Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ
Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» города Губкина Белгородской области
В статье учитель-логопед делится опытом работы с родителями детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Данная информация предназначается и может быть полезна не только логопедам, но и воспитателям ДОУ групп компенсирующей направленности. От того, как родители относятся к процессу по устранению нарушений речи, развитию коммуникативных умений и навыков у детей, во многом зависит их дальнейшая адаптация и социализация в обществе.
Первыми педагогами для своих маленьких детей являются родители. Но если они сталкиваются с проблемами в развитии речи, то обращаются за помощью к логопеду. Исправление речи у детей требует применения специальных методик, но и родители могут стать «помощниками» учителя-логопеда в длительном процессе коррекционно-логопедического воздействия по устранению речевых нарушений.
Совместная работа с родителями очень продуктивна, даёт положительную динамику в развитии речи детей, если они осознали необходимость ежедневно уделять время для исправления нарушений речи у детей. Родительские собрания являются традиционной формой работы учителя-логопеда с родителями, которые актуальны и сейчас. Проведение родительских собраний на современном уровне требует использование инновационных компьютерных технологий, как мультимедийная презентация. Компьютерные технологии помогают в течение нескольких минут познакомить родителей с проблемой в развитии речи детей.
Видеоконсультация должна иметь узкую логопедическую направленность: «Артикуляционная гимнастика для детей» (как правильно её выполнять); «Игры с пальчиками» (способы развития мелкой моторики у детей); «Как помочь ребёнку в автоматизации звуков речи» (виды речевых игр с детьми дома). Если яркая, красочная мультимедийная презентация включает в себя фото и видеофрагменты занятий логопеда с детьми на занятиях в группе, это всегда очень хорошо воспринимается родителями. После таких родительских собраний многие пересматривают своё отношение к домашним занятиям, которые даёт логопед. Они начинать больше интересоваться проблемой речи их детей, какими способами и методами можно помочь в устранении нарушений.
Одним из самых современных способов информирования родителей о видах коррекционно-логопедической работы с детьми являются буклеты. Логопеды используют данную письменную консультацию для того, чтобы ознакомить их с методами и приёмами, помогающими детям научиться новому. Буклет раскрывается ширмообразно, кратко и в красочной форме раскрывает проблему нарушения речи с картинками, речевыми играми, стихами, загадками. При подборе материала для буклета логопед должен излагать проблему развития речи лаконичным, понятным языком, не отягощенным сложными терминами. Он предназначен для того, чтобы родители могли взять его с собой, чтобы ознакомиться с ним в свободное время дома, в транспорте, применить рекомендации логопеда и позаниматься с ребёнком вечером или в выходные дни.
Консультации, оформленные в виде буклета, работают особенно продуктивно, если раздаются родителям после индивидуальной беседы, родительского собрания, открытого занятия. Их темы могут быть на такие темы: «Учим ребёнка думать и говорить», «Как с ребёнком учить буквы», «Готов ли ваш ребёнок к школе?»
Учитель-логопед каждую неделю размещает в уголке для родителей информацию о том, с какой лексической темой будут знакомиться дети, какой объемом знаний они должны получить в ходе коррекционно-логопедических занятий, игр, наблюдений. Одновременно родители получают рекомендации, какие речевые игры можно использовать во время занятий дома, выучить с ребенком стихотворение или загадку, пересказать короткий текст. Такая совместная работа родителей с ребенком не только познакомит их с уровнем и динамикой развития речи, психических процессов, но и будет способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах
Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов
Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности
Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Мнемотехника