Проектная деятельность во второй младшей группе.
Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.
Педагогический проект «Дружба».
Автор: Дискантова Мария Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к воспитанию нравственно-патриотических качеств, а также в организации мероприятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта:
Многие события и факты, происходящие в родной стране, дети не осознают в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм.
Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. «Воспитывать человека — значит определять судьбу нации» - Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Цель проекта: Формирование системы нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста, представление детям возможности проявлять социальную активность в обществе.
Задачи:
Образовательные:
• Учить заботливому отношению к родным и близким, старшему поколению и сверстникам.
• Способствовать формированию желания принимать участие в общественных мероприятиях, направленных на оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
• Знакомить с символикой Российского государства
• Дать представления о правах ребенка. Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
Развивающие:
• Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости
• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам.
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям родного города, страны, семьи, детского сада
• Воспитывать уважение к труду разных профессий.
• Побуждать в детях способность оказывать помощь сверстникам, взрослым, сочувствовать, сопереживать.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Участники проекта: воспитанники младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги по работе.
Вид проекта: педагогический.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, аудио- и видеотека, книжки - панорамы; дидактические игры; пазлы - на тему «Дружба», «Моя улица», «Мой город»; художественные альбомы и фотографии с иллюстрациями достопримечательностей города и страны;
Предварительная работа:
1.
Изучение методической литературы.
2.
Чтение детям художественной литературы и сказок о дружбе, семье, взаимовыручке.
3.
Беседы с детьми на тему:
• «Моя улица»,
• «Моя семья - мой дом»,
• «Что такое дружба!».
4.
Рассматривание фотографий, картин о Родине, о Москве. Знакомство с символикой государства: флаг.
5.
Чтение пословиц и поговорок о дружбе, добре, помощи и справедливости:
• Всякая помощь хороша вовремя.
• Ищешь помощи — сам помогай.
• Доброе слово – тоже помощь.
• Дал слово, держи его.
• Друг познается в беде.
• Расстояние дружбе не мешает.
• Вместе и беда легче переносится.
• Вместе тесно, а врозь скучно.
• Все за одного, один за всех.
• Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
• Нет друга - ищи, а нашел - береги.
• Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.
• Народная дружба и братство дороже всякого богатства.
• Будете, друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
• Не бросай друга в несчастье.
6.
Настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры по теме «Дружба»:
Настольно-печатные игры «Чей малыш?», « Распредели всем поровну»
Цель: способствовать развитию у детей представлений об окружающем мире, расширять словарный запас-знакомство с названиями домашних и диких животных и их детенышей.
Настольно-печатная игра–ассоциация «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: знакомить детей с правилами поведения людей в обществе, учить различать положительные и отрицательные поступки, способствовать развитию такого качества, как сопереживание.
Дидактические игры: «У нас нет жадных»; «Добрые и вежливые слова».
Цель: развитие речевого общения, связной речи, воспитание вежливости.
Сюжетно-ролевая игра: «Семья» сюжет "Я помогаю маме готовить обед".
Задачи:
• Развитие умения выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед).
• Воспитание навыков коллективной игры.
• Формирование доброжелательных отношений в игре.
Сюжетно-ролевая игра «Почта» сюжет "Отправка посылки".
Цель:- знакомство детей с работой почтового отделения.
Задачи:
-расширять представления детей о труде работников почты (почтальона, приемщика)
- расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения
- воспитывать дружеские взаимоотношения в игре
Предварительная работа с детьми:
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Почта». Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций (здания почтового отделения, работа приемщика оператора, почтальон).
Сюжетно-ролевая игра: «Больница» сюжет «У врача на приеме»
Цель: - формирование умений последовательно выполнять два последовательных действия сюжета (слушает больных, назначает лечение, ставит градусник), развитие способности брать на себя роль врача, медсестры, пациента;
Предварительная работа:
- беседы; рассматривание иллюстраций к стихотворению А. Барто «Зайка»; чтение художественной литературы;
Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская»
Цель: -формирование соответствующих игровых действий, использование во время игры инструменты парикмахера.
Предварительная работа:
- беседа о профессии парикмахера с использованием иллюстраций, рассматривание иллюстративного материала по теме.
7.
Прослушивание аудио записей, песен о дружбе:
«Доброта» (м/ф про Фунтика); «Песенка о дружбе» («Приключения в стране Мульти-Пульти»); «Улыбка» (из мультфильма "Крошка Енот")
8.
Наглядно - информационные консультации с родителями «Роль семьи в воспитании у ребенка патриотических чувств».
Проект реализовывался в несколько этапов (подготовительный, основной, заключительный):
Этапы, содержание педагогического проекта:
Подготовительный этап:
Деятельность педагога:
• Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;
•
«Поможем, чем можем!» - сбор подарков для детей ДНР;
• изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта «Дружба»;
• определение содержания деятельности всех участников проекта;
• создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе двигательно-игровой совместной деятельности;
• Подбор материала и оборудования для проведения бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
• подбор художественной литературы для чтения воспитанникам;
• Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
• подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта
• разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Дружба»
• Беседы с родителями о необходимости принятия участия в проекте
Основной этап:
Совместная деятельность детей и педагога:
• проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала по теме «Дружба»;
• чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками по теме «Дружба»;
• организация тематических ширм, папок-передвижек, альбомов на тему о дружбе, взаимовыручке;
• проведение итогов
Совместная деятельность детей и родителей:
• участие родителей и детей в оказание помощи детям ДНР
• консультация на тему «Добр ли ваш ребенок?».
• Изготовление книжек-малышек о добре и дружбе
•
Заключительный этап:
• «Родительская гостиная» Тема встречи «Мир не без добрых людей»…
• совместная работа по изготовлению поздравительной открытки к Новому году для детей ДНР
(МК будет выложен в блоге).
•
Проведение акции «Милосердие» ссылка на сайт школы
•
Комплектация и оформление посылок для детей ДНР
При организации и проведении проекта «Дружба» мы опирались на следующие принципы:
•
принцип свободы и самостоятельности, который позволил воспитанникам самостоятельно определить свое отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
•
принцип новизны, который позволил преодолеть стереотипность и однообразие среды;
•
принцип универсальности, который позволил изменять игровую среду, трансформировать ее, моделировать развитие игры, делать ее насыщенной и мобильной и др.
Формы работы:
• Рассказы воспитателя о дружбе, доброте, взаимопомощи;
• Беседы-диалоги;
• Изготовление поздравительной Новогодней открытки;
• Чтение детской литературы по теме: «Дружба»;
• Виды родительского собрания «Круглый стол», «Родительская гостиная».
Результат совместного педагогического проекта:
Дети:
• воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
• развитие диалоговой речи;
• развитие активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой;
• формирование духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
Воспитатели:
• организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
• внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
• самообразование и самореализация воспитателей.
Родители:
• получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
• формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
• развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
• возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Желаю творческих успехов!
Рекомендуем посмотреть:
Проект в младшей группе детского сада на тему: Сказки
Проект для младшей группы детского сада. Водичка
Проект в младшей группе детского сада. Театрализованная деятельность
Проект для детей младшей группы детского сада "Что за прелесть эти сказки"