Дидактическое панно-аппликация "Путешествие слова" в логопедической работе
Описание работы: предлагаю описание учебно-методической разработки по дидактическому пособию «Путешествие слова». Данный материал направлен на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Цель: активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.
Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.
В процессе игровых занятий, следует тренировать детей в умении объяснять друг другу или педагогу ход работы, последовательность выполнения действий, замысел и правила игры, обосновывать распределение обязанностей. В активный словарь детей входит в основном общеупотребительная лексика, но важно также, чтобы словарь детей обогащался образными выражениями. В итоге словарной работы дети не только понимали смысл слова, но и научились употреблять его в речи. Предстояло на занятиях закрепить, автоматизировать этот навык в ходе упражнений и дидактических игр.
Рассмотрим дидактическую игру «Путешествие слова».
Путешествуя со словом, дети на грибной полянке упражняются в образовании формы множественного числа имён существительных; подбирают слова-предметы, слова-признаки, слова -действия к схемам; в тени родословного дерева образуют однокоренные слова, а в болоте у лягушки упражняются в подборе «слов - наоборот» (антонимов), вместе с зайчатами познают «похожие слова» (синонимы); с ёжиком делятся переживаниями, чувствами, которые возникают ассоциативно со словом-проводником. Для создания сюжетного панно, использовали цветную плёнку для аппликации.
Например, путешествуя со словом сад, на грибной полянке образуется форма множественного числа: сады. В тени родословного дерева образуются однокоренные слова. Слова похожие по звучанию и значению, называются родственные. Можно провести с детьми разминку
«Страна родственных слов»:
Где растут фруктовые деревья? (В саду).
Кто ухаживает за ними? (Садовник).
Кто разводит сады? (Садовод).
Назовите одним словом инструменты садовника и садовода. (Садовые).
Как называется маленькое деревце, которое сажает садовод? (Саженец).
Как называется дом, где мы сейчас находимся? ( Детский сад).
В болоте у лягушки дети упражняются в подборе «слов – наоборот» (антонимов). Например: большой сад (садище), - маленький садик (садочек). Вместе с зайчатами познают «похожие слова» (синонимы). Сад, саженец, рассада, посадка, садоводство, сажать, посадить. С ёжиком дети делятся переживаниями, чувствами, которые возникают ассоциативно при составлении рассказа.
Например: Однажды весной я с мамой и папой поехали в сад. Ходили по садовым дорожкам, наблюдали за работой садовников. Мы все вместе, сажали в землю зелёную рассаду, пересаживали молодые саженцы. Хорошо и красиво в саду.
Наблюдения за детьми в процессе занятий показали, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы по обогащению и развитию словаря, а также без «тренировочных» упражнений в употреблении разных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречались ошибки. Таким образом, данный наглядный материал, облегчает овладению навыками составления связных развёрнутых высказываний.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедический конструктор
Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениям
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звук К»
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»