Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Оценивание и ФГОС

Оценивание и ФГОС. Формирующее оценивание
Автор: Буробина Нина Валерьевна, учитель начальных классов 1-й категории ОГБОУ «Михайловская школа-интернат»

В статье содержится краткое пояснение нового типа оценивания деятельности учащихся, основанного на взаимном сотрудничестве педагога и учащихся. Материал может заинтересовать педагогов ищущих новые формы и методы обучения, повышающие успешность показателей своих учеников.

Современная школа является средой, которая готова взрастить новые подходы к оценке, применить новый инструментарий. Объективность оценивания должны гарантировать устойчивые критерии оценивания разных видов работ. Новый подход к обучению, который учит школьника самостоятельно планировать свою деятельность, сохраняя цели, а также оценивать по результату свою деятельность, перестраивает взаимоотношения «учитель-ученик» в сфере оценочной деятельности, изменяет старый учительский авторитарный подход к оценке и смещает его в сторону ученика, требуя от него постоянной саморефлексии деятельности.
Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:
• Частое оценивание, желательно на каждом уроке.
• Выработка чётких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.
• Применение заранее известных педагогам и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.
Итогом включения учащихся в систематическую оценочную деятельность является их готовность к постоянной самооценке своей деятельности.
Оцениваться могут:
• разнообразные работы учащихся (проекты, домашние задания, отчёты о наблюдениях, дневники наблюдений, презентации и др. творческие работы, подборки информационных материалов);
• деятельность учащихся, как таковая, при наличии успешного достижения поставленных целей как индивидуально, так и при работе в группе;
• результаты тестов, письменных и устных проверочных работ;
• данные целенаправленных наблюдений, мини-исследований, проводимых соответствие с поставленными учебными целями.

Вводится новое понятие «формирующее оценивание», второй необходимый вид оценивания наряду с традиционными видами итоговой оценки. Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степень уяснения материала учащимся, его иначе можно назвать – «оценивание для обучения».
Кто выставляет оценку? Это может быть:
• Ежедневная самооценка учеников с ориентиром на единые ко всем учащимся оценочные критерии.
• Получение регулярной оценки учебной деятельности, систематическая связь - учитель-ученик.
• Партнёрское взаимоценивание результатов творческих работ учащихся по предмету.
Возможная архитектура применения «формирующего оценивания» в начальной школе:
• Стартовая диагностика - определение уровня каждого учащегося.
• Наблюдения, консультации с родителями о прогрессе ребёнка через 2 недели.
• Диагностическое обследование с целью выявления пробелов в знаниях, с последующей корректировкой (через 4 недели).
• Заключительное оценивание через 8 недель.
Основные принципы формирующего оценивания:
• Оценивание индивидуально и обязательно для диагностики процесса успешности освоения темы каждого ученика, корректировки дальнейшего изучения материала.
• Направления оценивания программируются самим учителем. Причём промежуточные результаты оценивания не всегда превращаются в официальную отметку в журнале, оценивание может проходить неформально, внутри классного коллектива.
• Вовремя суметь помочь детям стать более успешными в учёбе – основная цель формирующего оценивания, при этом совершенствуются педагогические тактики и умения.
• Требуется применение подходящего инструментария получения оценки (исходя из опыта учителя и изучаемого материала), зависимого от качеств контингента учащихся, конкретной ситуации.
• Процесс оценивания, как механизм получения обратной связи при изучении определённой темы должен быть непрерывен.
• Формирующее оценивание требует от учителя высокого профессионализма.

Таким образом, формирующее оценивание – это систематическая работа, нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, понятого учащимся (раннее диагностирование на стадии изучения), дающая возможность быстрого реагирования для корректировки и оказания педагогической помощи разного вида, постановки дальнейших задач конкретному учащемуся и получения в дальнейшем успешных результатов на итоговых проверках.
Типичная оценочная методика при формирующем оценивании:
• Проверка уровня знания – даётся задание на простое применение изученного правила.
• Проверка уровня понимания – даётся задание, для которого требуется применение анализа и глубокое понимание материала.
• Проверка умения практического применения полученных знаний – учащимся предлагается задание, в котором требуется практическое применение изученного материала в знакомой жизненной ситуации.

Детям также можно предложить опросники (заблаговременно до итоговой работы), в которых они самостоятельно отмечают что они знают, а что - нет. По результатам диагностики учитель с каждым учащимся вырабатывает индивидуальную стратегию изучения материала, конструируя вместе с учащимся новые учебные цели и задачи.
Исходя из вышеизложенного, чтобы реализовать методику формирующего оценивания требуются три условия:
• активное участие всех учащихся в образовательном процессе;
• мгновенная корректировка учения и преподавания;
• отсутствие жёсткого внешнего контроля и отчётности, более свободный педагогический стиль, когда учащиеся не боятся задать вопрос, обсудить с педагогом свои учебные проблемы.

Методика формирующего оценивания доказала свою эффективность в западной педагогике. Учитель и ученик в процессе обучения помогают друг другу в персональной деятельности, гарантированно получают более успешный результат на итоговых работах. При этом у учащихся развивается умение самооценки, сокращение разрыва в знаниях между эталоном и действительностью становится внутренним посылом учащегося.

По материалам дистанционного курса повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» - «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта» М.А Пинской.

Рекомендуем посмотреть:

Вступил ли в силу ФГОС? Внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения ФГОС в ДОУ Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС
Обзор тренировочной тетради «Математические разминки» для 2 класса | Коррекция чтения, письма у младших школьников с нарушениями речи
Опубликовано: 3465 дней назад (31 октября 2014)
Просмотров: 7700
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!