Реализация регионального компонента в педагогическом проекте "Наследие Поморья"
Автор: Южанина Татьяна Александровна, учитель ИЗО МБОУ СШ № 36 г. Архангельск
Анонс: Представленный материал является наглядным примером внедрения регионального компонента в образовательную программу учебных заведений г. Архангельска. Педагогический проект "Наследие Поморья" предлагает детям дошкольного и младшего школьного возраста познакомиться с традиционным Северным ремеслом своего города - изготовлением и росписью козуль.
Цель проекта: Познакомить детей с одним из видов народного ремесла Поморской Земли - традиционной северной козулей, актуализируя внимание на сохранении народных традиций и передачи опыта от поколения к поколению.
Педагогический проект «Наследие Поморья» предложен для реализации в ДОУ, СОШ и учреждениях дополнительного образования г. Архангельск, содержание которого может варьироваться и дополняться педагогами в соответствии с возрастной аудиторией.
Цель проекта: Познакомить детей с одним из видов народного ремесла Поморской Земли - традиционной северной козулей, актуализируя внимание на сохранении народных традиций и передачи опыта от поколения к поколению.
Задачи:
1. Сформировать методы, формы и приемы организации и проведения образовательной деятельности по теме «Наследие Поморья.Северные козули».
2. Способствовать раскрытию творческого потенциала детей в опробовании различных техник и материалов на практике.
3. Привлекать родителей к совместному с детьми творческому процессу.
4. Способствовать формированию интереса к традициям и культурно-историческому наследию Поморья.
5. Проанализировать деятельность проекта.
Продолжительность проекта:1 месяц.
Историческая справка:
Козульное дело возникло в Архангельске в начале 19 века, и дошло до наших дней. Традиционно козули пекли и пекут сейчас на рождество и новый год. Считалось, что козуля приносит удачу. Искусствоведы называют северные козули символом Поморья.
Козули или как называли их издавне Козюли — выпекали в форме козочек, оленей, коров, баранов. Поморские жители верили, что если они напекут большое стадо животных из теста, - то приумножится количество скота в их дворах, будет больше дичи в лесах. Хлебная фигурка служила также и талисманом (оберегом) от злых сил. Наиболее часто встречающимся было изображение козы – по-видимому, отсюда и пошло название такого печенья – козули. Козули, изготовленные детьми, использовались как игрушки.
В настоящее время обрядовое печение (поморский пряник), потеряв свой религиозный смысл, предстает нам в роли подарка, лакомства к праздникам в форме любых фигурок. Рецепты теста довольно разнообразны, причём многие мастера имеют свои рецепты приготовления теста, которые хранятся в семьях десятилетиями и передаются от поколения к поколению.
Реализация проекта в дошкольном образовательном учреждении.
Региональный компонент образовательной программы дает возможность уже в детском саду (подготовительной к школе группе) знакомить детей с народными традициями своего края.
Историю возникновения и развития козульного дела можно включить в Область «Познание». Формирование целостной картины мира. Технологию изготовления и росписи козуль можно опробовать в Области «Художественное творчество». Лепка, Аппликация, Рисование. Применение теоретических знаний на практике можно реализовать в дошкольном учреждении через Дополнительные образовательные услуги в рамках творческого кружка, а также досуговые и развлекательные мероприятия, в т.ч. с родителями.
Реализация проекта в начальном звене образовательных учреждений.
В общеобразовательных учреждениях проект «Северная козуля» реализуется в рамках регионального содержания учебной программы, что позволяет знакомить детей младшего школьного возраста с народными традициями своего края.
С историей возникновения и развития козульного дела школьники знакомятся на уроках курса «Окружающий мир» и классных часах. Процесс изготовления и украшения козуль можно опробовать на уроках «Технология» и «Изобразительное Искусство». Применение теоретических знаний на практике можно реализовать через курсы внеурочной деятельности, а также досуговые и развлекательные мероприятия, привлекая родителей к совместной с детьми творческой деятельности.
Реализация проекта в коммерческих организациях.
Знакомить детей с народными традициями своего края можно и через занятия вне стен образовательного учреждения, например в детских творческих студиях на платной основе.
Организовывая разовые занятия для дошкольников с родителями и детей младшего школьного возраста, можно познакомить их с историей возникновения и развития козульного дела, технологией изготовления и украшения козуль орнаментом. Такие занятия можно проводить во время зимних каникул, что актуально тематике по времени их изготовления из поколения в поколение.
Одним из примеров реализации проекта за пределами образовательных учреждений является организация групповых занятий для детей и родителей «Мастерская сладкоежек» в кулинарной студии «Школа гостеприимства», по адресу пр. Троицкий-94. Занятия проводились в январе 2012 г. в период зимних каникул.
Занятие, продолжительностью 3 часа, включает в себя краткое ознакомление детей с историей и технологией козульного дела, орнаментом и ингредиентами. Дети самостоятельно раскатывают готовое тесто, делают козули с помощью формочек, выкладывают на противень для выпекания. С помощью цветной глазури ребята расписывают заранее подготовленные заготовки козуль по образцам. По окончании работы все дружно пьют чай, делятся своими впечатлениями о проделанной работе и расходятся по домам с козулями, сделанными своими руками.
Результаты реализации проекта:
1.Проведена работа по формированию духовных и нравственных качеств у детей через практическую творческую деятельность по теме «Наследие Поморья.Северные козули».
2. Детям даны знания и сформированы умения по теме проекта через различные формы обучения.
3. Организованы и проведены традиционные и инновационные формы и методы работы с детьми, их родителями и педагогическими работниками образовательных учреждений и в коммерческих организациях.
4. Организованы и оформлены выставки творческих работ по теме «Северная козуля» и её имитации (окончательный этап проекта).
На фотографиях представлены детские творческие работы, выполненные в разных техниках имитации козуль.
Вывод:
Без знания детьми народной культуры своего края не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Педагогический проект «Наследие Поморья» способствует развитию интереса дошкольников и младших школьников к северным народным традициям.
Расширяя рамки данного проекта, знакомство с темой «Северная козуля» можно рекомендовать на разную возрастную аудиторию детей дошкольного и младшего школьного возраста (начиная с 5 лет и до 10 лет включительно), корректируя задания в соответствии с возрастом.
Используемая литература:
1. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. –М.: Просвещение, 2006.
2. Евтюкова О., Костюкович Л.. Поморские козули. -Мурманск, 1994.
3. Колтовая В., Шалаев А. Архангельские козули. – Архангельск, 1990.
4. Народное искусство в воспитании детей./ Под редакцией Комаровой Т.С. –М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Соломенникова О.А. Радость творчества. –М.: Мозаика-Синтез, 2008.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект урока английского языка в 6 классе
Социальный проект в школе
Конспект занятия по по нравственно – патриотическому воспитанию детей во 2 младшей группе
Проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста. Культура и быт коренного малочисленн
Похожие статьи:
Проектная деятельность на уроках английского языка
Проектная деятельность в школе
Проект: Наше будущее, 7-9 класс
Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность
Семинар практикум для педагогов школы. Учебное исследование