Тренинг по сплочению детского коллектива «Сотрудничество-основа успеха»
Предлагаемый тренинг содержит в себе парные задания и групповые упражнения, которые подталкивают участников к осознанному партнерству, прививая умение взаимодействовать и вместе решать творческие задачи.
Данный материал может быть интересен школьным психологам, учителям, педагогам дополнительного образования.
Цель: сплочение детского коллектива.
Задачи: Развитие чувства коллективизма, способности понимать других.
Возраст участников: 10-15 лет
Оптимальное число участников: 10 – 14 человек.
Оснащение занятия: Кабинет, освобождённый от мебели, стулья по числу участников (заранее подготовленные).
Педагог – Здравствуйте дорогие ребята, традиционно мы начинаем наше занятие с игры
«Я сегодня вот такой».
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Педагог первым выходит в круг и произносит фразу: «А я сегодня вот такая!» Сопровождает ее каким – либо действием и мимикой, «отражающими» его настроение (например, педагог послала детям воздушный поцелуй). Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Дарья Александровна сегодня вот такая!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.
« Вслепую»
Задание призвано помочь учащимся учиться сосредоточению внимания на своем партнере, результатом чего является создание доброжелательной атмосферы, сотрудничества и доверительных отношений, а также ощущения взаимной ответственности.
Для этого учащиеся разбиваются на пары, причем лучше всего, если партнерами оказались незнакомые или малознакомые дети. Они встают в центр кабинета, и педагог озвучивает задачу.
Педагог: Возьмитесь за руки. Посмотрите на них внимательно, изучите руки партнера (2—3 минуты). Закройте глаза и не открывайте их до окончания игры. Эта игра понравится Вам и окажется значимой только при соблюдении нескольких правил:
• до моей команды все находятся в игре, не открывая глаз;
• разговаривать нельзя;
• во время игры вы соблюдаете все меры предосторожности, чтобы не удариться самим и не нанести вреда товарищам.
Комната освобождена от мебели.
Педагог: Вы должны ходить по кабинету с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками, ладонями наружу и полусогнутыми в локтях. Не волнуйтесь, я прослежу за тем, чтобы вы не наткнулись на что-либо острое. Суть задания в том, чтобы за 5-7 минут вы нашли своего партнера только по рукам, т.е. на ощупь и молча. Если вы решите, что товарищ найден, просто останьтесь стоять в паре до того момента, когда я разрешу вам открыть глаза. Лишь после этого вы сможете узнать, насколько хорошо вы запомнили руки партнера и опознали его практически вслепую.
Рефлексия.
— Какие чувства вызвало упражнение?
— Насколько уверены вы были в правильности своего выбора? Что внушало вам уверенность?
— Как вы пытались запомнить руки партнера? На какие признаки обращали внимание?
— Опишите ваш процесс поиска. Как долго вы продолжали его? Какие чувства испытывали, сталкиваясь с «чужими руками»?
«Поводырь»
Педагог: Разбиваемся на пары и в каждой паре определяем, кто из участников получает первый, а кто — второй номер. Первый будет исполнять функции поводыря, ведущего. Второму поначалу предстоит быть ведомым: он будет выполнять упражнение с закрытыми (или завязанными) глазами. «Ведомому», придется освоиться с новой ролью, с потерей одного из органов чувств, и попытаться заменить временно утраченную способность видеть окружающий мир обостренным внимательным слушанием, мобилизацией интуиции. Понятно, что от ведомого потребуется также доверие к своему партнеру-поводырю, берущему на себя ответственность за благополучие и безопасность товарища.
Для выполнения упражнения нам потребуется все пространство комнаты. «Поводырь» проверяет готовность своего партнера к упражнению: если глаза ведомого завязаны, не давит ли ему повязка? Есть ли какие-то проблемы? Все готовы? Тогда я объявляю первый этап. Поводырь встает за спиной «ведомого» и кладет ему руку на плечо.
По ходу движения поводырь направляет своего товарища только с помощью руки, не давая никаких дополнительных команд.
Педагог - Закончился первый этап упражнения. Теперь я прошу ведущего стать лицом к «ведомому». Протяните друг другу руки так, чтобы ладонь ведущего была внизу, а ведомого — легла сверху на ладонь поводыря. На втором этапе вам предстоит пройти маршрут именно в такой «гибкой» связке. В то же время старайтесь не терять контакта между ладонями: рука ведомого не должна соскальзывать с руки ведущего!Мы продолжаем упражнение и вновь меняем стиль ходьбы. Поводырь встает сбоку или сзади ведомого без всякого физического контакта с ним. Теперь вам предстоит пройти совместный маршрут лишь с помощью словесных указаний.
Педагог - хочу поблагодарить всех поводырей за ответственное выполнение задания. Спасибо следует сказать и ведомым, которые с доверием отнеслись к своим товарищам. Поблагодарите друг друга. Сейчас по моей команде вы получите возможность испытать те же чувства, которые только что пережил ваш партнер: вам предстоит поменяться ролями.
Рефлексия.
После окончания упражнения усаживаемся в круг и рассказываем о своих впечатлениях в ходе игры.
Педагог - Что вы чувствовали, когда были ведомым? Легко ли доверить себя другому человеку? Чего вы боялись больше всего? Какое отношение вы испытывали к ведущему? Кто безоговорочно верил своему поводырю? Почему? Что заставляло вас с недоверием относиться к вашему партнеру? Какие чувства вы испытывали, будучи ведущим?
«Отвечай за себя!»
Педагог: Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними.
Внимание!!! Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения, ничего! Работаем молча, максимум — взгляд в сторону партнеров.
Педагог - Прошу группу построиться в круг.
• выстройтесь в шеренгу по росту;
• образуйте два круга;
• выстройтесь в три шеренги с равным количеством участников;
• образуйте три квадрата;
• образуйте четыре треугольника;
• изобразите живую скульптуру «Звезда», «Медуза», «Черепаха»...
«Не пустите Зою в круг»
Инвентарь - стулья по числу игроков.
Ход игры.
Стулья ставятся по кругу, спинками наружу. Все участники кроме педагога садятся, один стул остается пустым. Педагог находится в центре круга. Каждый раз, когда он старается занять свободный стул, игроки быстро пересаживаются влево и стул как бы убегает от него. Если педагогу все же удается сесть, его место занимает игрок, который не успел ему помешать.
«План-перехват»
Стулья ставятся по кругу, сиденьями внутрь, участники берутся правой рукой за спинку стула, немного наклоняя его на себя. Задача – отпустив свой стул (не ставя его, а просто выпуская из руки), передвигаться от стула к стулу, перехватывая их до того, как они упадут. Если упадёт хоть один стул, всё начинается сначала. Игра считается законченной, когда участники пройдут весь круг и вновь вернутся на свои изначальные места. А пройти эту игру успешно можно лишь тогда, когда участники сообразят, что двигаться нужно строго синхронно, т.е. на счет: «раз, два, три и т.д.».
«Счёт до десяти»
Это упражнение требует от участников координации действий, максимальной внимательности и немалого терпения.
Задание: Группа садится в круг, после чего участники должны сосчитать от одного до десяти, называя цифры по порядку. Произнести цифру может только один игрок и лишь один раз за игру. Сложность в том, что в этой «считалочке» нет никакой очередности, поэтому никто не знает, кто и когда вступит в игру. Любая попытка игроков словами или жестами договориться об очередности сразу пресекается. Поэтому зачастую сразу несколько игроков, не зная, о планах друг друга, называют следующую по порядку цифру. В этом случае игра начинается заново и так до тех пор, пока участники не проявят максимум собранности, чтобы предугадать действия других игроков и не назвать цифру одновременно с другими.
Педагог: Молодцы!!! А в завершении нашего занятия, я прошу Вас создать
«Скульптуру чувств».
Группе дается задание: выбрать определенную эмоцию, которую они испытывают по завершению занятия и представить ее в виде многофигурной статической композиции.
Рекомендуем посмотреть:
Тренинги для школьников 5-6 класс
Тренинговое занятие для ведущих школьных служб примирения
Тренинг для школьников. Все стороны моего "Я"
Тренинг для 1-3 класса. Правила поведения в классе
Похожие статьи:
Тренинговое занятие «Успех публичных выступлений» с учащимися 10-11 классов.