Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование всех компонентов устной речи ребенка

Доклад  выступления учителя-логопеда МБДОУ № 89 «Крепыш»
Столярской Светланы Валерьевны
Данный доклад, собранный по материалам различных источников, в том числе и популярных интернет-ресурсов, зачитывался на общем родительском собрании.
Доклад сопровождал мультимедийную презентацию
Тема: Формирование компонентов устной речи в игре
Цель: информирование родителей (законных представителей) о компонентах устной речи, возможности их формирования в игровой форме
Здравствуйте, уважаемые родители!  Сегодня мы хотели бы вам рассказать о том, из каких компонентов складывается устная речь детей и о возможностях ее формирования в игровой форме.
В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:
Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Формирование лексического строя речи (словаря)
Развитие связной речи
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование

Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.

   Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. 
   Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам.
Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.  В своей речи он  активно использует антонимы (грустный - весёлый, высоко - низко), синонимы (например, пес, собака, псина), слова – действия, слова – признаки.
Под задачами речевого развития понимают Воспитание звуковой культуры речи, куда входит
Развитие фонематического слуха  и восприятия (узнавание неречевых звуков, речевых звуков)
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Коррекция звукопроизношения (отсутствие, пропуски, замены, искаженное произношение звуков)
Развитие плавного речевого выдоха
Формирование лексико-грамматического строя речи, куда входит
Активизация употребления в речи слов, обозначающих качества и действия предметов
Обучение пониманию и правильному использованию в речи предлогов и наречий
Обучение словоизменению и словообразованию
Развитие связной речи, куда входит
Развитие диалогической речи
Развитие монологической речи
Кроме того, существуют выразительные средства речи, такие, как темп и ритм речи, высота и сила голоса и интонационная выразительность

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – это процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее доступным видом развития связного высказывания является диалог.
      Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их качествах и назначении.
В логопедической практике используют следующие виды связной речи:
Рассказ-описание предмета;
способствует развитию умственных операций анализа и синтеза, наблюдательности, мышления и воображения. Монолог-описание развивает у детей умение наблюдать в наблюдаемых предметах части и признаки (главные и второстепенные), адекватно обозначать их словами. Вопросы: что ты знае6шь о предмете? Что предмет расскажет о себе?
Загадки-описания предметов;
Образец загадок-описаний дает взрослый используя вопросы от имени предметов или объектов: Угадай, кто я такой? Угадай моё название?

Сравнительный рассказ-характеристика;

в нем описываются два предмета с контрастными признаками. Предметы противопоставляются по величине, цвету, форме, деталям, материалу и т.д. После выделения различий определяются общие признаки.

Рассказ по серии картинок;
развивает у детей наблюдательность, способствует уточнению имеющихся представлений и обогащению их новыми сведениями.
Работа над серией последовательных картинок включает приемы:
Определение последовательности событий;
Ответы на вопросы по каждой картинке;
Образец рассказа или сказки данный взрослым;
Рассказы детей с опорой на картинки;
Рассказ без зрительного подкрепления;
Инсценировка сюжета;
Пантомима (обыгрывание действий персонажа без слов).
Рассказ по сюжетной картинке;
содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.

Рассказ из личного опыта;
содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.

Сочинение сказок и рассказов;
Перед рассказом актуализируется словарь: даются упражнения на усвоение грамматических категорий языка, на составление словосочетаний по теме рассказа; уточняется значение отдельных слов.
Чтение стихов наизусть
Для успешного формирования устной речи детей необходимо создать благоприятные условия:
вызвать интерес у детей и избегать быстрого утомления. Игра, рисование. Художественное слово и другие средства побуждают познавательную активность ребенка.
Игры и игровые упражнения разнообразны по целям и содержанию и направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка.
Взрослый, находящийся рядом с ребенком, предлагает игру, способствующую освоению языка, знаний об окружающем мире.
Вашему вниманию, предложены игры для формирование лексико-грамматического строя речи.
“Найди по цвету”
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: 
Красное - яблоко, кресло, платье. 
Желтая - репа, краска, сумка.
 “Назови ласково”
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Покажите ребенку  предмет, затем объясните, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и попросите ребенка, назвать его ласково или назвать такой же маленький предмет.
Например, яблоко-яблочко, мяч-мячик, дом-домик

В заключении хотелось бы рекомендовать вам, родители, уделять время подобным и другим речевым играм. В них можно играть не только дома, но и в дороге, на пикнике, стоя в очереди в магазине.

Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Конспект итогового занятия по развитию речи Материал для речевого развития дошкольников

Похожие статьи:

Открытое занятие с детьми 3-5 лет по теме: Знакомство с буквой А

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Что такое диагноз ЗРР?

Истоки дарования детей на кончиках пальцев

Педагогический проект в старшей группе на тему «Мы - за здоровый образ жизни» | День рождения ребенка. Сценарии
Опубликовано: 3938 дней назад (12 марта 2014)
Просмотров: 15739
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!