Экологический проект для детей 3-4 лет на тему: «Зимующие птицы»
Актуальность проекта
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых — воспитывать с младшего возраста интерес к друзьям нашим меньшим — птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Тип проекта: познавательный (ребенок — природа); краткосрочный.
Участники проекта: Воспитатели. Дети 2-ой младшей группы (3-4 года). Родители воспитанников группы.
Постановка проблемы
- Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
- Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Цель: формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Задачи:
- Формировать представление у детей о особенностях зимующих птицах.
- Развивать познавательный интерес, любознательность и творческую активность в разных видах деятельности.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
- Укреплять связь детского сада, детей и родителей.
- Развивать интерес к участию в подвижных играх.
Чтение художественной литературы:
• Познакомить детей с литературными произведениями: С. Маршак «Где обедал воробей», А. М. Львовский «Клевали голуби пшено...», А. Барто «Птичка», А. Яшин «Птичья столовая», Л. Кламбоцкая «Желтогрудые синички...», В. Звягина «На дворе морозище...».
• Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.
Художественно-эстетическое:
• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка).
• Формировать любовь к птицам через слушание классической музыки.
Ожидаемый результат
Дети: Получение первичных представлений о зимующих птицах (воробей, сорока, ворона, синица, голубь);
Сознательное желание помогать и заботиться о птицах зимой. Желание заниматься продуктивной деятельностью.
Родители: Приобщение родителей к совместному творчеству с детьми.
Продукты реализации проекта:
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме проекта.
2. Составление альбома «Зимующие птицы».
3. Создание совместной работы детей «Кормушки».
4. Презентация проекта «Зимующие птицы».
5. Создание коллективной аппликации «Птичья столовая».
Ход реализации проекта
1 этап — подготовительный
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
• Подбор игр и литературного материала по теме проекта.
• Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного листка с приглашением к участию в проекте. Анкетирование родителей.
2 этап — практический
Работа с детьми:
Социально-коммуникативное развитие:
- Дидактические игры «Что за птица?», «Разрезные картинки», « », «Угадай, кого не стало?», «Чудесный мешочек».
Познавательное развитие:
- Исследовательская деятельность «Меню птиц зимой».
Речевое развитие:
- Беседы: «Какие бывают птицы?», «Зимние гости», «Как живут птицы зимой», «Зачем помогать птицам зимой?».
- Чтение произведений: С. Маршак «Где обедал воробей», А. М. Львовский «Клевали голуби пшено...», А. Яшин «Птичья столовая», Л. Кламбоцкая «Желтогрудые синички...», В. Звягина «На дворе морозище...».
- Рассматривание иллюстраций по книге «Зимние птицы».
- Заучивание потешек «Воробьишко-воробьишко», стихотворения А. Барто «Птичка».
Художественно-эстетическое развитие:
- Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
- Прослушивание песен: «Всем нужны друзья» Большой детский хор, «Песенка воробья» В. Казанский, «Андрей – воробей» Т. Саванова, А. Боков.
- Прослушивание потешек: «Сорока-белобока», «Андрей-воробей».
- Просмотр мультфильма по стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей».
- Совместное конструирование из бумаги «Кормушка».
- Рисование «Зёрнышки для птичек».
- Лепка «Большие и маленькие птички на кормушке».
- Совместная работа детей по аппликации «Птичья столовая».
Физическое развитие:
- Подвижные игры «Вороньи гнезда», «Воробьиха и воробушки», «Воробушки и автомобиль», «Собака и воробьи», «Птички летают», «Птички в гнёздышках», «Голуби, воробьи и вороны».
- Дыхательная гимнастика «Лети, голубь».
- Игры-забавы «Маленькая птичка».
- Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей», «Птичья кормушка», «Сорока», «Я зимой кормлю всех птиц», «Сколько птиц в кормушке нашей».
- Физкультминутка «Стая птиц летит на юг», «Вороны».
Работа с родителями:
• Консультация «Как сделать кормушку из подручного материала своими руками».
• Консультация для родителей «Зимующие птицы, поиграйте с детьми».
• Акция добрых дел «Птичья кормушка – зимняя пирушка».
3 этап — итоговый
• Презентация проекта «Зимующие птицы».
Список литературы:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002.
3. Николаева С.Н. Сюжетно – ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников. ГНОМ, 2012.
Рекомендуем посмотреть:
Проект "Птицы зимой" в 1 младшей группе
Краткосрочный проект «Зимующие птицы». Вторая младшая группа
Проект на тему «Зима» для детей младшей группы