Книга для веселых пальчиков
Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад № 2, с. Пычас, Удмуртия
Место работы, должность: МБДОУ Пычасский детский сад № 2, воспитатель
Назначение:Данное пособие поможет в работе педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста со слабым зрением , а также для общего развития детей.
Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица).
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Цель: развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире;
- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;
- обогатить словарь детей новыми словами (перловка, гречка, фасоль и т.п.);
- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, обследование поверхностей с различной текстурой);
-воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Описание:
Это методическое пособие в большей части может использоваться для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Книжка-малышка изготавливалась с учетом возрастных особенностей детей.
Пособие представляет собой мягкую и приятную на ощупь книжку, состоящую из 6 страниц и изготовленную из пористой резины размером 15*20 см. Обложка книжки скреплена 2 бантиками из атласной ленты белого цвета. На обложке изображена ладошка, объёмный цветок и название книги.
Основой всей книжки послужила пористая резина, которая как отмечалось выше, очень приятна на ощупь, с ней очень легко работать, создавать интересные аппликации. Пористая резина обладает уникальными свойствами, которые замечательно подошли для создания данной книжки, а именно:
- страницы книги из пористой резины прочные, их можно даже мыть;
- структура материала позволяет их скручивать, загибать и придавать желаемую форму.
В изготовлении пособия были использованы текстильный и бросовый материал: картон, поролон, цветная пряжа, ткань ,фетр, пуговица ,бусины, ленточки, крупы, клеёнка.
Все элементы аппликаций склеивались горячим клеем или пришивались.
Виды заданий:
1 страница.
«Сделай прическу девочке Маше», предварительно выбрав украшение для волос: яркие резиночки или атласные ленточки.
2 страница. « К какому цветку прилетит бабочка?» Дети пальчиками проводят по тесьме или же шагают по разноцветным кружочкам до определенного цветка.
3 страница. Горшочек с гречневой кашей. Дети тактильно обследуют горшочек с крупой (для безопасности, приклеенная крупа обтянута клеёнкой), его края, оформленные вязаной цепочкой, «пенку», проговаривают вслух свои ощущения. Заучивание стихотворения.
4 страница. Горшочек с рисовой кашей Тактильное обследование поверхности стола (гофрированный картон), горшочка с крупой. Заучивание стихотворения.
5 страница. Горшочек с пшённой кашей.Обследование поверхности стола (поролон), горшочка с крупой. Заучивание стихотворения.
6 страница. « Из чего приготовим суп?» Определение на ощупь продуктов
( фасоль, горох, макароны, перловка). Развязать мешочки дети смогут, так как они крепко завязаны атласными ленточками и подклеены к странице книги.
7 страница.
« Веселые пальчики на прогулке» Дети обследуют облако, которое при нажатии шуршит, а если его отогнуть, то можно увидеть лучистое солнышко; могут определить длину капелек, назвать цвета бусинок и обследовать «лужицы».
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Развивающая книжка для детей 2-4 лет своими руками
Развивающая книжка для детей от 3 лет своими руками
Книжка - самоделка для детского сада
Развивающая книга для дошкольников своими руками