Как организовать работу с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, на логопедических занятиях
Уважаемая коллега, я работаю учителем-логопедом с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость. В процессе работы стало очевидным, что тематика, предложенная в СИПР (специальной индивидуальной программе развития) не всегда доступна моим детям.
Вообще методических и дидактических материалов, предназначенных для обучающихся с умеренной умственной отсталостью очень мало. А предложенные в программах и методических пособиях для детей с умеренной умственной отсталостью Людмилы Борисовны Баряевой, в программе для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Людмилы Владимировны Лопатиной, которую адаптировала для своих детей, методические пособия, логопедические тетради для дошкольного возраста Наталии Валентиновны Нищевой, Надежды Сергеевны Жуковой, Олеси Станиславовны Жуковой и других ведущих педагогов, не могут быть использованы в том объёме и в той последовательности, которую предполагает СИПР. К тому же этот материал не всегда доступен детям с умеренной умственной отсталостью ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития).
Дети с умеренной умственной отсталостью на столько разные, что приходится каждому ребёнку подбирать игрушки, игры, упражнения, которые бы были доступными в понимании, нужными для дальнейшего обучения, и воспитания хотя бы минимальной самостоятельности.
Мои обучающиеся очень разные по уровню сформированности речи, от полного отсутствия речи, до достаточно сформированной, понятной окружающим речи, но в тоже время эта речь часто не соответствует ситуации общения, аграмматична (слова в начальной форме), сумбурна, эхолалична.
В связи со всем вышеизложенным появилась необходимость облегчить себе труд и как – то систематизировать работу с детьми хоть на каком-нибудь этапе.
Мною была сформирована рабочая тетрадь по следующим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Бытовые приборы», «Школьные принадлежности», «Продукты питания», «Зима», «Весенние цветы», «Насекомые», «Транспорт», «Птицы», «Домашние птицы», «Времена года». Темы никак не привязаны к году обучения ребёнка, они привязаны к СИПР каждого ребёнка.
С тетрадью работаем на этапе, когда у детей есть понимание графических изображений предметов бытового окружения, продолжается формирование элементарных графических навыков, после отработанного в играх и упражнениях понимания слов – предметов, слов – действий и слов признаков (цвет, размер) и возможного произношения слогов (как этапа лепетной речи) и слов и псевдослов.
Моя цель: формирование понятийного словаря любыми доступными способами альтернативной коммуникации т.е. – жестом, звуком, словом.
Коммуникация с помощью карточек – это другая методика и другие пособия, о них сейчас не говорим. Немного дифференцирую задания по сложности на две группы, поэтому к каждой теме по 2 блока упражнений.
Задания направлены на закрепление цветов, размера (большой – маленький), понятия много – мало, соотнесение предмета с его тенью, задания по типу корректурной пробы (зачеркни все яблоки), «найди такой же», «обведи (зачеркни) все круглые» (например – зачеркни все круглые овощи), задания на счёт от 1 до 5, соотнесение числа с количеством предметов, обведи (покажи), например: только посуду, мебель и т.д.
Задания на формирование графомоторных навыков сопровождаются жестовой гимнастикой, пальчиковой гимнастикой, играми с массажными мячиками и шариками Су – Джок.
Для примера представлю тему «Игрушки».
Не факт, что представленные задания к одной теме, ребёнок выполнит за одно занятие, бывает, что выполним половину, бывает, что ребёнок вообще не захочет заниматься в тетради, а вернётся на уровень игрушек, муляжей, цветных карточек – картинок, чёрно – белых картинок, возможно просто будем играть, например: если тема «Продукты питания», то будем раскладывать овощи и фрукты в холодильник, а возможно будем сортировать одежду для стирки по цвету, если тема «Одежда», расставить игрушки на полочки, если тема «Игрушки». Всё зависит от ребёнка, его состояния и настроения, и в конце занятия возможно он захочет позаниматься в тетради – раскрасить, обвести, если может держать карандаш, возможно захочет порисовать, а не может и тогда берёт мою руку и тянет к карандашу, значит будем выполнять задание «рука в руке» и наблюдать за карандашом. Как видите, в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью ТМНР очень много «если». Поэтому занятия строятся от ребёнка, требуют очень много подготовки, требуют много наглядности, и конечно терпения и такта самого педагога.
Библиография
1. «Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР» - ФРЦ по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
2. Программа образования учащихся с умеренной и тяже¬лой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яков¬левой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.
3. Волкова Л.С., Лалаева Р.И. Логопедия. - М.: Просвещение, 2006
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов М.Владос 2004
5. Л. Б. Баряева, Л.В. Лопатина Альтернативная коммуникация детей с ОВЗ: диагностика и обучение для целей социального взаимодействия Profbar.ru
6. Л. Б. Баряева, Л.В. Лопатина Технология альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ограниченными возможностями здоровья
7. Баряева Л.Б. Лейзерова Д.Л. Логопедическая диагностика и методические рекомендации по обучению Вербальной и невербальной речи детей с ОВЗ: М. Дом «Литера» 2019.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе
Формирование всех компонентов устной речи ребенка
Ранняя диагностика речевого развития детей
Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе