Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад № 2, с. Пычас, Удмуртия
Описание: данные рекомендации помогут педагогам детского сада и родителям установить увлекательное общение с детьми при помощи рассказывания.
Цель: развитие связной речи при помощи рассказывания
Как рассказывать
Рассказывание – искусство, и как таковое, требует, прежде всего, если не таланта, то определённых способностей.
1. Ч
тобы рассказывание достигло своих целей , нужно прежде всего, рассказать то, что нравится самому, так как только при условии можно вновь и вновь переживать вместе со своими слушателями все события рассказа, а это первое условие, чтобы захватить аудиторию.
2. Рассказ нужно хорошо знать во всей его последовательности ,чтобы не было ни остановок, ни возвращения, так как это всегда нарушает впечатление. Рассказывать нужно медленно, ярко рисуя образы рассказа. Медленность не значит "вялость " ; напротив -, рассказ должен быть живым ,ярким,- чему как раз и может мешать торопливость речи.
3. Не следует прерывать рассказ какими - нибудь посторонними замечаниями, хотя иногда и трудно их избежать.
Если кто то из детей шумит, болтает, мешает слушать другим -,нужно, прежде всего, постараться заинтересовать именно этого ребёнка, а если это не удается -,лучше сразу удалить его, дав другую какое -нибудь иное занятие, чем то и дело прервать рассказ словами:" Коля, не шуми!","Катя,не болтай!"
4. Рассказывать нужно не повышенным тоном , а свои обыкновенным; ведь вообще на детей гораздо сильнее действует тихая речь, чем громкие окрики, и чем больше воспитательница старается "перекричать" детей, тем меньше ей это удаётся; и наоборот: дети невольно затихают, когда хотят слушать спокойную ,тихую речь педагога.
5. Обстановка, при которой ведётся рассказывание, также имеет значение.
Лучше всего детей посадить прямо против себя полукругом, а самой сесть несколько выше ,чтобы видеть всех детей и чтобы дети смотрели прямо на рассказчика. При этом условии видишь всякое изменение и выражение лиц слушателей и вовремя сумеешь изменить темп рассказа, сократить, дополнить, объяснить непонятное, рассмешить или успокоить.
6. Рассказывать нужно, конечно, в отдельной комнате при условии полной тишины: это помогает сосредоточить внимание и всецело отдаться впечатлениям от рассказа.
7. Детям можно самим позволить сгруппироваться в маленькие подгруппы, для того, чтобы они чувствовали себя непринужденно и могли сообща обсудить интересные ,важные, яркие моменты ,а это однозначно их сблизит, разовьёт в них чувство общности и солидарности..
Если рассмотреть манеру рассказывания, форму и тон рассказывания, то здесь следует отметить ,что у каждого рассказчика вырабатывается свой тон, своя манера. Всякое подражание, насилие над собой - только испортят дело, уничтожив искренность и естественность.
Какое наслаждение видеть оживленные лица, блестящие глаза, устремленные на вас с жадным вниманием; подмечать смену настроений: вызвать улыбку и прекрасный детский смех, - какое наслаждение!
А кроме этого , ведь каждый рассказ делает вас ближе и дороже детям; полюбив слушать ваши рассказы, они начинают любить и вас, как источник радостных впечатлений,- а любовь детей, которых вы хотите воспитывать , имеет огромное значение для успеха дела.
Литература:
«Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки/ ( сост. Русаков А.С.) – Санкт – Петербург: Образовательные проекты; Москва: Обруч, 2015. – 192 с.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе
Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ
Методическая работа в детском саду
Обучение пересказу детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Организация воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
Изготовление книжек-малышек в ДОУ
Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ