Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тренинговое занятие для ведущих школьных служб примирения

Тренинговое занятие «Я - МЕДИАТОР» для ведущих школьных служб примирения.
Автор: Ольга Васильевна Фурина
Место работы: МБОУ «Комсомольская СОШ» Пермский край

Аннотация:
Создание школьной службы примирения – это цивилизованный путь решения конфликтов в школьной среде. Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. На занятии предлагается практический ресурсный материал, полезный в работе с учениками по формированию УУД и личностных компетенций в условиях введения ФГОС.

Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

При входе каждый участник выбирает фигуру (определенного цвета, формы и написанным числом).
Участники рассаживаются по группам по желанию.

1) Упражнение «Одно предложение»
Всем группам встать.
- Всем поднять голову и посмотреть на потолок.
- Глядя в потолок, вспомнить, что в последние дни было для вас «самым- самым».
- Кто вспомнил, подберите для этого «самого-самого» ключевое слово.
- Кто готов (то есть подобрал), тот садится.
На групповом листочке каждому собственноручно написать свое ключевое слово. Листочки поменять по группам.
- Из всех слов, записанных соседней командой, составить одно предложение (добавлять слова и менять окончания – можно)
- Послать посыльного со своим предложением к той команде, которая составила список слов.
- Посыльные читают предложения командам – авторам списков. Кто услышит свое слово – хлопает в ладоши.

Участники пересаживаются по группам по цвету фигур.

2) Упражнение «Снежный ком»
Первый человек называет свое имя и предмет (любимое занятие, любимое блюдо, любимая музыка, прилагательное о себе), второй – повторяет все, что сказал первый и то же самое рассказывает о себе и т.д.

3) Упражнение «Либо-либо»
Это упражнение поможет понять, что вы цените, чего хотите и кем являетесь. Встаньте в круг и по команде вы будете делиться на две группы, выбирая то, что вам больше подходит.
Найдите себе партнера и обсудите, что определило ваше решение.
Почему похожи на то, а не на это.
Плюс – минус
Тренер – команда
Котлета – отбивная
Ухо – глаз
Рот – ухо
Кот Леопольд – кот в сапогах
Ножницы – скотч
Осень– зима
Вашему вниманию предоставляется отрывок из мультфильма «Мост»
(0.0 – 1. 21)
Итак, мы сегодня собрались, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации.
Сказка начинается:
«Жили неподалеку друг от друга три государства. Одни владели большой широкой рекой, другие лесом, третьи равниной. Жили зажиточно, хорошо и спокойно, пока однажды не появился странник, обедневший король. Был он по этой причине зол, желчен, завистлив. Решил он поссорить между собой два государства и воссесть заново на трон. Пустил он слух, что жители заречья решили напасть на лесных жителей и завладеть лесом»
В следующем упражнении мы постараемся получить точную информацию.

4) Упражнение «Медиатор»
Придумать 8 слов, имеющих отношение к школьной службе примирения, в каждом из которых используется одна буква из слова «Медиатор». Например,

Объясните значение слова «Медиатор» (ведущий примирительной программы, нейтральный посредник)
Участники пересаживаются по группам по форме фигур.
Сказка продолжается:
«Лесные жители не стали разбираться в чем дело, поверили всему и напали первыми. Люди заречья не поняли ситуации, послали своих посыльных выяснить, в чем дело. Посыльных встретили их очень агрессивно, с грубыми высказываниями. Разгорелся спор»
Цель следующих упражнений – показать как важно уметь оценивать свое состояние и свои чувства.

5) Упражнение «Галерея эмоций»
Ведущий приглашает посетить галерею эмоций (на доске развешены плакаты-фотографии «Эмоции и чувства»)
Здесь представлены фотографии. Попытайтесь увидеть эмоции, которые выражены на этих фотографиях. Названия эмоций написаны на карточках. Вам нужно будет взять карточку и найти фото, соответствующее данной эмоции. Количество карточек, с которыми вы будете работать, вы определяете сами». (Карточки – обида, грусть, удивление, решительность, ужас, увлеченность, восхищение, горе, тревожность, опасение, интерес, радость, азарт.) Таким образом, под каждой фотографией появляются названия 2-4 эмоций. После производится обсуждение и проверка.
Почему на всех фотографиях изображены дети?
Внимание! Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в блиц-опросе:
1.Согласно классическому описанию, этому чувству соответствуют немного вытянутые губы, приподнятые и вытянутые брови, приподнятые и вытянутые верхние веки, напряженные нижние веки. Автору это напомнило русскую народную поговорку. Назовите это чувство. (Страх)
2.На одной из картин Васнецова изображены две птицы с человеческими лицами. В названии картины, помимо имен птиц – Сирин и Алконост – упоминаются две базовые противоположные эмоции. Назовите их. (Печаль и Радость)
3.Эта эмоция возникает при неожиданных ситуациях. Если ситуация оказалась безопасной, она переходит в интерес, если приятной – в радость, если опасной – в страх. Назовите эмоцию. (Удивление)
4.На всех трех фотографиях выражена одна и та же эмоция Назовите ее. (Отвращение)
5.Внимание, отрывок из диалога.
Консультант. Что ты почувствовал, когда узнал, что тебя обманывают.
Клиент. Ну, вы, наверное, сами можете догадаться.
Консультант. Я могу догадаться только о том, как я бы чувствовал себя на твоем месте. Но было бы неплохо, если бы твои ощущения ты бы назвал сам.
Клиент. Да я просто чуть не избил его! Я почувствовал … обалдение. (Злость, возмущение)
Проверка ответов. В подарок – улыбка-наклейка.

6) Упражнение «Отражение чувств»
Необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием и спросить о нем. Например,
Ты ощущаешь себя обиженным?
Ты чувствовал обиду?
Тебе обидно?

Может быть, я сделала что-то не так? Неуверенность, тревожность, сомнение
Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал. Раздражение, обида, возмущение, злость
Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются. Успокоение, уверенность
Как она могла так поступить со мной, я же была ее подругой. Сожаление, обида, унижение, предательство
Он обозвал мою сестру, а я что молчать должен? Гнев, возмущение
Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть. Злость, гнев, раздражение
Я не понимаю, что я сделал не так, почему он так поступил. Сомнение в своих действиях, неуверенность, бессилие
Не хочу я с тобой разговаривать ни о чем, оставьте меня в покое. Обида, раздражение, злость
А если он снова начнет обзываться. Тревожность, беспокойство, страх
Я все делаю неправильно! Страх, раздражение, огорчение
Это все глупости! Обида, злость, возмущение
Я больше не пойду в школу! Тревога, обида, страх, протест

Участники пересаживаются по группам по написанному числу.
Сказка продолжается:
«Не разобравшись в ситуации, посыльные вернулись домой. На совете было высказано несколько предложений. Одни предлагали уйти с этого берега, бросить все нажитое, переплыть на другой берег и заново зажить спокойно. Другие предлагали драться до победного конца. Третьи предложили сесть за стол переговоров и обсудить сложившуюся ситуацию. Четвертые полагались на других, тихо молчали, уйдя от обсуждения, и не принимали никаких попыток к разрешению конфликта»

7) Упражнение «Способы поведения в конфликте»
Какие способы поведения в конфликте вы видите у членов совета? (наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта)
Какой способ применяется в восстановительных технологиях, что в нем привлекает? («обсуждение», т.к. эмоциональное состояние в данном случае наиболее позитивное).
Сказка продолжается:
«Встал из-за стола уважаемый старец и предложил обсудить создавшуюся ситуацию на нейтральной стороне двух враждующих государств, в присутствии третьей страны. Выясняя причины конфликта, третья сторона задала простой вопрос «А зачем это было нужно? Кто-то вспомнил странствующего короля и его злые высказывания»

8) Упражнение «Отражение потребностей»
Представь себе, что ты ведешь программу примирения. Твой собеседник произносит следующую фразу. Что скажешь ты ему?
Начинай фразу со слов:
«Тебе важно, чтобы …»
Я не люблю, когда на меня кричат. Он не имеет права. Тебе важно, чтобы тебя уважали.
Тебе важно, чтобы с тобой разговаривали нормальным тоном.
Если я с ним помирюсь, то все будут считать, что он победил, а я проиграл. Тебе важно победить.
Тебе важно не потерять свой авторитет.
Я не думаю, что наша встреча что-то изменит. Тебе важно рассмотреть разные варианты решения ситуации.
Тебе важно самостоятельно решить этот вопрос.
Почему он заставляет носить то, что мне не нравится? Я хочу носить одежду, какую хочу. Тебе важно самому принимать решения.
Я ему хочу ответить тем же. Пусть знает, как мне было. Тебе важно восстановить справедливость.
Тебе важно постоять за себя.
Тебе важно отомстить.
Я даже не знаю, что и рассказать, я вроде бы ничего плохого и не делал. Тебе важно обдумать, чтобы рассказать.
Тебе важно избежать наказания.
А почему я-то должна извиняться. Он должен. Тебе важно доказать, что он виноват.

9) Упражнение «Работа с медиа-материалом»
из фильма «Лиля forever» (0:26:10 – 0: 29:10)
Проанализировать видеосюжет с точки зрения медиатора.
1) Какие чувства испытывают участники конфликта?
Обидчик _____________________________________________________
Жертва ______________________________________________________
2) Какие потребности испытывают участники конфликта?
Обидчик _____________________________________________________
Жертва ______________________________________________________
3) Какие варианты решения конфликта возможны?
4) Если конфликт будет разрешен, какие преимущества получат стороны?
5) В каких случаях медиатору может показаться сложным сохранить нейтральную позицию?
Участники рассаживаются по группам как первоначально
(по желанию).
Сказка продолжается:
«Сидя за круглым столом, зашел разговор о более насущных делах. Три государства пришли к выводу, что нужно объединиться и жить вместе».

10) Упражнение «Перефразирование»
Перефразируйте правила разговора конфликтных сторон на примирительной встрече.

Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.

Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.

Находите конкретное решение в конкретной ситуации.

Предлагайте варианты выхода из ситуации.

В заключении Вашему вниманию предоставляется еще один отрывок
из мультфильма «Мост» (1.46 – …)

Разрешайте конфликты цивилизованно!
Я вам желаю большого терпения, надежды, удачи и крепкого психологического здоровья.
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического тренинга с педагогическим коллективом детского сада Тренинги для школьников 5-6 класс Тренинг для школьников. Все стороны моего "Я" Тренинг для 1-3 класса. Правила поведения в классе

Похожие статьи:

Тренинговое занятие «Успех публичных выступлений» с учащимися 10-11 классов.

Психологический тренинг для педагогов

Конспект урока математики, 8 класс. Умножение и деление алгебраических дробей
Опубликовано: 3387 дней назад (20 декабря 2014)
Просмотров: 16046
+1
Голосов: 1
Мария Александровна Цветкова # 20 декабря 2014 в 20:28 0
Ольга Васильевна, здравствуйте! Интересный материал подобран. Хотелось бы мне поучаствовать в таком тренинговом занятии! По поводу оформления. Пока есть время, напишите Вашу должность и задачи. Вместо "аннотация" лучше писать "описание и назначение материала".
Спасибо за материал. Голосую!
Елена Яковлевна Щербак # 20 декабря 2014 в 20:53 0
Спасибо за интересный и полезный тренинг!Обязательно применю на своих занятиях.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 20 декабря 2014 в 23:14 +2
Добрый вечер Ольга Васильевна! Познакомилась с вашим тренинговым занятием «Я - МЕДИАТОР» для ведущих школьных служб примирения. Идея интересная, подобран замечательный материал. Думаю, что такие занятия решат много конфликтных ситуаций в школе. По поводу оформления вам уже коллеги подсказали, хотелось бы узнать для какого возраста учащихся предназначен ваш материал. Желаю вам дальнейших творческих успехов. С уважением Г.Е.