Арт-терапевтические техники в начальной школе. Из опыта работы учителя начальных классов
Для проведения уроков изобразительного искусства в начальных классах с терапевтическим эффектом можно использовать арт-терапевтические техники.
Арт-терапия на уроках изобразительного искусства — это метод психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Цель арт-терапии не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, дать выход творческой энергии.
Некоторые типы заданий, которые можно использовать в арт-терапии на уроках изобразительного искусства:
• Предметно-тематический тип. Основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Моё любимое занятие», «Кем я стану» и др..
• Образно-символический тип. В основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств — «Радость», «Гнев», «Удивление».
• Упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции. Задания, основанные на принципе проекции, — «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление — «Рисование по точкам».
• Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, мелками и т.д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей — «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом.
• Задания на совместную деятельность — могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.
В результате работы в арт-терапевтическом направлении на уроках изобразительного искусства педагог получает положительный эмоциональный настрой группы, способствует развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.
Цель: развитие эмоционально-творческого восприятия мира путём изображения с натуры и по представлению.
Задачи:
• формировать нравственно-эстетическую отзывчивость к красоте окружающего мира;
• активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений;
• способствовать гармонизации эмоционального состояния в адаптационный период привыкания к школе;
• учить детей преобразовывать поступающую информацию путём творческой свободы;
• чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму;
• закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая всё через изображение.
Оборудование: зрительный ряд: осенние листья разного цвета и формы, расположенные на школьной доске и стенах класса; венок из осенних листьев на школьной доске; картины с пейзажами в рамах; рисунки с рамками; презентация.
Материалы и инструменты: аромолампа; листы бумаги формата А3; карандаш; кисти; гуашь.
Этапы урока:
1. Психологический. Учитель предлагает детям вспомнить тот день, когда они получили самый приятный подарок в жизни. Можно дополнительно использовать запах аромолампы с апельсиновым маслом. (2–3 минуты)
2. Практический. Учитель просит детей нарисовать тот подарок, который им вспомнился. Расположить его так, чтобы он оказался посередине листа. Потом дети рисуют рамочку, для неё нужно, чтобы на листе осталось место. (7–10 минут)
3. Обсуждение. Учитель предлагает детям рассказать, что это, когда они это получили, и какое у них было тогда настроение.
4. Итог урока. Учитель предлагает эти работы разместить на выставке рисунков в классе, чтобы все могли увидеть их, а дети могли бы подробнее рассказать о своих подарках друзьям. Работы размещаются в классе на несколько дней.
Также для терапевтического эффекта на уроках изобразительного искусства можно использовать
упражнение «Солёные рисунки и зубная краска», которое помогает развивать воображение, мелкую моторику рук и снимать эмоциональное напряжение. Для него понадобятся краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. Группа делится по парам, каждой паре раздаётся по листу бумаги, коробке красок, карандашей. По инструкции двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне, что именно будут рисовать и т.д..
«
Солёные рисунки и зубная краска» — упражнение по арт-терапии, которое помогает развивать воображение, мелкую моторику рук и снимать эмоциональное напряжение.
Для выполнения нужно нарисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью. Получатся снежные картины, которые будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей или розовой цветной бумаге. Подсохшие работы можно раскрасить гуашью или акварелью.
Ещё один способ — создавать зимние пейзажи, рисуя зубной пастой. Нужно наметить карандашом лёгкие контуры деревьев, домов, сугробов. Затем, медленно выдавливая зубную пасту, пройти ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками.
Ещё один вариант урока изобразительного искусства в 1 классе с использованием арт-терапии —
урок по теме «Разноцветные жуки».
Цель урока — формировать умения рисовать объекты природы и их украшения.
Задачи: познакомить со способом рисования насекомых на плоскости, продолжить знакомство с разнообразием украшений в природе; содействовать воспитанию любви к природе, аккуратности; развивать наблюдательность и творческое воображение при рассматривании природных форм, речь, логическое мышление через приёмы анализа, обобщения; формировать умения работы в коллективе, создавать общее панно.
Арт-терапия по теме «Разноцветные жуки» может включать в себя урок изобразительного искусства в 1 классе.
Его цель — сформировать умения рисовать объекты природы и их украшения.
Задачи:
• познакомить со способом рисования насекомых на плоскости;
• воспитать любовь к природе и аккуратность;
• развить наблюдательность, творческое воображение, речь и логическое мышление;
• сформировать умения работать в коллективе и создавать общее панно.
Для урока понадобятся: программное обеспечение (Power Point, медиа-проектор), коллекция жуков, цветная бумага, клей, ножницы, тряпочки, шаблоны жуков. Также можно использовать демонстрационный материал: презентацию, общий фон для коллективного панно «В стране луговой феи». В качестве музыкального ряда — аудиозапись «Времена года. Весна» и песню «Добрый жук».
Ещё один вариант
арт-терапии на тему «Насекомые».
Его
цель — совершенствовать словарь детей с помощью методов арт-терапии.
Задачи: закрепить словарь по теме, развить воображение, артикуляционные движения, дыхание, зрительную ориентировку в пространстве, общую и мелкую моторику. Для занятия понадобятся мультимедийное оборудование, фонограммы, мяч, индивидуальные зеркала, модули, бумажные бабочки, плакат с изображением полянки, альбомные листы и цветные карандаши.
Арт-терапия на уроках изобразительного искусства как способ релаксации предполагает
использование различных техник и упражнений, направленных на снятие внутреннего напряжения и восстановление эмоционально-энергетического тонуса учащихся.
Некоторые из таких техник и упражнений:
• Рисование мандал. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, что помогает снять внутреннее напряжение.
• Пальчиковая живопись. Тактильное восприятие красок поднимает настроение. Для упражнения нужно с помощью пальчиков, ладошек или носа выполнить рисунок красками на листе бумаги.
• Кляксография. Это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.
• Спиральки. Делается контурный набросок предметов, затем по нему спиралеобразными линиями рисуют (фломастером или ручкой).
• Рисование по мятой бумаге. Лист бумаги предварительно сминается, затем покрывается красками.
После окончания процесса рисования происходит обсуждение, во время которого обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли и чувства, которые возникли у участников в процессе работы.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимодействие ученического коллектива младших школьников с сельской библиотекой
Представление педагогического опыта учителя начальных классов
Выявление увлечений у младших школьников
Технические средства обучения. Классификация и роль в образовательном процессе