Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Зимние забавы»
Автор: Кириченко Вера Петровна, воспитатель в группе детей с ограниченными физическими возможностями Актюбинский областной реабилитационный (специальный) центр
Задачи:
Познавательные:
- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;
- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;
Развивающие:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
- совершенствовать навыки словоизменения;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;
- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель читает стихотворение:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках прокатила .
Короткая беседа по вопросам :
Ребята о чём эта загадка ? (о зиме)
-Кто из вас любит зиму?
За что? Чем можно зимой заниматься? (лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки).
- Молодцы ребята! Умеете проводить время. А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети? (да).
(педагог демонстрирует картину «Зимние забавы»).
Основная часть:
- Рассмотрим картину, что вы на ней видите, расскажите…(дети катаются на санках с горки, девочка катается на коньках по льду, несколько детей лепят снеговика).
- Каким был снег в тот день, когда гуляли дети? (белым, чистым, липким).
- Почему думаете, что снег липкий? (потому, что лепят снеговика).
- Какие лица у детей? (веселые, радостные, улыбчивые).
- Дети замерзли гулять? (нет, у всех щеки красные, дети много двигаются, одеты в теплую, зимнюю одежду).
- Какое настроение у детей? (хорошее, веселое, приятное, радостное) - Как они смеются? (Ха-ха-ха). Давайте громко (тихо). Сначала девочки потом мальчики.
- Кто хочет рассказать по картине про детей? (Рассказы детей по схеме – время года, какая была погода, кто вышел на прогулку, какие развлечения придумали, какое настроение было у детей). 2-3 рассказа . 2.Пальчиковая гимнастика « Зимние забавы» .
Раз, два ,три, четыре,пять(загибаем по одному пальчику)
Мы во двор пошли гулять . ( пальчики шагают)
Бабу снежную лепили (лепим снежок двумя руками)
Птичек крошками кормили .(крошащие движения пальцами)
С горки мы потом катались(два пальчика катятся по столу)
А ещё в снегу валялись. (две ладошки кладут на стол, то с одной стороны, то с другой).
Игра «Доскажи словечко!»
(воспитатель произносит незаконченное предложение и предлагает ребёнку подобрать нужное слово)
Лепить из снега…(снеговика)
Кататься с горки на …(санках)
На катке катаются на(коньках)
Съехать на санках с…(горки)
По лыжне кататься на…(лыжах)
Зимой строить крепость из…(снега)
Мороз рисует узор на …(окне)
Положить птицам зёрна в…(кормушку)
Воспитатель предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная)
Мороз – (морозная)
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная)
Подбор антонимов:
Зимой ночь длинная, а день (короткий)
Снег белый ,а асфальт( чёрный)
Зимой ветер холодный ,а летом( тёплый)
4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
Игра «Что наделала зима?»
Воспитатель: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала? Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила)
5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игра «Назови ласково».
Воспитатель: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?
Зима-(зимушка).
Мороз – (морозец). Лёд – (ледок) Холод – (холодок). Снежинка – (снежиночка). Снег-(снежок) Санки-(саночки) Гора-(горочка) Метель-(метелица)
6. Дыхательные упражнения: «Снежинки».
Воспитатель: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)
Воспитатель: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Схватил за щёки ,кончик носа
РРРразрисовал окно без спросу,
Но кто же это? Вот вопрос!
Всё это делает …(мороз).
Ночью снег всё шёл и шёл
И к утру её намёл.
Санки брать во двор пора,
Ждёт нас снежная …(гора)
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нём.
Нос приделали, и вмиг,
Получился…(снеговик).
Мчусь стремительно вперёд,
Под ногами скользкий лёд.
Но шаги мои легки,
Ведь несут меня…(коньки)
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их …(лыжи)
Из-под полозьев снег летит,
И ветерок в ушах свистит.
С крутой горы несёмся вниз,
Ты на пути не становись-
Препятствий не боятся «танки»!
Хорошая забава …(санки).
Дети отгадывают загадки ,воспитатель вывешивает предметные картинки на магнитной доске).
9.Физкультминутка
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
10. Образование родственных слов.
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
-Давайте поиграем со словом «снег».
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»
Воспитатель: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
13. Работа с деформированным предложением.
Воспитатель: Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать.
«Снежная, мне, зима, нравится».
«Нас, у, дворе, во, горка ».
«Дети, горки, катаются, с».
«Забава, зимняя, любят, дети, все».
15.Заключительная часть.
(Дети встают).
Воспитатель: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?
-Ребята, вы хорошо поработали на занятии, а сейчас предлагаю стать художниками.
Заранее на столах приготовлен лист белой бумаги ,на котором изображён круг. Воспитатель предлагает детям подумать и нарисовать зимнею забаву (снеговик, снежки).
Рекомендуем посмотреть:
Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе
Формирование всех компонентов устной речи ребенка
Материал для речевого развития дошкольников
Похожие статьи:
Открытое занятие с детьми 3-5 лет по теме: Знакомство с буквой А
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет
Что такое диагноз ЗРР?
Истоки дарования детей на кончиках пальцев