кинолент,
Что в память вместило мое восьмилетнее сердце.
Лишенный тепла, на ветру задубевший брезент,
Трехтонки поношенной настежь раскрытая дверца.
Глухими ударами била в колеса вода,
Гремели разрывы, калеча усталые уши.
Вращая баранку, он правил упорно туда,
Где старая церковь белела на краешке суши.
Он в братской могиле лежит, заметенный пургой,
В других растворив своей жизни недолгой остаток.
Ему говорю я: «Спасибо тебе, дорогой,
За то, что вчера разменял я девятый десяток».
Сдержать не могу я непрошенных старческих слез,
Лишь только заслышу весенние трели капели,
Водитель, который меня через Ладогу вез,
Что долгую жизнь подарил мне в далеком апреле.
(Александр Городницкий)

Доставка грузов проводилось также авиатранспортом. С появления первых ледовых явлений на Ладоге и до начала полноценной работы ледовой трассы авиаснабжение города составляло значительную часть от всего грузопотока.
Вначале основная часть грузов состояла из изделий промышленной и военной продукции, а с ноября основой перевозок в Ленинград стали пищевые продукты. С сентября по декабрь в Ленинград авиатранспортом было доставлено более 5 тыс. т продовольствия и вывезено 50 тыс. человек, из них более 13 тыс. — военнослужащие подразделений.
Для снабжения Ленинграда помимо авиации оставалась возможность доставки грузов водным транспортом — через Ладогу на необорудованное юго-западное побережье, удерживаемое окружёнными войсками. От Ленинграда до побережья Ладоги существовала железная дорога.
Железная дорога на участке от Ладожского озера до Ржевки была однопутной. Основными железнодорожными станциями в блокированном Ленинграде, куда прибывали грузы, были Кушелевка, Ржевка, Навалочная, Бадаевская и Ленинград Финляндский товарная. Для прикрытия трассы был создан Осиновецкий бригадный район ПВО и Свирский бригадный район ПВО. Всего в их составе было 184 зенитных орудия, 75 зенитных пулемётов и 60 прожекторов.
За «котел сталинградский» и «курский гранит»,
за «пружину московскую», «ладожский мост»
говорю я спасибо свое всем, кто спит
под тяжелым огнем обелисковых звезд...
Всем погибшим пускай будет пухом земля,
всем платившим по самой высокой цене.
И я верю, что все они – слышат меня,
ведь сердца наши бьются на общей волне.
(Александр Воронин)

Ну вот и все – и снова с нами осень
и самоистребление листвы,
и ничего душа уже не просит,
как только лишь – у неба синевы.
И у любви – не музыки, не света,
но ровного тепла, и до весны.
А впрочем, для чего прошу и это…
Все будет. Лишь бы не было войны.
(Николай Федоров)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для детей начальных классов. Блокада Ленинграда

Похожие статьи:

Блокада Ленинграда. Беседы для младших школьников

Тексты для смыслового чтения в начальной школе, 1-2 класс | Конспект внеурочного занятия по краеведению для учащихся начальной школы
Опубликовано: 120 дней назад (25 июля 2024)
Просмотров: 418
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!