Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста. Культура и быт коренного малочисленного народа Амура - нанайцев

Проект "Ачанбори" ("Встреча друзей") (культура и быт коренного малочисленного народа Амура – нанайцев)
для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Бородина Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21», г. Амурска, Хабаровского края.
Описание материала: проект «Ачанбори» предназначен для реализации национально – регионального компонента с детьми дошкольного возраста. Реализация проекта позволит осуществить формирование представлений детей о культуре, быте, национальных традициях коренного малочисленного народа Амура – нанайцев, формирование толерантного отношения к другим. У детей воспитывается чувство патриотизма и гражданственности, развиваются нравственные качества личности ребенка: доброта, отзывчивость, способность сопереживать.
Проект "Ачанбори" ("Встреча друзей") (культура и быт коренного малочисленного народа Амура – нанайцев)
для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: С введением в дошкольное образование ФГОС среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
В условиях поликультурного региона, каким является Хабаровский край, в частности наш Амурский район, образование должно строиться как этнокультурно детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов.
Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна осуществляться в дошкольном образовательном учреждении- первой ступени развития толерантной и эстетически развитой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов.
Проблема: Необходимо с раннего возраста воспитывать у детей положительное отношение к тому месту, где они родились и живут; желание узнавать больше об особенностях и истории края, его природе, о народе живущем рядом.
Новизна заключается в том, что реализация национально – регионального компонента осуществляется через эффективное сочетание традиционных форм, методов и приемов с нетрадиционными (создание лэпбука, многофункциональной ширмы, игровых полей, интерактивных игр, проведение квест – игр, фестивалей, использование перфокарт, применение музейной педагогики).
Цель: формирование и воспитание у детей понимания и принятия культуры людей другой национальности живущих рядом, а так же их признания как равных себе.

Задачи:
1.Познакомить детей с культурой и бытом коренного малочисленного народа Амура - нанайцами.
2.Развивать способность видеть другого человека как носителя других культурных ценностей, умение понять и принять его мир.
3.Воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности.

Формы реализации проекта:
•Совместная деятельность.
•Беседы.
•Игровая деятельность.
•Продуктивная деятельность детей.
•Чтение художественной литературы.
•Практикум.
•Квест – игра.

Подготовка к внедрению проекта.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную литературу для чтения детям.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
4. Составить перспективный план.

Ресурсы:
• Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста и их близкие, сотрудники городского краеведческого музея, центра «Туризм», городской библиотеки.

• Набор материалов, оборудование (краски, карандаши, иллюстрации, природный материал, видеоматериалы, костюмы, изделия декоративно-прикладного искусства, национальные музыкальные инструменты, аудиозаписи, оборудование для национальных и дидактических игр и др.). Подбор художественной литературы.

Продукт проекта:
• оформление выставок детского творчества: аппликаций (орнамент на одежде), рисунков к народным нанайским сказкам;
• изготовление лэпбука «Широкая дорога нани»;
• игры «Токтовори», «Алчуа», «Алча», «Перетягивание палки».

Ожидаемые результаты:
• расширение знаний детей о культуре и быте коренных малочисленных народов Амура - нанайцев;
• воспитание у детей уважения и интереса к людям другой национальности, их культуре и традициям;
• проявление у детей навыков культуры межнационального общения;
• понимание родителями необходимости воспитывать в детях толерантное отношение к людям, уважать их национальное достоинство.

Интеграция образовательных областей:
I.Познавательное развитие:
экскурсии в центральный городской музей г. Амурска, народные нанайские игры по станциям (центр «Туризм»), квест – игра «Природа Амурской земли» (городская библиотека), НОД по познавательному развитию о культуре, быте, обычаях, обрядах, праздниках нанайцев.

II. Речевое развитие:
составление описательных рассказов по картинкам, из личного опыта (актуализация знаний после экскурсий), подбор эпитетов к существительным, проведение бесед, рассказов, разучивание нанайских потешек.

III. Художественно-творческая деятельность:
•музыкальная (прослушивание песен, сказок);
•театральная (драматизация небольщих сказок, мифов)
•изодеятельность (рисование, аппликация, повторение декоративного элементов орнамента)
•ознакомление с художественной литературой (сказки и стихи)

IV. Физическое развитие:
• разучивание нанайских народных игр, забав и упражнений

V. Социально – коммуникативное развитие:
•проведение сюжетно – ролевых игр, проблемных ситуаций с целью воспитания уважительного отношения к людям другой национальности.

Художественно – эстетическое развитие
Чтение нанайских сказок:
•«Пудин и лягушка»
•«Скрипучая старушка»
•«Мэрген и его друзья»
•«Железная птица»
•«Айога»
•«Кукушка»
•«Амурские сказки»
•«Поехали!» (стихи и сказка)
•«Самый сильный»
•«Близнецы»
•«Таежные сказки» и др.
-Самостоятельное иллюстрирование нанайских сказок.
-Изодеятельность «Орнамент на одежде. Выполнение эскиза».
-Аппликации «Орнамент на женском халате», «Орнамент на головном уборе» и др.
-Прослушивание аудиозаписей с исполнением народных и современных обработок нанайских песен, сказок.
-Беседа и знакомство с нанайскими музыкальными инструментами. «Шумовой оркестр» из народных инструментов.
-Театрализация «Амурских сказок» Д.Нагишкина (по выбору)

Физическое развитие
Нанайские народные игры:
-«Прыжки по кочкам» (стойбища Бичи)
-«Бой петухов» (село Ачан)
-«Перетягивание палки» (село Средняя Тамбовка)
-«Брось мяч» (село Ачан)
-«Сова и евражки»
-«Нарты - сани»
-«Рыбаки и рыбки»
-«Хейро» («Солнце»)
Игры с косточками
Цель: развитие ловкости рук, кисти и пальцев, быстроты и мгновенного решения задач в сложной ситуации, зоркости
глаза.
-«Алчуа» (село Ачан)
-«Алчоа» (село Вознесенское)
-«Алча» (село Бичи)

Речевое развитие
-Беседа «Нанайская народная мудрость»
-Разучивание народных нанайских загадок, пословиц, поговорок, народной мудрости.
-Перескажи сказку от имени персонажа нанайской сказки.
-Прослушивание разговорной нанайской речи (живая речь или запись). Разучивание скороговорок.

Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно - ролевые игры:
-«Ловим рыбу», «Ходим на охоту», «Строим жилище»
-Моделирование проблемных ситуаций «Чтобы ты сделал, если бы дети стали дразнить ребенка за то, что он другой национальности?

Познавательное развитие
-Беседа о коренном малочисленном народе Амура - нанайцах «Я родился на Амуре»
-Д.Нагишкина. Рассматривание иллюстраций, знакомство с обитателями Амура, бытом и костюмом людей.
-Беседа «Тайна орнамента» (особенности раскраски и содержания нанайского орнамента)
-Настольные и дидактические игры «Собери рыбку и назови ее», «Составь узор»
-Беседа «Промыслы нанайского народа»
-Беседа с рассматриванием иллюстраций: «Ритуалы и обряды»
-Беседа «Обряды воспитания детей и ритуалы-обереги».

Сотрудничество с партнерами
-Экскурсия в городской краеведческий музей. Знакомство с бытом (жилище, охота, рыбалка и др.)
-Центр «Туризм». Прохождение по станциям игр народов Приамурья «Хпигоари, андана!» («Поиграем, друзья!»)
-Квест – игра «Природа Амурской земли» (городская библиотека)

Работа с родителями
Совместное посещение Амурского краеведческого музея
Консультация для родителей:
•«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»
•«Художественная литература как одно из средств формирования уважительного отношения к людям других национальностей»
•Практикум «Украсим коническую берестяную шляпу орнаментом»

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе Реализация регионального компонента в педагогическом проекте Конспект занятия по по нравственно – патриотическому воспитанию детей во 2 младшей группе
Объёмная открытка к 8 марта своими руками «Корзина с крокусами». Мастер-класс с пошаговыми фото | Конспект НОД по познавательному развитию во 2 младшей группе
Опубликовано: 2491 день назад (8 января 2018)
Просмотров: 4574
+3
Голосов: 3
Галина Николаевна Шестакова # 8 января 2018 в 05:16 +1
Примите первый голос!Проект получился подробный, тема культура и быт коренного малочисленного народа Амура – нанайцев очень актуальна. Детям будет интересно узнать культуре и быте коренного малочисленного народа Амура - нанайцами.
Юлия Николаевна Каргаева # 8 января 2018 в 11:38 +1
Очень нужная работа проведена!
Анастасия Игоревна Земскова # 8 января 2018 в 16:45 +1
Спасибо, очень актуально! Ребятам будет интересно.