Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Элективный учебный предмет, 5 класс. Народное искусство Поморья

Рабочая программа. Элективный учебный предмет 5 класс «Народное искусство Поморья»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основании правовых нормативных документов «Закон об образовании» 21декабря 2012год, статья 75, пункт 4. Общеразвивающие программы. Методические документы ФГОС: 1. Концепция в ГОСОО стандарты 2-го поколения. 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009г. 3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. 2011г. Обязательный минимум стр. 4. Искусство стр. 52. Стандарты 2-го поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества. Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Для занятий элективного учебного предмета «Народное искусство Поморья» в 5 классе используется адаптированная программа, созданная на основе программы «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 1 - 8 классы, рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. 2001г.
В программе изобразительного искусства для 5класса региональному содержанию можно уделить не более 12 % всего времени, поэтому в факультативном курсе особое внимание уделяется изучению народных традиций, культуры и искусства родного края, где живут и учатся школьники, а именно Поморской земли.

Цель элективного учебного предмета:
Становление и нравственное развитие личности школьника на национальной основе, по средствам изучения культуры и творчества малой родины.

Задачи:
1. Формировать чувство национального достоинства, через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей нашей страны и мира в целом.
2. Знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов.
3. Показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества.
4. Развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции.
5. Прививать интерес к народному творчеству своей малой родины, к сохранению традиций и продолжению культурного наследия Поморья.
6. Развивать сознание того, что традиционная культура Поморского края — общее достояние нашего Отечества, вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках.
7. Развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.
8. Развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействие Поморского народного искусства с разными областями профессионального искусства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Элективный учебный курс «Народное искусство Поморья» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений народного искусства и окружающей действительности.
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Содержание курса построено по принципу углубленного изучения народного искусства и предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Факультативный курс в 5 классе посвящен изучению содержания народного творчества Поморья, связанного с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, акварелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

Программой элективного предмета определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений народного творчества;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия своего края;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 36 на элективный учебный предмет «Народное искусство Поморья» в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год (34 учебные недели).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения элективного учебного предмета «Народное искусство Поморья»:
* воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою большую и малую Родину;
* осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Поморского народа и человечества в целом;
* формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
* развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
* формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
* осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
* развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Поморского народа, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
* умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
* умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
* в умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
* умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса:
* формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
* осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;
* знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
* приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, компьютерная графика);
* приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
* приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства;
* умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;
* освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;
* развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности и народному искусству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного искусства Поморской земли.
Программа элективного учебного предмета «Народное искусство Поморья» состоит из 7 разделов:
Раздел 1. Введение в предмет (2 час.)
Введение в элективный учебный предмет. Цели и задачи предмета. Организация рабочего места. Проектная деятельность. Содержание и оформление творческого проекта.
Раздел 2. Народная изба Поморья (3 час.)
Деревянные постройки Поморской земли, их назначение и использование. Избы Архангельской губернии XIX-XX веков. Внешний вид и украшение фасада деревенских домов. Убранство народной избы Архангельской области, хозяйственное назначение помещений избы.
Раздел 3. Декорирование предметов народного быта из древесины в Архангельской губернии (9 час.)
Ремесла, процветающие в Архангельской губернии. Предметы народного быта Поморья. Украшение предметов народного быта. Росписи Северной Двины: Мезенская, Борецкая, Пучужская, Ракульская, Пермогорская росписи. Резьба по дереву: Геометрический и растительный орнамент в резьбе Поморья. Плетение из бересты.
Раздел 4. Народный костюм Архангельской губернии (3 час.)
Народные празднования и гуляния. Народный повседневный и праздничный костюм Архангельской губернии XIX-XX веков. Ткани, используемые в шитье одежды. Элементы вышивки. Вышивка золотом. Вышивка жемчугом. Элементы мужской и женской одежды. Головной убор.
Раздел 5. Народная игрушка Архангельской губернии (3 час.)
История возникновения и развития народной игрушки на Поморской земле. Глиняная игрушка. Козули – Поморский пряник. Тряпичная и соломенная куклы. Куклы-самокрутки. Куклы-амулеты. Куклы-обереги. Техники и технологии изготовления народных игрушек.
Раздел 6. Компьютерная презентация творческого проекта (4 час.)
Основы компьютерной презентации Microsoft PowerPoint. Проектирование, содержание и оформление презентации творческого проекта. Выбор темы проекта: традиции, обряды, народные праздники, промыслы и ремесла Поморья. Подбор информации, иллюстраций. Работа с дополнительными источниками информации: художественной литературой и интернет-источниками.
Раздел 7. Творческий проект (10 час.)
Проработка и прорисовка эскиза, выполнение работы в цвете. Подбор материалов для изготовления творческой работы в соответствии с историческими данными. Технология работы с выбранным материалом, постепенное поэтапное выполнение работы. Индивидуальная и коллективная работа над проектом. Корректировка и оформление творческого проекта. Презентация творческих работ. Выставка.

Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать национальные корни. Способствует формированию у школьников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков, формированию его мировоззрения, нравственной позиции, развитию творчески активной личности, овладению необходимыми навыками и изучению разных школ народного мастерства, умению выразить свое собственное отношение к народному искусству и действительности Поморской земли.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1. Введение в предмет (2 час.)
Введение в предмет. Организация рабочего места. Содержание элективного учебного предмета «Народное искусство Поморья» 5 класс.
Цели и задачи предмета.
Требования техники безопасности и охраны труда в мастерской. Организация рабочего места. Понимать предмет, знать цели и задачи. Осуществлять оптимальную подготовку рабочего места для эффективной деятельности.
Проектная деятельность. Содержание творческого проекта. Место творческого проекта в учебном предмете. Возможные темы проекта. Этапы проектирования и конструирования творческого проекта. Проектировать возможную индивидуальную трудовую и творческую деятельность. Изготовление, оформление и защита творческого проекта.

Раздел 2. Народная изба Поморья (3 час.)
Деревянные постройки Поморской земли.
Конструкция деревенских домов Архангельской губернии XIX-XX веков. Декоративное оформление крестьянского дома. Символическое значение образов и мотивов в узорном украшении русских изб на Поморье.
Деревенский быт. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища Архангельской губернии. Единство пользы и красоты в организации пространства Поморского дома. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища Архангельской губернии. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном оформлении Поморской избы.
Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома Архангельской губернии.
Избы Архангельской губернии XIX-XX веков.
Убранство народной избы Архангельской области.

Раздел 3. Декорирование предметов народного быта из древесины в Архангельской губернии (9 час.)
Предметы народного быта Поморья. Предметы народного быта Поморской земли. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор предметов быта Архангельской губернии. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.
Виды Северных народных росписей. Резьба по дереву. Плетение из бересты. Символическое значение декоративных элементов в росписи и резьбе Поморской земли. Понимать декор украшений как носитель жизненных смыслов.
Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.
Сравнивать и узнавать элементы разных росписей. Уметь определять виды северных росписей Архангельской области.
Анализировать и понимать назначение предметов народного быта.
Росписи Северной Двины. Мезенская роспись.
Росписи Северной Двины. Борецкая роспись.
Росписи Северной Двины. Пучужская роспись.
Росписи Северной Двины. Ракульская роспись.
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись
Геометрическая резьба по дереву. Архангельская область.
Растительный орнамент в резьбе Поморья.
Плетение из бересты.

Раздел 4. Народный костюм Архангельской губернии (3 час.)
Народный повседневный костюм Архангельской губернии XIX-XX веков.
Крестьянская вышивка Архангельской губернии. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец и женских рубах.
Поморский народный праздничный и повседневный костюм - целостный художественный образ.
Формы и декор женских головных уборов. Символика цвета в народной одежде. Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку.
Объяснять общее и особенное в образах народной одежды Архангельской губернии.
Осознавать значение традиционного Поморского костюма как бесценного достояния культуры народа.
Праздничный народный костюм Архангельской губернии XIX-XX веков.
Элементы вышивки Архангельской губернии.

Раздел 5. Народная игрушка Архангельской губернии (3 час.)
Глиняная игрушка. Традиционные древние образы. Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов декора. Глиняная каргопольская игрушка. Тряпичная и соломенная куклы. Поморский пряник – козули. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства. Размышлять, рассуждать об истории возникновения народной игрушки на Поморской земле.
Козули. Поморский пряник.
Куклы-обереги.

Раздел 6. Компьютерная презентация творческого проекта (4 час.)
Основы компьютерной презентации Microsoft PowerPoint. Интернет-ресурсы и дополнительная художественная литература как информационный источник творческого проекта и презентации. Выбор темы проекта: традиции, обряды, народные праздники, промыслы и ремесла Поморья.
План работы над созданием компьютерной презентации Microsoft PowerPoint. Разрабатывать, создавать и правильно оформлять компьютерную презентацию по теме: «Народное искусство Поморья».
Находить в интернет-источниках информацию о традиционных народных промыслах и ремеслах Поморья.
Содержание презентации творческого проекта.
Выбор темы творческого проекта.
Подбор информации, иллюстраций. Работа с дополнительными источниками информации.

Раздел 7. Творческий проект (10 час.)
Прорисовка эскиза.
Техники и технологии изготовления предметов народного искусства Поморья. Подготовка материалов к работе.
Техника безопасности при работе с бросовым материалом. Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов творческого проекта.
Технология работы с выбранным материалом, постепенное поэтапное выполнение работы. Индивидуальная и коллективная работа над проектом.
Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общую композицию. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры в процессе создания декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в единую композицию.
Осуществлять самоконтроль и оценку своей работы, анализировать ошибки.
Участвовать в подготовке итоговой
выставки.
Проявлять навыки художественного вкуса и декораторские способности при формировании и расстановке выставочных экспонатов.
Выполнение эскиза в цвете.
Подбор материалов для изготовления творческой работы.
Изготовление деталей творческого проекта.
Соединение деталей в единую композицию.
Корректировка изделия.
Оформление работы.
Презентация творческих работ. Выставка.
Всего часов: 34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании элективного учебного предмета обучающиеся должны:
• Уметь понимать место и значение народного декоративного искусства в жизни человека и общества, знать разнообразные виды народного творчества, материалы, техники; изготавливать предметы народного Поморского искусства из современных материалов;
• Уметь самостоятельно расширять общекультурный художественно-познавательный кругозор; разрабатывать и оформлять компьютерную презентацию Microsoft PowerPoint, пользоваться интернет – ресурсами и дополнительной литературой для поиска информации по теме «Народное искусство Поморья»;
• Научится принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения народного декоративно-прикладного искусства; уметь классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам; осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
• Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся;
• Проявлять уважение и интерес к народному культурному наследию земли Поморской;
• Развить социальное видение предметного мира народного декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
• Сформировать осознание мира через освоение художественного наследия народов Поморской земли и практическую художественно-творческую деятельность.

Литература
1. Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы./ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская. . Н.А. Горяева, А.С. Питерских – М.: просвещение, 2013.
2. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни че¬ловека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
3. Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / Министерства образования и науки Российской Федерации.-М.: Просвещение, 2011. – 48 с. (стандарты второго поколения).
5. Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС основного общего образования (от 7 августа 2015 г. № 08-1228).
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена федеральным УМО (учебно-методическим объединением) по общему образованию. (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
7. Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской обл. / Под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А. Спиречевой, ЛЛ.И. Уваровой – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2005. -96 с.
8. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины.-М.: издательство «Изобразительное искусство», 1987.
9. Шелег, В. А. Крестьянские росписи Севера / В. А. Шелег // Русский Север: Ареалы и культурные традиции / Росс. АН, Музей антропологии и этнографии, ПГПУ им. Ломоносова, Регион. фонд культурной программы "Европейский Север" ; ред.-сост.: Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. - СПб. : Наука, СПб. отд-ние, 1992. - С. 127-147: ил.

Похожие записи:

Мультимедийная дидактическая игра на тему: Народное декоративно-прикладное искусство. Старшая группа Влияние народного творчества на развитие дошкольников Реализация регионального компонента в педагогическом проекте Технологическая карта урока ИЗО, 6 класс: Натюрморт
Реализация регионального компонента в педагогическом проекте
Опубликовано: 1487 дней назад (23 марта 2020)
Просмотров: 475
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!