Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект внеурочного занятия по краеведению для учащихся начальной школы

Внеурочное занятие по краеведению «История Петергофской дороги» для учащихся начальной школы
Работа по краеведению "История Петергофской дороги". Составлена учителем ГБОУ Гимназии № 261
Кировского района Санкт-Петербурга Рабинович Инессой Марковной.
Занятие может быть проведено на уроке по Истории Города, как внеклассное мероприятие, классный час и прочее. Моя коллега ведет интересную краеведческую работу в своем классе. Это помогло мне сделать некое обобщение - конспект занятия по краеведению.

Внеурочное занятие по краеведению «История Петергофской дороги»
Пояснительная записка:
Внеурочное занятие проводится как заочное путешествие и является вводным в серии занятий и экскурсий по краеведению Кировского и Красносельского районов Санкт-Петербурга с выездами к памятникам и объектам на территории бывшей Петергофской дороги, ставшей благодаря Петру I историческим культурным феноменом Северной столицы (Приложение 1).
Цель мероприятия: Раскрыть понятие «Петергофская дорога».
Задачи мероприятия:
1. Познакомить учащихся с историей возникновения, исторической необходимостью и историческими особенностями Петергофской дороги
2. Познакомить учащихся с значимыми историческими событиями, связанными с Петергофской дорогой.
3. Расширить и углубить знания учащихся об архитектуре 18 – 20 веков на примере сохранившихся объектов Петергофской дороги
4. Познакомить учащихся с географическими особенностями данной местности.
Ожидаемые результаты учащихся (для урока, внеурочного занятия, классного часа):
1. Личностные:
– воспитывать уважение к истории родного края;
– сформировать активную жизненную позицию;
– продолжить воспитание чувства патриотизма;
– воспитывать чувство бережного отношения к историческому наследию родного района.
2. Метапредметные:
– развивать интерес к изучению истории родного края;
– развить логическое мышление и речь учащихся;
– продолжить формировать умение слушать.
3. Предметные:
– расширить и углубить знания учащихся об архитектуре 18–20 веков на примере сохранившихся объектов Петергофской дороги;
– совершенствовать навыки устной речи, выразительного чтения и навыки работы с историческими документами;
– формировать целостное представление об истории родного города.
Средства проведения мероприятия: Проектор мультимедиа, демонстрационная доска для показа презентации, фотографий и видео.

Сценарий мероприятия (урока, внеурочного занятия, классного часа)
I. Организационный момент. Приветствие

II. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое нашего города.
1. В 1703 - 1704 годах, после основания Петербурга возникла необходимость защитить крепость и молодой город с моря. Для этого у острова Котлин в Финском заливе строится крепость Кроншлот. Император наблюдает за постройкой крепости и вынужден часто ездить морем, а в бурную и ненастную погоду - половину дороги сушей. Так и появляются первые путевые дворцы - Петров двор (Петергоф), и, чуть позднее - дом в Стрелиной мызе (мызой называли в то время небольшое земельное владение).

Стали приходить в Петербург торговые суда из Европы, стали появляться в иностранных журналах первые описания Петербурга - понадобилось оформить морской въезд в город. И лучшего места, чем береговой уступ не найти. Вот по указу императора в 1710 году раздаются придворным участки земли вдоль дороги - от Екатерингофа до Ораниенбаума. Участки располагались прямо по береговому уступу, что позволяло разместить дворцы на возвышенности. Они должны были быть прекрасно видны с моря и еще за полдня пути предупреждать путешественника о том, что он приближается к одной из прекраснейших столиц мира. Со временем Петергофская дорога становится сорокакилометровой системой приморских императорских резиденций и частных усадеб, цепи дворцов, садов и парков, протянувшейся вдоль южного побережья Финского залива.

2. Петродворец — всемирно известный своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль. Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.

Темпы возведения загородной резиденции Петра Великого поражали: уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа. К открытию были создана планировка Нижнего парка, прорыт Морской канал, построены дворцы Монплезир и Марли, действовала часть фонтанов. Приморская резиденция императора Петра восхищала Европу не меньше, чем новая столица — Петербург.

Петр не случайно выбрал именно эту местность для строительства фонтанов: здесь были обнаружены несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Именно эти источники используются для фонтанов и сейчас. В течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, здесь были устроены небольшие по высоте фонтаны. Иное дело — Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах Нижнего парка Петергофа. Фонтаны Петергофа не используют в своей работе насосы и вообще не тратят электроэнергию благодаря этой особой водоподводящей системе. Уже более 300 лет она служит источником питьевой воды для местного населения.

3. Парк Александрия — это дворцово-парковый ансамбль, расположенный восточнее Нижнего парка Петергофа, а своей северной частью выходящий на берег Финского залива. С 1830 по 1917 годы парк Александрия был резиденцией четырех поколений династии Романовых.

4. Парк Знаменка и дворцовый ансамбль в Петергофе, созданный архитекторами Боссе, Штакеншнейдером, Эрлером для императорской фамилии. До настоящего времени сохранились дворец, выполненный в стиле необарокко, Петропавловская церковь, Конюшенный двор, кухонный корпус, оранжереи.

5. Путевой Дворец Петра I в Стрельне — одна из самых ранних построек петровского времени в пригородах Петербурга, сохранившаяся до наших дней. В этом скромном доме в Стрельне Пётр I останавливался по пути в Кронштадт, Ораниенбаум и Петергоф. Бело-жёлтое деревянное здание — это единственное, что осталось от загородной усадьбы, автор которой неизвестен.

Первоначально государь хотел построить свою парадную фонтанную резиденцию именно в Стрельне на месте нынешнего Константиновского дворца, но позже выбрал Петергоф. В 1711 году Петр I дал указание генерал-губернатору Петербурга А.Д. Меншикову построить в «Стрелиной мызе пару изб для приезду», а «также сделать скотной и птичей двор» и «маленькую сажелку для рыб». Приказ государя был выполнен, и, кроме дворца, появился огород и пасека, сад и пруд, в котором разводили лосось и карпов для царского стола. Здание чудом сохранилось в годы войны. Сейчас там располагается музей.

6. Троице-Сергиева пустынь — святыня династии Романовых. Монастырь был основан во время правления императрицы Анны Иоанновны как филиал Троице-Сергиевой лавры. Сюда пешком ходила паломницей из Зимнего дворца импертрица Елизавета Петровна. Здесь говел перед пасхой в. кн. Константин Константинович. Некрополь герцогов Лейхтенбергских и принцев Ольденбургских.

7. Новознаменка парк и усадьба, менявшие неоднократно владельцев и сохранившиеся с середины 18 века, пример загородной усадьбы елизаветинского барокко.

8. Александрино – одна из сохранившихся усадеб в районе Петергофской дороги в черте Санкт-Петербурга. В начале XVIII в., когда участки вдоль дороги раздавались под застройку, на месте нынешнего парка «Александрино» находилась обширная усадьба младшей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, принадлежавшая ей с 1714 года. Затем усадьба, как и многие другие неоднократно меняла владельцев. Названа по имени последнего дореволюционного владельца – А. Д. Шереметева. После революции дворец дачи «Александрино» стал обыкновенным жилым домом, причём большие комнаты были разделены перегородками на «клетушки», а в зале держали свиней. Во время войны усадьба находилась на переднем крае обороны и пострадала от обстрелов. В 1960-х гг. главное здание было отреставрировано по проекту М.М. Плотникова, но без воссоздания интерьеров и служебных флигелей. Сегодня здесь размещается детская художественная школа.

Как и многие усадьбы Петергофской дороги, дача Сиверса получила свое название благодаря одному из многочисленных своих владельцев. В архитектурном облике здания фантастическим образом слились николаевский классицизм и сталинский ампир, так как во время войны усадьба сильно пострадала, восстанавливалась советскими реставраторами. Сейчас здесь расположен ДК Кировец.

Нарвские Триумфальные ворота – памятник победоносному возвращению русской гвардии из Заграничного похода 1813 – 1814 годов, расположенный на юго-западе Петербурга, в историческом районе Нарвской заставы. Созданы по проекту В.П. Стасова в 1827–1834 годах в качестве долговечной замены первоначальным, деревянным Нарвским воротам, созданным в 1814 году по проекту Дж. Кваренги и располагавшимся несколько севернее. Нарвские ворота В.П. Стасова представляют собой классическую однопролётную триумфальную арку, общей высотой 31 метр, вдохновлённую лучшими образцами древнеримской монументальной архитектуры. Пилоны ворот украшены скульптурными группами, изображающими древнерусских воинов и Гениев Славы, аттик венчает колесница аллегории Победы – крылатой богини с лавровым венком в правой руке и пальмовой ветвью в левой.

III. Транспортное развитие Петергофской дороги.
1. В 1850-е г.г. начался расцвет железнодорожного строительства в Российской империи. Уже 21 июля 1857 года открылось движение по Петергофской железной дороге. Одна за другой возникают железнодорожные станции с красивыми вокзалами Лигово, Сергиево, Петергоф, Ораниембаум. В Санкт-Петербурге пассажиров встречал Балтийский вокзал.

2. Пассажиры трамваев № 36, 52 и 60 регулярно проезжают вблизи кирпичного здания оригинальной архитектуры на проспекте Стачек, 91А. Это одно из самых старых зданий в округе - бывшая Княжевская подстанция Ораниенбаумской электрической железной дороги, постройка 1915 года. ОЭЖД была первым в России проектом пригородных электропоездов. Дорога была построена видными российскими инженерами с помощью бельгийских акционеров. В 1918 году дорога была национализирована и переименована в Ораниенбаумскую электрическую линию (Оранэлу). В 1929 году Оранэла была присоединена к городской трамвайной сети. Дорога частично работала даже во время Великой Отечественной войны. В 2017 году был проведён капитальный ремонт трамвайной линии, пущены современные составы.
Здание бывшей подстанции отреставрировано, ныне в нём расположен музей Оранэлы и клуб "Энергия".

IV. Во время Великой Отечественной Войны дорога становится местом ожесточенных боевых действий. Здесь в сентябре 1941 года замкнулось на 900 дней блокадное кольцо. Ценой неимоверных усилий и тысяч жизней врага удалось остановить в нескольких километрах от города. Петергоф, Стрельна, Урицк (Лигово) оказались в оккупации. Линия фронта проходила в районе Полежаевского парка. Многие усадебные постройки Петергофской дороги были полностью разрушены. После войны лишь незначительная часть их была восстановлена. А в местах боевой славы были установлены памятники и мемориалы, чтобы сохранить память о событиях и людях, совершивших подвиг.

V. Рефлексия. Подведение итогов занятия
Время не стоит на месте. Строятся новые здания, старые разрушаются или бережно сохраняются. У нас есть возможность не просто узнать об истории Петергофской дороги, какие события разворачивались на том или ином месте, но и прийти на это место. Многое, что мы видим каждый день в нашем районе, будь это здание или трамвай, хранит в себе много интересного. Ведь это наша история!

Список литературы:
1. Встречи на Петергофской дороге (материалы краеведческой конференции) – СПб: ЦБС Кировского района, 2016.
2. Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. – С.П-б: «Европейский Дом», 2001.
3. Природное и историко-культурное наследие Красносельского района: материалы историко-краеведческой конференции/ сост.С. В. Костышина. — Санкт-Петербург: Администрация Красно-сельского района: Координационный совет по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Красносельского района Санкт-Петербурга и краеведению, 2018.
Приложение 1.
Тематическое планирование
72 часа /год (по два часа на тему)
1. Вводное занятие. Петергофская дорога.
2. Кронштадт .Ораниенбаум. Экскурсия.
3. Петергоф. Фонтаны. Чудо Петровского водовода. Экскурсия
4. Александрия. Экскурсия.
5. Усадьбы Знаменка, Михайловка. Экскурсия.
6. Путевой дворец в Стрельне. Экскурсия.
7. Орловский парк. Львовский замок. Игра-квест.
8. Константиновский дворец. Экскурсия.
9. Троице-Сергиева Пустынь. Экскурсия.
10. Новознаменка. Дом Миниха.
11. Александрино. Игра – квест.
12. Дача Сиверса. Экскурсия.
13. Храмы Петергофской дороги. Экскурсия.
14. Левендаль – «Львиная долина». Посещение театра Левендаль.
15. История трамвая. Оранэла. Экскурсия..
16. Музей трамваев. Княжевская подстанция. Экскурсия.
17. ВОВ. Линия обороны. Полежаевский парк. Экскурсия.
18. Мемориалы Петергофской дороги. Экскурсия.
19. Мемориалы Петергофской дороги. Экскурсия.
20. Защитники и герои. Улицы памяти. Сообщения учащихся «Улица, на которой я живу».
21. 169 зенитно-артиллерийский полк. Экскурсия в зал боевой славы 169 ЗенАП Гимназии 261
22. Проспект Стачек. Сталинский ампир – архитектурный стиль победы. Экскурсия.
23. Метрополитен. Станции метро Автово, Кировский завод, Нарвская. Экскурсия.
24. Железная дорога и вокзалы Петергофской дороги.
25. Балтийский вокзал, вокзалы Сергиево, Стрельна, Новый Петергоф. Экскурсия.
26. Кировский завод. Путиловский завод. В мирное и военное время.
27. Усадьба Кирьяново. Музей Нарвская застава. Экскурсия.
28. Площадь Стачек. Архитектура разных эпох. Экскурсия.
29. Нарвские Триумфальные ворота. Экскурсия.
30. Екатерингоф – тихий уголок для отдыха. Экскурсия.
31. «Портфолио выходного дня». Сообщения учащихся.
32. «Портфолио выходного дня». Сообщения учащихся.
33. Проекты учащихся. Дом, в котором я живу.
34. Проекты учащихся. Школа, в которой я учусь
35. Проекты учащихся. Экскурсии учащихся
36. Я – петербуржец. Урок обобщение.

Похожие записи:

Декорирование часов своими руками с детьми. Мастер-класс с фото Дидактическая игра по краеведению для 2 класса Кроссворд с ответами для младших школьников. Садовые цветы Внеклассное занятие для учащихся четвертого года обучения с презенртацией по теме: Бытовые отходы

Похожие статьи:

Игровая программа для младших школьников

Внеклассное мероприятие о Блокаде Ленинграда для школьников начальных классов | Тексты для смыслового чтения с заданиями, 2 класс
Опубликовано: 102 дня назад (25 июля 2024)
Просмотров: 499
Рубрика: Краеведение
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!