Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад №2,с. Пычас, Удмуртия
Назначение: данный материал могут использовать в своей работе воспитатели старших, подготовительных групп, а также родители, для ознакомления детей с историей Великой Отечественной войны.
Цель: развитие у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне
Задачи:
обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне; дать представление о жизни людей на войне и в тылу; развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне; воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне ;
- чтение рассказов о войне ;
- прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы».
Словарная работа: ветераны, Великая Отечественная война, полевая почта, фронтовое письмо треугольник, чувство гордости.
Конспект беседы " Фронтовые письма - треугольники"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла! ( В руках воспитателя письма: в современном конверте и военное письмо – треугольник). Как выдумаете, что это такое? (ответы детей) Вы правильно заметили – это письма. Но чем же отличаются эти письма?
Дети: У этих писем разная форма – одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. И по цвету они тоже разные - конверт одного белый, незапачканный, а другое письмо коричневого цвета, старое.
Воспитатель: Молодцы, ребята и здесь вы точно подметили, чем именно отличаются эти письма друг от друга ( воспитатель показывает письмо в современном конверте). Ребята, кто видел такие письма у себя дома? Посмотрите, какой красивый, нарядный конверт. А для чего нужны нам письма?
Дети: Письма нужны для того, чтобы сообщать, друг другу новости и посылать их по разным адресам с помощью почты!
Воспитатель: А как вы думаете, что за это письмо? (предположения детей). Это ребята – солдатские письма, написанные солдатами и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах.
В треугольничках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г. Серебряков
22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда все люди ещё спали, на нашу страну напала фашистская Германия. Эта война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого советского человека.
Война длилась долгих четыре года. И четыре года воины писали письма домой, потому что в те далёкие времена не было возможности по - другому связаться со своими родными.
Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах с той, уже далекой войны солдаты писали о боях, которые были трудными, о друзьях, с кем приходилось воевать, о ранениях, о надежде на грядущую победу.
Письма с фронта отправлялись не только в родные места к родным, но и с помощью них устанавливалась тесная связь фронта с детьми вашего возраста, посещающими как вы, детский сад. Бойцы часто находили такие слова, которые были особенно понятны детям, производили на них большое впечатление. Эти письма были искренними, серьезными и простыми.
Когда дети получали ответы от бойцов с благодарностью за их заботу и за посланные им подарки восторгу детей не было конца. Они могли слушать эти письма много раз подряд с блестящими глазами и в абсолютной тишине. Каждому хотелось подержать письмо в руках. Всем тем, кто приходил в детский сад они радостно сообщали о нем.
« Ваши подарки – писал боец Т. Иваненков в детский сад Кировского района, -
получили лучшие бойцы – танкисты. Разве они не помощь нам? В эту минуту мы еще больше ощутили заботу, которую проявляют нам не только взрослые, но и дети. За нас, дорогие ребята, не беспокойтесь. Мы крепко бьем фашистов, уничтожим всех, кто пробрался в нашу страну».
« Милая девочка – пишет боец
– доброволец,- подарок, Вами высланный, получил. Когда сестра принесла его в палату и предала вместе с письмом детей детского сада, то у меня сразу прекратилась боль, хотя рана серьезная. Это от того, что нам даже дети помогают. Наш долг, милая девочка, всем встать на защиту своей дорогой Родины от малого до старого, и враг будет разбит»
Эти письма воодушевляли детей, наполняли их гордостью за бойцов, которые храбро защищали их Родину от фашистов. В ответ дети также посылали подарки (носовые платки, кисеты, записные книжки) много теплых писем отправляли на фронт и в госпитали, написанные со слов детей, воспитателями, потому что сами дети еще не могли писать . В них дети говорили о любви к родине, к солдатам, о ненависти к врагу, благодарили за заботу, за подарки, присылаемые им с фронта.
У солдат не было конвертов и красивых марок, поэтому им приходилось писать на тетрадном листке, который затем сворачивался треугольником . На нем писался адрес получателя и затем письмо передавалось почтальону, который старался доставить эти весточки с фронта в целости и сохранности.
Солдатские треугольники – листочки, исписанные торопливой рукой на привале или в минуты короткой передышки между боями, согнувшись где-нибудь в уголке, положив листок на колено. Иногда закончить письмо не удавалось – звучал сигнал атаки, начинался бой.
И наконец, настал тот день, когда солдаты в своих письмах смогли написать о победе. Это был день – 9 мая 1945 года. Вот как писал об этом победоносном дне одесский поэт И. Редченко.
Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого Мая
Уже вступил в свои права…
Не рокотали стайки «яков»
Над запылавшею зарей.
И кто – то пел,
И кто - то плакал.
И кто – то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей,
Еще не зная,
Что он поет не на войне.
Закончилась война , прошло много времени с тех пор, но эти письма остались памятью о страшной войне. Они стали предупреждением всем нам: человек не должен воевать, не должен уничтожать все живое на земле. Надо научиться жить мирно.
Сегодня, когда вы придете домой, спросите у своих родных: сохранились ли у них письма – треугольники? Попросите прочесть их вам, вслушайтесь в слова данного письма и вспомните нашу беседу с вами. Люди не должны воевать между собой, наоборот должны жить в мире и согласии.
На следующем занятии мы сделаем письмо – поздравление нашим ветеранам, труженикам тыла в знак благодарности за мирное небо над головой, за подаренную светлую жизнь или же эти письма можно будет подарить своим близким на одном из мероприятий, посвященных 70-летию великой Победы.
Литература:
1.А. А. Волкова, Д.В. Менджерицкая « Дети и война» стр. 20 – журнал « Дошкольное воспитание»№10, 2014
2. Журнал « Дошкольное воспитание» №1, 2015, стр. . 9 статья« Не я участвую в войне - он а участвует во мне»
3. Л. Е. Раскин « Год работы с дошкольниками в Ленинграде» стр. 13 – журнал « Дошкольное воспитание» №1, 2015
Рекомендуем посмотреть:
«С Днём Победы!» Сценарий праздника для старшей и подготовительной групп
Фронтовые письма треугольники. Как сделать
Стенд ко Дню Победы в детском саду своими руками
Панорама к 9 мая для детского сада своими руками. Мастер-класс с фото