Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семинар - практикум для педагогов детского сада. Игры для развития фонематического слуха

Семинар - практикум «Фонематический слух – основа правильной речи».

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- систематизировать знания воспитателей;
- дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематических процессов.
Оборудование: презентация
Ход мероприятия:
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно узнавать и различать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

При нарушении речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал: что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».

Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто не замечает, что неправильно произносит звуки. Становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения.

Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение звукового анализа слова. А именно умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков. Что в свою очередь, делает проблематичным, процесс овладения чтением и письмом (письменной речью).
Развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов, является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Для проверки состояния фонематического слуха проводят обследование по нескольким компонентам.
Выявление умения ребёнка узнавать и различать неречевые звуки.
Задание "Отгадай,что звучит?"
Выявление умения различать слова, близкие по звуковому составу.
Задание «Покажи картинки»: где коза, а где коса; где удочка, а где уточка ...

Задание «Назови предметы, которые звучат похоже».
Лейка - скамейка, чашка - рубашка, подушка - лягушка.
Изучение дифференциации слогов
Далее выявляем умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости.
Упражнение «Повтори как я скажу».
- с одним согласным и разными гласными звуками
та-то-ту, шу-ши-ша, ло-ла-лы
сы-са-со, ро-ру-ры, цу-цо-ца
- с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости
па-ба-па, та-да-та, ва-фа-ва
са-за-са, жа-ша-жа, ка-га-ка
Изучение дифференциации звуков
Выявляем умение различать звуки родного языка. Работу по различению звуков начинаем с гласных. Гласные звуки легче услышать, легче произнести, легче выделить. Их можно тянуть, петь.
Игра «Поймай звук». Послушай ряд звуков. Если услышишь звук А, хлопни в ладоши. А, О, У, А, И, О, А.
После гласных звуков переходим к упражнениям на узнавание согласных.
Игра «Различай и повторяй»
«Повторяй за мной только слова со звуком м» — предлагаемые слова:
калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука,
магазин — бензин, зайка — майка, мыло — шило.
На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие.
Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:
Игра «Помоги Незнайке собрать портфель».
Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.

И второй тип заданий на дифференциацию звуков схожих по звучанию.
Игра «Размести картинки по ящикам» на дифференциацию звуков Ц – С – З.
Выявление навыков звукового анализа слова.
Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа применяют следующие задания:
Игра «Назови первый звук в слове».
Слова следует подбирать таким образом, чтобы первый гласный звук был в ударной позиции.

Игра «Разложи картинки» учит детей выделять 1-й гласный звук в слове на фоне собственной громкой речи. Назовите картинки, определите первый звук в слове. Подарите картинки: Алику со звуком А, Уле со звуком У.

Определение гласного звука в середине слова.

Определение гласного звука в конце слова.

Изучение умения определять место звука в слове.

Выявление умения определять последний согласный звук в слове.

Выявление умения определять первый согласный звук в слове.

Выявление умения различать мягкие и твёрдые согласные
Задание «Помоги Кате разложить предметы». Предметы, в названиях которых слышится звук К, положи в синюю корзинку. Предметы со звуком Кь - в зелёную.

Выявление умения определять место звука в слове (начало, середина, конец слова)
Задание «Новоселье в зоопарке»
Рассели животных по вольерам в соответствии со схемой слова.

Выявление умения выполнять полный звуковой анализ слова
Задание "Составь звуковую схему слов"

И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.
Задание "Отгадайте загадку" (по первым звукам слов-картинок).

Задание "Как зовут детей?" (по последним звукам слов-картинок).

Вывод: проведя это несложное обследование, можно сделать вывод о состоянии фонематического слуха и фонематического восприятия ребенка. Если выявились какие-то проблемы, то начинаем работу по их устранению. Для развития фонематического слуха существуют специальные игры и упражнения.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар - практикум для воспитателей детского сада Семинар практикум для воспитателей ДОУ с презентацией Семинар - практикум для воспитателей ДОУ Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи
Конспект НОД в подготовительной группе к 9 мая на тему «Они защищали Родину»
Опубликовано: 2473 дня назад (13 февраля 2018)
Просмотров: 13140
Рубрика: Без рубрики
+7
Голосов: 7
Валентина Петровна Радушкевич # 13 февраля 2018 в 23:53 +2
Содержательный, интересный, красочный материал! Очень понравились задания! Спасибо! Голос!
Татьяна Васильевна Червякова # 14 февраля 2018 в 07:32 +1
Валентина Петровна, спасибо за комментарий.
Юлия Геннадьевна Никулина # 14 февраля 2018 в 09:39 +2
Спасибо, я нашла массу интересных идей для развития фонематического слуха у детей, как в группе, так и для занятий с собственным ребенком. Эта проблема стоит очень остро в моей группе, дети затрудняются назвать первый звук в слове, или придумывать слова на определенный звук, хотя в средней группе, это уже вполне возможно, у многих хромает в связи с этим и звукопроизношение. Будем работать!
Татьяна Васильевна Червякова # 19 февраля 2018 в 17:37 +1
Здравствуйте, Юлия Геннадьевна! Спасибо за внимание и комментарий! Я очень рада, что предложенные игры пригодятся Вам в работе с детьми. Желаю Вам успехов!
Вера Анатольевна Варенцова # 19 февраля 2018 в 16:41 +3
Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Мне очень понравилась Ваша публикация! Всё чётко, интересно и понятно, настоящий практикум и не только для воспитателей. Взяла работу себе в закладки. Спасибо за конструктивный материал! С удовольствием голосую!
Татьяна Васильевна Червякова # 19 февраля 2018 в 17:31 +2
Здравствуйте, Вера Анатольевна! Я очень рада, что публикация Вам понравилась. Благодарю Вас за оценку и комментарий! Желаю творческих успехов!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 24 февраля 2018 в 22:41 +1
Здравствуйте, Татьяна Васильевна!
Замечательный семинар-практикум! Предлагается диагностический инструментарий выявления сформированности фонематического слуха и восприятия, даны рекомендации по использованию игр и игровых упражнений для развития фонематических процессов. Голосую с пожеланием успеха!
Татьяна Васильевна Червякова # 25 февраля 2018 в 14:02 +2
Здравствуйте, Татьяна Юрьевна! Очень рада, что заглянули в гости! Большое спасибо за положительную оценку моей работы. Всего Вам доброго!
Галина Александровна Степанова # 3 марта 2018 в 19:47 +1
Замечательный в познавательном плане и к тому же прекрасно проиллюстрированный материал. Несомненно, включение игр на развитие фонематического слуха имеет важное значение для развития речевой активности ребенка. Спасибо.
Татьяна Васильевна Червякова # 4 марта 2018 в 08:38 +1
Здравствуйте, Галина Александровна! Спасибо большое за комментарий и голос. Очень рада, что публикация Вам понравилась. Желаю всего наилучшего!