Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектная деятельность в логопедической работе в детском саду

Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Актуальность темы
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений.
На сегодняшний день Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
И вот одной из таких педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Трудно переоценить возможности для развития ребенка, которое дает проектная деятельность. И для детей с речевыми нарушениями эти возможности являются особенно актуальными и необходимыми. Очевидным является тот факт, что русский язык - очень сложный по своим парадигматическим отношениям. Наша лексика включает в себя исторические, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать антонимы или несколько синонимов. Ребенку - дошколенку трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом. Особенно трудно это малышам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для педагога - организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным. Сделать процесс освоения лексической структурой речи интересным и максимально продуктивным для ребенка с речевыми нарушениями поможет метод проектной деятельности.
Еще большие перспективы технология проектной деятельности открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Работа логопеда с родителями ребенка всегда была тесной, но недостаточно вариативной. Основные формы взаимодействия логопеда с родителями это индивидуальные консультации, родительские собрания, информационные стенды. Не всегда, даже при индивидуальной консультации удается должным образом мотивировать родителей на активную работу по речевому развитию их ребенка. Но данные и отзывы воспитателей дошкольных образовательных учреждений об организации детско-родительских проектов показывает положительные результаты в плане мотивации родителей, повышение их заинтересованности на активное участие в образовательном процессе. Думаю такой же эффект может дать организация проектной деятельности для детей и родителей логопедом.
Но пока действие Федерального государственного образовательного стандарта не распространяется на систему логопедической помощи, особенно на логопункты. И это понятно. Довольно просто, и это уже повсеместно практикуется, организовать проектную деятельность по темам, касающимся речевого развития в специализированных детских садах для детей с речевыми нарушениями. Вся система работы там организована на коррекцию и развитие речи детей, поэтому и логопед и воспитатели имеют все возможности организовать такую форму работы. Но условия и система работы логопункта общеобразовательных дошкольных учреждений не дает таких широких возможностей для реализации проектной деятельности.
Встает вопрос, как быть логопедам логопункта? Как не упустить огромные возможности для речевого развития детей, которые дает технология проектной деятельности. Пока ответ один – становиться новаторами, пробовать внедрять и реализовывать новые технологии в своей профессиональной деятельности, осваивать и распространять новшества. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать эффективному развитию детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний. Вполне вероятно, что преобразования системы образования на государственном уровне коснется и логопедической помощи. Это так же подтверждает актуальность вопроса.
Таким образом, темой моей итоговой работы по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ является внедрение проектной деятельности при речевом развитии на дошкольном логопункте, при развитии представлений о словах антонимах у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Проблемой итоговой работы для меня является противоречие между наличием возможности использования технологии проектной деятельности для речевого развития детей на логопункте и отсутствием подобных экспериментов в собственной практике и в практике других специалистов.
Цель и задачи
Цель: апробация метода проектной деятельности в практику логопедической работы с детьми на логопункте ДОУ.
Для реализации проекта необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать литературу по теме.
2.Разработать план проектной деятельности по теме.
3.Привлечь родителей к активному участию в работе.
4.Реализовать проект.
5.Разработать и реализовать мониторинг, анализ проведенной работы.
II. Основная часть
Содержательно-технологический блок
Проект «Слова наоборот»
Цель: развитиеправильного и осознанного употребление детьми дошкольного возраста слов антонимов в речи; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; создание совместно с детьми и родителями иллюстрированного словаря антонимов разных частей речи; формирование у детей интереса к родному языку.
Образовательные и развивающие задачи:
•Познакомить детей с некоторыми антонимами.
•Развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению. Развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь антонимов детей.
•Развивать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
•Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Ожидаемые результаты: правильное и осознанное употребление детьми слов антонимов в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку и к поисковой деятельности.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, учитель-логопед.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Этапы проекта:
1.Провести родительское собрание (Информирование и мотивирование родителей на работу в форме проектной деятельности. Создание буклетов, которые содержат информацию о целях и задачах проектной деятельности, о планируемых результатах).
2.Подготовить методические материалы необходимые для работы над проектом детям и родителям (Аннотированный каталог ресурсов, памятки).
3.Оборудовать информационный уголок в группе (собрать все необходимые материалы с ответами (диски с детскими обучающими передачами по теме, наборы картинок слов антонимов, логопедические пособия: «Скажи наоборот», «Необычные часы» ) на проблемный вопрос, предоставить детям возможность свободного доступа к ним)
Реализация проекта:
4.Постановка проблемы(в игровой форме детям представляются антонимы, ведется беседа о том что дети знают об этих словах, а что не знают).
5.Постановка целей для исследования (описание выделенных неизвестных фактов в виде целей для исследования).
6.Разработка план деятельности по достижению цели:
•к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
•где, в каких источниках можно найти информацию;
•какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
7.Обсуждение с детьми на какие вопросы им удалось найти ответы, как они это сделали.
8.Выбор детьми продукта (презентация или самодельный словарик).
9.Обсуждение плана создания продукта.
10.Создание детьми вместе с родителями иллюстрированного словаря антонимов.
11.Презентация своей работы (словаря) всей группе.
12.Самооценка ребенком проведенной работы по листу самооценивания.
13.Подведение итогов, определение задач для новых проектов.
Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку.
Контрольно-оценочный блок
В виду новизны применения технологии проектной деятельности особенно остро встает необходимость разработки и реализации мониторинговых процедур, системы оценки качества для отслеживания эффективности технологии. Для этого нужно разрабатывать экспертные карты для оценки условий реализации проекта, его содержательной части и результатов, проводить фото и видеозапись для дальнейшего анализа.
Ресурсный блок (условия)
Для полноценного внедрения проектной деятельности в работу логопеда на логопункте, необходимы изменения в условиях организации логопедической помощи. Необходима разработка нормативно-правовой базы, где прописывалась бы возможность использования проектной деятельности в логопункте на равнее с урочной, выделялось бы на это отдельное время в графике работы. Необходима так же разработка соответствующих научно-методических материалов где были бы прописаны основные направления, задачи развития детей с разными речевыми нарушениями в проектной деятельности на логопункте, алгоритм проведения таких проектов. Также должно быть организовано необходимое материально-техническое оснащение.
Данный же проект «Слова наоборот» не требует больших материально-технических затрат. Все необходимое обычно имеется в арсенале любого дошкольного учреждения. А именно:
•Техническое оборудование: компьютер, проектор, фотоаппарат (в том числе и у родителей).
•Картинный материал: картинки с изображением слов антонимов.
•Материалы для творческой деятельности: альбомы, краски, кисти, карандаши, ножницы, клей и т.п.
III. Заключение
Выводы
Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и ,конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Метод позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.
Важнейшим его достоинством, является самостоятельное "добывание" знаний детьми. Только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Только самостоятельно проработав тему, изучив новые слова ребенок будет использовать их в собственной речи.
Думаю, технологии проектной деятельности будет востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствуют качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересовывают родителей в образовательном процессе, стимулируют их к активному участию в развитии ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной" Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Познавательный проект. Вторая младшая группа

Похожие статьи:

Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР | Галактика в банке своими руками
Опубликовано: 3383 дня назад (19 августа 2015)
Просмотров: 12131
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!